Педагогический проект Тема: «Формирование мотивации обучающихся в процессе обучения по учебной дисциплине физическая культура»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ульяновский государственный педагогический университет
имени И.Н. Ульянова»
(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)
Факультет дополнительного образования
Кафедра стандартизации профессионального и
технологического образования
Педагогический проект
Тема: «Формирование мотивации обучающихся в процессе обучения по учебной дисциплине физическая культура»
Выполнил:
слушатель группы ПО – 09
преподаватель
ОГАПОУ «Ульяновский авиационный колледж-МЦК»
Гордеева Наталья Геннадьевна
Ульяновск
2016
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы способов формирования мотивации студентов СПО в процессе обучения
1.1. Понятие «мотивация»…………………………………………………….. …...5
1.2. Формирование мотиваций студента…. ………………………...……...……...6
1.3. Мотивации студентов к занятиям физической культурой………………....13
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
2.1. Анкетирование студентов по вопросам мотивации студентов к учебе…………………….…………………………………………………...............18
2.2. Анализ анкетирования....……………………………………………………...24
3. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….……………………....33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..……...35
Введение
Важным составляющим сохранения здоровья людей является физическая активность. Она влияет на деятельность, ценностные ориентации поведения, физическое, психологическое, социальное состояние общества в целом.
Государственным образовательным стандартом учебная дисциплина «Физическая культура» включена в состав обязательных гуманитарных дисциплин. Основная задача данной дисциплины сводится к тому, чтобы сформировать у студентов знания о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни, научить владеть аспектами практических умений и навыков, которые обеспечивают укрепление и сохранение здоровья, формирование и улучшение психофизических способностей и качеств личности.
Согласно проводимым исследованиям общее состояние здоровья школьников в России ухудшается. По данным А.А. Баранова до 60 % подростков страдают той или иной патологией; у подростков в возрасте 10– 14 лет в среднем диагностируется 2–3 хронических заболевания, в возрасте 15–18 лет – от 4 до 5; увеличилось число учащихся со сниженной и избыточной массой тела.
В основе многочисленных проблем со здоровьем часто лежит недостаточно сформированная физическая культура личности, как следствие низкая физическая активность учащихся. У 80 % школьников выявлена недостаточная двигательная активность. Особенно данная проблема становится актуальной в старшем школьном возрасте, когда физиологическая потребность в движении, действующая в младшем возрасте, уходит на второй план, а ведущее место в удовлетворении физической активности занимают внутренние сознательные мотивы, которые часто не сформированы. Существенным фактором снижения двигательной активности следует считать возросшую нагрузку в учебе при подготовке к экзаменам.
Одним из главных составляющих успешного выполнения физкультурно-спортивной деятельности является мотивация. Низкий уровень мотивационных установок на здоровый образ жизни у молодежи и несформированность потребности к занятиям физической культурой, безусловно вызваны слабой организацией физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Большое значение, в связи с этим, приобретает поиск новых организационных средств, форм и методов, которые позволяют более результативно осуществлять должное направление. Они должны выступать инициаторами и организаторами целенаправленной и эффективной работы по сохранению, реабилитации и приумножению здоровья студенчества.
Изложенные факты определяют ЦЕЛЬ моего педагогического проекта: изучение способов мотивации для формирования физической культуры личности и подготовки к социально-профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья.
ЗАДАЧИ проекта, которые стоят передо мной:
анализ педагогической и методической литературы о формирование мотивации обучающихся в процессе обучения по дисциплине физическая культура;
вовлечение студента в активную, физическую, продуктивную деятельность;
повышение уровня успеваемости и качества обучения.
АКТУАЛЬНОСТЬ проекта заключается в формировании мотивации и вовлечении студентов колледжа в активную физическую деятельность, способствующей развитию личности, которые помогут им быть успешными в современном мире.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение способов формирования мотивации студентов СПО в процессе обучения повысят мои профессиональные способности;
Укрепление здоровья, развитие физических способностей обучающихся;
Повышение уровня успеваемости и качества обучения.
