Рабочая программа по географии. 6 класс. К учебнику Герасимовой, Неклюковой.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса географии
Рабочая программа составлена на основе авторской программы И.И.Бариновой, В.П.Дронова, И.В.Душиной, В.И.Сиротина.- М.: Дрофа, 2015г.; требований ФГОС основного общего образования, примерной программы основного общего образования по географии, базисного учебного плана и полностью отражает базовый уровень подготовки школьников.
Данная программа по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебно-методическим комплексам так называемой «классической» линии, выпускаемым издательством «Дрофа». Авторы программ являются одновременно и авторами соответствующих учебников. Такой подход представляется наиболее правильным. Наличие единого авторского коллектива, разрабатывающего концепцию, а затем и программы, учебники и учебно-методические пособия, дает возможность устранить многие недостатки и сложности, связанные с несогласованностью содержания программ и школьных учебников.
Курс географии 6 класса - курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле - картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.
Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально- ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и пони мания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
При изучении курса решаются следующие задачи:
- формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
- формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном
уровнях;
- развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
- развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
- развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации
- развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;
- развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России;
- развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы.
Место курса географии в базисном учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 6 классах 34 часа (1 ч в неделю).
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курса географии на ступени основного общего образования предшествует курс «География. Начальный курс», включающий определенные географические сведения.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теории, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для
последующей уровневой и профильной дифференциации.
НАЧАЛЬНЫИ КУРС 6 КЛАСС
(1 ч в неделю, всего 34 ч)
ВВЕДЕНИЕ 1 ч
Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.
Земля - планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», ,«тропики», «полярные круги», «параллели », «мери-
- приводить примеры географических следствий движения Земли.
Виды изображений поверхности Земли (9 ч)
ПЛАН МЕСТНОСТИ (4 ч)
Понятие о плане местности. Что такое план местности? Условные знаки.
Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.
Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.
Изображение на плане неровностей земной поверхности. Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.
Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.
Практическая работа № 1. Изображение здания школы в масштабе.
Практическая работа № 2. Определение направлений и азимутов по плану местности.
Практическая работа № 3. Составление плана местности методом маршрутной съемки.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА (5 ч)
Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус - модель земного шара.
Географическая карта. Географическая карта - изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.
Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и картах.
Географическая широта. Географическая широта. Определение географической широты.
Географическая долгота. Географические координаты. Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.
Изображение на физических картах высот и глубин. Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.
Практическая работа №4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности , «масштаб», «азимут», «географическая карта»;
- называтъ масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе;
- приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;
- находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
- читать план местности и карту;
- определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;
-производить простейшую съемку местности;
- классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
- определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;
- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.
Строение Земли. Земные оболочки (22 ч)
ЛИТОСФЕРА (5 ч)
Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические горные порода. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.
Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.
Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.
Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин по времени. Человек на равнинах.
Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.
Практическая работа №5. Составление описания форм рельефа.
ГИДРОСФЕРА (6 ч)
Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.
Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан? Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура. Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.
Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.
Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.
Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.
Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.
Практическая работа №6. Составление описания внутренних вод.

АТМОСФЕРА (7 ч)
Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.
Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.
Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков: Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.
Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.
Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.
Практическая работа №7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.
Практическая работа №8. Построение розы ветров.
Практическая работа №9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.

БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (4 ч)
Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанax. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.
Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный компплекс. Географическая оболочка и биосфера.
Практическая работа №10. Составление характеристики природного комплекса (ПК).
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море» , «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;
называть и показывать основные географические объекты;
работать с контурной картой;
называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;
определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;
классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;
объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы;
измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану;
описывать погоду и климат своей местности;
называть и показыватъ основные формы рельефа Земли , части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса климатические пояса Земли:
называть меры по охране природы.

НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (З ч)
Население Земли. Человечество - единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек и природа. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;
приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;
составлять описание природного комплекса;
приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
участвовать в совместной деятельности;
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
оценивать работу одноклассников;
выделять главное, существенные признаки понятий;
определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами;
классифицировать информацию по заданным признакам;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
классифицироватъ информацию;
создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
ответственным отношением к учению, готовностью и способностъю к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
опытом участия в социально значимом труде;
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
пониманием ценности здорового образа жизни;
основами экологической культуры
Календарно – тематическое планирование уроков по курсу «География»
(1 час в неделю, всего 34 часа,)
6 класс
Номер урока Наименование разделов и тем Характеристика основных видов деятельности ученика Плановые сроки прохождения Скорректированные сроки прохождения
5а 5б
Введение ( 1 ч )
1 Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля-планета Солнечной системы К: формулировать собственное мнение и позицию
Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
П: Умение работать с новым учебником, контурной картой и атласом Виды изображений поверхности Земли (4 ч)
План местности ( 4 ч )
2 Понятие о плане местности.
Масштаб.
Практическая работа №1. «Изображение здания школы в масштабе»
К: контролировать действия партнёра, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане, оценивать правильность выполнения, действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области
П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач, осуществлять
синтез как составление целого из частей 3 Стороны горизонта. Ориентирование.
Практическая работа №2. «Определение направлений и азимутов по плану местности» К: формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Р: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
П: устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений, использовать знаково- символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач 4 Изображение на плане неровностей земной поверхности К: использовать речь для регуляции своего действия
Р: строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет
П: осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ 5 Составление простейших планов местности.
Практическая работа №3. «Составление плана местности методом маршрутной съемки» К: задавать вопросы
Р: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
П: устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений Географическая карта (5 ч.)
6 Форма и размеры Земли. Географическая карта К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задачР: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области
П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, ориентироваться на разнообразие способов решения задач 7 Градусная сетка на глобусе и картах К: контролировать действия партнёра
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане П: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям 8 Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты.
Практическая работа №4. «Определение географических координат объектов
и объектов по их географическим координатам» К: строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Р: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.
П: использовать знаково- символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач, обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи 9 Изображение на физических картах высот и глубин К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Р: различать способ и результат действия
П: строить сообщения в устной и письменной форме 10 Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли». Выполнение тестовых заданий.
Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату Строение Земли. Земные оболочки (22 ч)
Литосфера (5 ч)
11 Земля и ее внутреннее строение К: владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения
Р: осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания
П: владеть рядом общих приёмов решения задач 12 Движение земной коры. Вулканы, горячие источники, гейзеры К: контролировать действия партнёра, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области
П: строить сообщения в устной и письменной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков 13 Рельеф суши. Горы К: строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет
Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач 14 Равнины суши.
Практическая работа №5. Составление описания форм рельефа К: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач
Р: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей
П: строить логическое рассуждение, включающее установление при- чинно- следственных связей 15 Рельеф дна Мирового океана К: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации
Р: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок П: записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ Гидросфера (6 ч)
16 Вода на Земле. Части Мирового океана. Некоторые свойства океанической воды К: формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Р: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, использовать знаково- символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач 17 Движение воды в океане К: использовать речь для регуляции своего действия, контролировать действия партнёра
Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей
П: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач 18 Подземные воды К: учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной
Р: использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата
П: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях 19 Реки К: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Р: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме
П: использовать знаково- символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач 20 Озера.
Практическая работа №6. Составление описания внутренних вод К: с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия
Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи
П: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям 21 Ледники К: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную
П: осуществлять синтез как составление целого из частей Атмосфера (7 ч)
22 Атмосфера: строение, значение, изучение К: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственнойР: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
П: использовать знаково- символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач 23 Температура воздуха
Практическая работа №7. «Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры» К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Р: принимать и сохранять учебную задачу
П: устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений 24 Атмосферное давление. Ветер.
Практическая работа №8. «Построение розы ветров днем и ночью»
К: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач
Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.
П: устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений 25 Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.
Практическая работа № 9. «Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным»
К: строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения
Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи)
П: осуществлять синтез как составление целого из частей, строить сообщения в устной и письменной форме 26 Погода К: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Р: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей
П: использовать знаково- символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач 27 Климат К: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию
Р: различать способ и результат действия
П: основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов 28 Причины, влияющие на климат К: понимать относительность мнений и подходов к решению проблемыР: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме
П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием Интернета Биосфера. Географическая оболочка (4 ч)
29 Разнообразие и распространение организмов на Земле. Организмы в Мировом океане. К: задавать вопросы
Р: использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи
П: устанавливать аналогии 30 Природный комплекс .Практическая работа №10. «Составление характеристики природного комплекса (ПК)» К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничествеР: принимать и сохранять учебную задачу
П: строить сообщения в устной и письменной форме 31 Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки». Выполнение тестовых заданий К: задавать вопросы
Р: использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи
П: устанавливать аналогии Население Земли (3 ч)
32 Население Земли
К: контролировать действия партнёра
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане
П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач 33 Человек и природа К: контролировать действия партнёра
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане
П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач 34 Обобщение и контроль знаний по разделу « Население Земли». Выполнение тестовых заданий.
Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
Итого по программе: 34 часа.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.География. Начальный курс. 6 класс. Учебник. – М., Дрофа, 2013 г. ФГОС
Громова Т.П. География. Начальный курс. 6 класс. Методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой. – М., Дрофа, 2014 ФГОС 
Карташева Т.А., Курчина С.В. География. Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс». С тестовыми заданиями ЕГЭ. – М., Дрофа, 2013. ФГОС.
Баранчиков Е.В.География. 6 класс. Сборник заданий и упражнений к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой "География. Начальный курс. 6 класс". ФГОС, 2013 г.
Контурные карты «Физическая география. Начальный курс». 6 класс, 2014
Атлас. «Физическая география. Начальный курс». 6 класс, 2014
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Интерактивная доска.
Персональный компьютер.
Географические карты.
Мультимедийные обучающие программы.
Физико-географический глобус.
Компас ученический.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей
естественно – научного цикла
№ 1 от «30» августа 2015 года
____________Тынчеров И.Р.
СОГЛАСОВАНО
Зам. Директора по УВР
_____________Савичева Л.М.
От «30» августа 2015года