Реализация педагогического проекта включает в себя три основных этапа: подготовительный, практический и аналитический.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап - Подготовительный с- 15.12.15 по 1.09.16.
2 этап - Практический с 1.09.16 по 1.10.16.
3 этап - Аналитический с 1.10.16. по 1.11.16
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОСОБОВ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СПО В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
1.1. ПОНЯТИЕ «МОТИВАЦИЯ»
Мотивация (от лат. movere) – побуждение к действию; динамический процесс, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Мотивация к физической активности - особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности. Она отражает интерес к занятиям, активное и осознанное отношение к занятиям физической культурой, поэтому так важно формировать у занимающихся мотивы, необходимые для рационализации спортивной деятельности и повышения эффективности психолого-педагогических воздействий. Лишь достаточно замотивированный студент будет регулярно заниматься физической культурой, как на уроках, так и самостоятельно.
Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость. Мотивационный компонент отражает позитивное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и установок, волевых усилий, направленных на практическую и познавательную деятельность
Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Им в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления:
а) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, то есть система факторов, детерминирующих поведение;
б) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Выделяют разные группы мотивов к занятиям физической культурой:
– внутренние мотивы, связанные с удовлетворением процессов деятельности (эмоциональность, новизна, динамичность, любимые упражнения и т.д.);
– внешние положительные мотивы, основанные на результатах деятельности (приобретение знаний, умений, навыков, активный отдых и т.д.);
– мотивы, связанные с перспективой (укрепление здоровья, развитие физических качеств, коррекция фигуры и т.д.);
– внешние отрицательные мотивы (страх перед насмешками из-за неумения выполнять какое-либо движение, получить низкую отметку и т.д.).
Однако наиболее важным мотивом для решения основных задач физичес-кого воспитания является укрепление здоровья. Важны также подкрепляющие его мотивы: обеспечить потребность в движении; приобрести дополнительные знания, умения и навыки; улучшить работоспособность и двигательные качества; расширить свои физические возможности с целью улучшения качества жизни.
1.2. Формирование мотиваций студента.
Студенчество ведет малоподвижный образ жизни, сталкивается с рядом трудностей, связанных с увеличением учебной нагрузки, относительной свободой студенческой жизни, проблемами в социальном и межличностном общении т. д. У студентов не сформирована потребность в самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Все это ведет к снижению мотивации к занятиям физической культурой и спортом, приводит к снижению уровня индивидуального здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развитие и физической подготовленность студентов.
В связи с этим огромное значение приобретает исследование структуры мотивационной заинтересованности в занятиях физической культурой студенческой молодежи, поиск путей ее повышения.
Особую роль в сложном и многофакторном процессе формирования индивидуальности человека призвано сыграть физическое образование. Оно создает фундамент здоровья для развития других сторон культуры человека, обеспечивает внутренние гарантии продуктивности учебно-познавательной деятельности. Поэтому одной из основных задач физического воспитания является сформированная потребность учащегося к занятиям физической культурой и спортом. В этой связи особое значение приобретают исследования развития мотивационной сферы учащихся (Л. И. Божович, П. К. Дуркин, Е. П. Ильин, Е. П. Пилоян и др.). Мотивы занятий физической культурой и спортом включены в общую структуру мотивационно- потребностной сферы, которая, в свою очередь, является существенной частью мировоззрения личности учащегося. Изучение мотивов занятий физической культурой и спортом – важнейшее условие формирования полноценной учебной деятельности школьника и значимая составляющая управления процессом воспитания личности (А. Ц. Пуни, Г. Б. Горская, Т. Е. Лапко, О. В. Дашкевич, В. А. Зобков и др.).
Занятия физической культурой и спортом – это полимотивированная деятельность. Иерархия мотивов в ней определяется сочетанием и степенью выраженности потребностей учащегося, и наиболее важные моменты становления его мотивационной сферы связаны со сменой типов ведущей деятельности. Формирование положительно устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и спортом является предпосылкой воспитания личности учащегося. К сожалению, вопросы, связанные с мотивацией учеников к занятиям физической культурой и спортом, несмотря на попытки практического их решения остаются недостаточно разработанными с научной точки зрения. Обусловлено это в основном двумя причинами.
Во-первых, в современной психологии нет единства в понимании существа этого явления.
Во-вторых, в физической культуре и спорте понятие «мотив» затерялось в тени «истинно спортивных» категорий – воли, целеустремленности, смелости, решительности и т. п. Между тем в физической культуре и спорте роль мотивационных, побудительных начал проявляется особенно ярко. Таким образом, возникает проблема необходимости изучения аспектов формирования мотивов у студентов к занятиям физической культурой и спортом.
Мотивация человека зависит и от оценки окружающих, и от самооценки. Этот фактор позволяет педагогу влиять на развитие личности, направлять деятельность индивида. Одним из условий формирования устойчивой мотивации является взаимопомощь на занятиях между субъектом и объектами воспитания, а также между объектами. Между тем можно выделить целый ряд факторов, влияющих как положительным, так и отрицательным образом на желание учащихся заниматься.
В результате изучения, анализа и обобщения научно-методической литературы по теме исследования установлено, что в основе возникновения мотивов физкультурно-спортивных занятий лежат как потребности и объективные условия жизни, так и внутренняя позиция самой личности. Физкультурная активность обусловлена, в основном, эмоциональными переживаниями привлекательности физкультурно-спортивных занятий и доставляемых им удовольствие. Не случайно, видимо, в качестве мотивов таких занятий на первом месте называют получение удовольствия от самого процесса физкультурной активности .Формирование мотивов связано с воздействием определенных внешних и внутренних факторов.
Внешние факторы – это условия (ситуации), в которых оказывается субъект деятельности.
Внутренние факторы – это желания, влечения, интересы и убеждения, которые выражают потребности, связанные с личностью субъекта деятельности. Особую роль играют убеждения. Они характеризуют мировоззрение студента , придают его поступкам значимость и направленность. Личностные убеждения связаны с социальными побудителями активности человека. Мотивационная сфера школьника является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес ученика к занятиям, его активное и осознанное отношение к осуществляемой деятельности, т. е. к учебе, поэтому так важно с началом обучения формировать у учащегося необходимые для рационализации его учебной деятельности и повышения эффективности педагогических воздействий мотивы, отличающиеся высокой степенью интереса к занятиям физической культурой и убежденностью в целесообразности этих занятий. При этом следует создавать соответствующие внешние условия для деятельности школьников.
Для того, чтобы понять как правильно осуществлять формирование стойкой мотивации у студентов к занятиям физической культурой и спортом, нам необходимо было выяснить отношение учащихся к урокам физической культуры в колледже, изучить мотивацию к урокам физической культуры и определить кто и что, по мнению студентов, играет наиболее важную роль при формировании интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Важнейшей задачей, стоящей перед преподателем физической культуры в колледже, является формирование оптимального мотивационного комплекса к своему предмету и к самостоятельным занятиям физическими упражнениями у своих воспитанников.
Мотивационный комплекс – система причин, лежащих в основе поведения личности, группы или коллектива в целом.
Оптимальный мотивационный комплекс можно представить в следующем виде: ВМ, ВПМ, ВОМ или ВМ ≥ ВПМ> ВОМ, где ВМ – внутренняя мотивация, ВПМ – внешняя положительная мотивация, ВОМ – внешняя отрицательная мотивация. Внутренняя мотивация должна соответствовать внешней положительной мотивации или преобладать, т.е. быть гораздо сильнее внешней отрицательной. При таком соотношении видов мотивации возможно успешное решение задач физического воспитания.
Мотивация человека зависит и от оценки окружающих, и от самооценки. Этот фактор позволяет педагогу влиять на развитие личности, направлять деятельность индивида. Одним из условий формирования устойчивой мотивации является взаимопомощь на занятиях между субъектом и объектами воспитания, а также между объектами. Между тем можно выделить целый ряд факторов, влияющих как положительным, так и отрицательным образом на желание старшеклассника заниматься.
Основным средством формирования положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом является игра.
Основные методы, используемые при формировании мотивации к занятиям физической культурой и спортом, являются:
похвала или порицание;
соревнование с другими;
проблемность, стоящая перед студентом;
привлекательность;
влияние успеха и неудачи;
влияние общественного внимания (т. е. занятия физической культурой и спортом важны);
наличие перспективы, конкретной цели.
Сравним, как происходит организация педагогом внутренне и внешне мотивированной познавательной деятельности.
К компонентам познавательной деятельности относят:
Цель; 4. Действие;
Мотив; 5. Результат;
Средства; 6. Оценка.
Сравним, как реализуется каждый из компонента познавательной деятельности при внутренней и внешней мотивации.
№ Компоненты
познавательной
деятельности Внутренняя
мотивация Внешняя
мотивация
ЦЕЛЬ-модель предполагаемого результата Совместная со студентами работа по осмыслению постановки учебных задач Цель ставит педагог
МОТИВ-побуждение к деятельности Опора преподавателя на внутренние мотивы Мотивирует педагог за счет внешних стимулов («надо, «пригодится»)
СРЕДСТВА – приемы, с помощью которых осуществляется деятельность Совместный выбор средств, адекватных цели Средства выбирает педагог
ДЕЙСТВИЕ – основной элемент деятельности Совместный выбор действий в соответствии с интересами и возможностями студента Педагог сам организует и регламентирует действие ученика
РЕЗУЛЬТАТ – продукт деятельности В центре внимания педагога – внутренние позитивные изменения в личности студента Педагог подводит студентов к результату, который сам наметил
ОЦЕНКА Обеспечение педагогом возможности произвести самооценку результата Педагог оценивает сам
А теперь сравним: При традиционной внешней мотивации все компоненты деятельности находятся в руках педагога; студенты попадают в капкан пассивности, обнаруживая феномен «выученной бесполезности», инициатива, самостоятельность, творчество не присуще студентам у такого педагога, ибо 90% всего учебного времени студент выполняет репродуктивные действия.
«Развитие и образование одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственным напряжением. Иначе он может получить только возбуждение…». (А. Дистервег).
Можно заставить выучить теорему, правило, стихотворение, но заставить «захотеть учиться» НЕВОЗМОЖНО. В то же время именно мотивы учения определяют, чем станет получаемое в колледже знания для студентов.
Как формировать мотив?
Создание ситуации успеха и психологической поддержки;
Создание атмосферы общей радости, переживания, поиска;
Помогающие отношения, способствующие саморазвитию личности;
Ненасильственная педагогика;
Создание ситуации поддержки интереса через:
занимательность;
проблемные ситуации и поиск истины;
активные методы обучения;
ролевые игры и др.
Создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
Студент – активный субъект собственной деятельности;
Мотивация учения, ИНТЕРЕС К УЧЕБНОМУ ТРУДУ, познавательной деятельности занимает ПЕРВОЕ МЕСТО по степени влияния на продуктивную учебную деятельность. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС формируется на основе потребности в знаниях.
Развитие его идет через:
содержание обучения;
чередование методов и форм обучения;
увлеченное преподавание;
атмосферу в группе на занятии;
психологический климат в группе, колледже, педагогическом коллективе;
учет интересов, способностей каждой личности;
проблемные ситуации;
организацию творчества и поиска на занятиях;
создание ситуаций успеха;
показ достижений обучаемых.
1.3. Мотивации студентов к занятиям физической культурой.
Проведенный опрос по исследованию мотивации студентов к физической культуре на базе колледжа, в котором принимало участие 30 студентов, выявил три основные группы мотивов:
1. группа актуальных мотивов:
· своевременное получение зачета;
· обретение уверенности в себе;
· избежание конфликта с преподавателем;
· повышение уважения к себе со стороны товарищей по группе, близких;
·улучшение внешнего вида и впечатления, производимого на окружающих (улучшить телосложение, подчеркнуть выигрышные особенности фигуры, улучшить пластику движений, совершенствовать двигательные умения и навыки);
2. группа оздоровительных мотивов:
· потребность в повышении физической подготовленности и работоспособности;
· улучшение физического развития;
· получение максимальной оздоровительной пользы от движений;
3. группа психологически значимых мотивов:
· снятие эмоционального напряжения;
· предупреждение развития стрессовых состояний;
· отвлечение от неприятных мыслей;
· восстановление психической работоспособности;
· гедонистические мотивы.
На высоком уровне ценностных ориентаций был выявлен блок личностного, эмоционального и физического развития:
· Личностное развитие (21 опрошенных);
· Положительный эмоциональный настрой (18 опрошенных);
· Совершенствование своего телесного «Я» (15 опрошенных).
На умеренном уровне – блок ценностных ориентаций на профессиональную компетентность:
· Профессиональная ориентация (11опрошенных);
· Учебные знания сверх программы (7 опрошенных);
· Развитие компетентности (17 опрошенных).
На низком уровне – блок усвоения правил социума:
· Информация, используемая в повседневной жизни (6 опрошенных);
· Формальные требования к поведению и аттестации (11 опрошенных) .Успешная реализация мотивов и целей вызывает у обучаемых вдохновение, желание заниматься, интерес к самостоятельным занятиям. Внутренняя мотивация возникает и тогда, когда занимающийся испытывает удовлетворение от самого процесса, условий занятий (взаимоотношения) с педагогом, тренером, товарищами по группе.
Внешняя и внутренняя мотивация занятий физическими упражнениями существуют в единстве и особенное значение приобретают при организации самостоятельной физической тренировки. В данном случае, как правило, отсутствует воздействие внешних факторов (тренерские рекомендации и наставления, расписание занятий физической культурой и др.).
1. Укрепление здоровья и профилактика заболеваний. Наиболее сильной мотивацией самостоятельных занятий физическими упражнениями, безусловно, является возможность укрепления здоровья и профилактика заболеваний. Благотворное воздействие на организм физических упражнений известно очень давно и не вызывает сомнений, и в настоящее время его можно рассматривать по двум взаимосвязанным направлениям:
· формирование здорового образа жизни и уменьшение вероятности заболеваний, в том числе и профессиональных;
· лечебное воздействие физических упражнений при многих видах болезней.
2. Повышение работоспособности. Длительные психологические исследования поведения человека при выполнении работы показали, что снижение производительности труда происходит вследствие его монотонности, однообразия. Непрерывное выполнение умственной деятельности приводит к понижению процента восприятия информации, к большему числу профессиональных ошибок. Кратковременное выполнение специальных физических упражнений для мышц всего тела и зрительного аппарата значительное повышает эффективность релаксации, чем пассивный отдых.
Удовольствие от самого процесса занятий физическими упражнениями. В процессе занятий физическими упражнениями в организме человека происходят изменения деятельности всех систем, в первую очередь сердечнососудистой и дыхательной. Определенные виды физических упражнений являются незаменимым средством их разрядки и нейтрализации отрицательных эмоций. Удовольствие от тренировочной работы связано с выделением гормонов надпочечников — адреналина и норадреналина.
3. Спортивная мотивация. Данный вид мотивации основывается на стремлении человека улучшить собственные спортивные достижения. Вся история человечества, процесс эволюции строились на духе соперничества, на соревновательном духе взаимоотношений. Стремление достичь определенного уровня, перегнать в своих спортивных достижениях соперника — является одним из мощных регуляторов. Особенно это желание характерно для профессиональных спортсменов. Стремление быть лучшим среди себе подобных — это мощнейшая мотивация для самостоятельных занятий физическими упражнениями.
4. Эстетическая мотивация. Суть эстетической мотивации заключается в следовании моде на здоровье, на красивое человеческое тело. Она довольно часто присутствует там, где занимаются аэробикой, атлетической гимнастикой, системой йога и др. Как правило, эстетическая мотивация не имеет долговременной направленности на конкретные направления и виды спорта. Приходит другая мода, и показатель эстетической направленности меняется. Но, когда эстетическая мотивация взаимодействует с модой на укрепление здоровья, красоту человеческого тела, она не исчезает и с изменением моды.
5. Стремление к общению. Самостоятельные занятия физическими упражнениями с группой подвижников, например, в клубах по интересам (оздоровительный бег, туризм, велоспорт), являлись одной из главных мотиваций в нашей стране более десятка лет назад и носили массовый характер. В настоящее время ситуация несколько изменилась, и эта мотивация не имеет столь действенного эффекта.
6. Стремление познать свой организм, свои возможности. Эта мотивация во многом близка к спортивной мотивации, но не полностью аналогична ей. Если спортивная мотивация — это соперничество между спортсменами, то данный вид мотивации основан на желании победить себя, свою лень. Человек всегда стремился познать свой организм, свои возможности, а затем и улучшить их. Данная мотивация заключается в желании максимально использовать физические возможности своего организма, улучшить свое физическое состояние, повысить физическую подготовленность.
7. Мотивация творчества, воспитания и укрепления семьи. Следующая составляющая самостоятельных занятий физическими упражнениями представляет собой группу мотиваций. Физические упражнения дают практически неограниченные возможности для совершенствования в самых разных направлениях, в том числе и в укреплении семьи. Однако семья характерна тем, что её члены слишком различны по уровню развития вследствие большой разницы в годах. Занятия физическими упражнениями доступны для всех, начиная от детей и кончая людьми престарелого возраста — конечно, при различных уровнях физической нагрузки. Именно поэтому они идеально подходят для общего интереса в семье. Они играют огромную роль в деле воспитания детей: фактически через них проходит передача жизненного опыта из поколения в поколение.
8. Случайные мотивации. К ним относятся все другие мотивации, имеющие узкую специфическую направленность. Во многом случайные мотивации являются производными от перечисленных ранее, часто они представляют собой комплексные «величины». Наиболее часто встречающейся случайной мотивацией заняться физическими упражнениями является желание сбросить лишний вес и похудеть.
Наряду с положительными, на физкультурной активности сказываются и «отрицательные» мотивации. Под отрицательными мотивами следует понимать мешающие факторы и определенные неудобства, осознанные личностью и препятствующие реализация определенных действий. Основными факторами являются: домашняя занятость, особенности характера, профессиональной деятельности, отсутствие компании для занятий, места занятий рядом с домом, плохое самочувствие и пр.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП.
Основными задачами второго этапа моего проекта являются:
провести анкетирование студентов по вопросам мотивации студентов к учебе;
провести анализ полученных результатов анкетирования;
повышать уровень успеваемости и качества обучения.
В ходе исследования было проведено анкетирование студентов 1- 3 курсов «Ульяновского авиационного колледжа» г.Ульяновска с целью выявления мотивационного комплекса к занятиям физической культурой, также было проведено анкетирование с целью определения отношения учеников к предмету и выявления возможных факторов, негативно влияющих на отношение к занятиям.
Объекты исследования:
группы:
13с-1 по специальности 24.02.01 Производство летательных аппаратов;
14с-1 по специальности 24.02.01 Производство летательных аппаратов;
15пи-1 по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) (машиностроительное направление).
Всего было задействовано 30 учащихся 1-х- 3-х курсов. Анкетирование носило сравнительный характер и проводилось с целью выявления субъективного отношения учащихся к урокам физической культуры в колледже, изучения мотивации к урокам физической культуры в колледже и исследования мнения учащихся кто и что играет наиболее важную роль в формировании интереса к занятиям физической культурой и спортом. Полученные результаты были отработаны и сведены в таблицы.
АНКЕТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ ПО ВОПРОСАМ МОТИВАЦИИ
СТУДЕНТОВ К УЧЕБЕ
Уважаемые студенты! Просим ответить на следующие вопросы:
Как Вы относитесь к занятию физической культуры?
Ответ Количество Процент
Положительно 18 60%
Нейтрально 10 33,33%
Отрицательно 2 6,67%
Резко отрицательно 0 0%
2. Нужны ли Вам занятия физической культурой?
Ответ Количество Процент
Да, нужны 18 60%
Нужны, но редко 9 30%
Не вижу смысла 3 10%
Свой ответ 0 0%
3. Какая у Вас группа по физической культуре?
Ответ Количество Процент
Основная 22 73,33%
Подготовительная 4 13,33%
Специальная группа 4 13,33%
4. Какое количество занятий физической культурой в неделю вы видите оптимальным?
Ответ Количество Процент
1-2 18 60%
3-4 9 30%
Ни одного 2 6,67%
Свой ответ 1 3,33%
5. Выберите утверждение, которое наиболее соответствует Вашему обычному самочувствию на занятиях?
Ответ Количество Процент
Усталость, безразличие, напряжение 7 23,33%
Приподнятое настроение 18 60%
Радость и вдохновение 3 10%
Свой ответ 2 6,67%
6. Как часто Вы пропускаете занятия по физической культуре?
Ответ Количество Процент
Вообще не хожу 2 6,67%
Раз в неделю 1 3,33%
Раз в месяц 8 26,67%
Раз в 3 месяца 2 6,67%
Раз в семестр 5 16,67%
Не пропускаю 12 40%
7. Причина пропуска
Ответ Количество Процент
По болезни 16 53,33%
Не нравятся преподаватели 1 3,33%
Нет времени 2 6,67%
Плохой инвентарь 0 0%
Занимаюсь общественной деятельность колледжа 5 16,67%
Освобожден(а) или (хорошо сданы нормативы) 2 6,67%
Свой ответ 4 13,33%
Свои ответы:
отпрашиваюсь по мере надобности
поездка домой
Проспала
сплю
8. Чего не хватает на занятиях физической культурой?
Ответ Количество Процент
Проводить больше соревнований 0 0%
Оснащения спортивных залов 13 43,33%
Просторных раздевалок 11 36,67%
Продуктивности занятий 2 6,67%
Молодого персонала 3 10%
Свой ответ 1 3,33%
9. Чем Вы хотите заниматься на занятиях физической культурой ?Ответ Количество Процент
Теннис 7 23,33%
Волейбол 1 3,33%
Бег 4 13,33%
Силовые упражнения 3 10%
Гимнастика 12 40%
Легкая атлетика 3 10%
Свои ответы:
ничем
фитнес
футбол
10. Ваше отношение к сдаче нормативов
Ответ Количество Процент
Считаю важным и положительным 5 16,67%
Отрицательно 9 30%
Нейтрально 16 53,33%
Свой ответ 0 0%
11. Как Вы сдаете нормативы?
Ответ Количество Процент
Отлично, у меня нет никаких проблем 9 30%
Сдаю, но не на отлично 18 60%
Не сдаю, слишком высокая планка 3 10%
12. Занимаетесь ли дополнительными секционными занятиями по физической культуре?
Ответ Количество Процент
Регулярно 3 10%
Хочу , но нет времени 10 33,33%
Нерегулярно 2 6,67%
Не занимаюсь 15 50%
13. Ваш пол
Ответ Количество Процент
Девушки 4 13,33%
Юноши 26 86,67%
14. Принято ли в вашей семье активно проводить свободное время, кататься на лыжах, коньках и т.п.?
Ответ Количество Процент
Регулярно 3 10%
Хочу, но нет времени 10 33,33%
Нерегулярно 2 6,67%
Не занимаюсь 15 50%
15. Ваш возраст
16 - 7чел.
17 – 19 чел.
19 - 4 чел.
При выявлении причин, снижающих интерес и активность на занятиях по физической культуре, в основу были приняты результаты анкетирования студентов. Причины, называемые студентами, по своему характеру можно разделить на три группы: группа причин организационного характера, группа причин методического характера и группа причин личностного характера. Среди причин методического характера 41,3% опрошенных выделили несоответствие предлагаемых нагрузок физическим возможностям. Среди личностных причин 37,5% опрошенных называют низкий уровень собственной физической подготовленности. Одной из основных причин организационного характера называется отсутствие занятий по интересам - 41,6%.
Мотивы посещения уроков физкультуры студентов тоже разные: те кто
доволен уроками ходят на них ради своего физического развития и укрепления здоровья, а те кто не удовлетворен уроками физкультуры (в основном девочки), посещают их ради зачетов и чтобы избежать неприятностей из-за прогулов.
Студентам были заданы такие вопросы как: интересны ли вам уроки физической культуры, оправдывают ли они ваши ожидания, какие разделы вам наиболее интересны, что бы вы хотели изменить в содержании уроков. Для выявления влияния семьи студента на мотивацию к занятиям и удовлетворен-ность предметом был задан вопрос «Принято ли в вашей семье активно проводить свободное время, кататься на лыжах, коньках и т.п.?»
В ходе проведения тестирования мотивационного комплекса было выявлено, что процент учащихся с оптимальным мотивационным комплексом на 1курсах составляет 32,4%, на 2 курсах 46,6%, на 3 курсах 30,43%. Также высоким является процент с отрицательным мотивационным комплексом: на 1 курсах он составляет 27,8%, на 2 курсах 19,7%, на 3 курсах 24,6%
2.2 Анализ анкетирования
1. Как Вы относитесь к занятию физической культуры?
Нужны ли Вам занятия физической культурой?
Свои ответы:
3. Какая у Вас группа по физической культуре?
4. Какое количество занятий физической культурой в неделю вы видите оптимальным?
Свои ответы
5. Выберите утверждение, которое наиболее соответствует Вашему обычному самочувствию на занятиях?
Свои ответы:
время от времени
Как и всегда
6. Как часто Вы пропускаете занятия по физической культуре?
7. Причина пропуска
Свои ответы:
отпрашиваюсь по мере надобности
поездка домой
Проспала
сплю
8. Чего не хватает на занятиях физической культурой?
9. Чем Вы хотите заниматься на занятиях физической культурой ?
Свои ответы" респондентов:
ничем
фитнес
футбол
10. Ваше отношение к сдаче нормативов
11. Как Вы сдаете нормативы?
12. Занимаетесь ли дополнительными секционными занятиями по физической культуре?
13. Ваш пол
14. Принято ли в вашей семье активно проводить свободное время, кататься на лыжах, коньках и т.п.?
Ответ Количество Процент
Принято 10 33.33%
Редко 5 16,67%
Очень редко 3 10%
Никогда 12 40%
15. Ваш возраст
16лет-7 чел.
17лет-19 чел.
18лет-4чел.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП.
Как Вы относитесь к занятию физической культуры?- 60% студентов относятся положительно к занятиям.
Нужны ли Вам занятия физической культурой? - 60% студентов ответили что нужны.
Какое количество занятий физической культурой в неделю вы видите оптимальным?- 60% студентов ответили 1-2 раза в неделю.
На вопрос: «Выберите утверждение, которое наиболее соответствует Вашему обычному самочувствию на занятиях?» - 60% студентов ответили приподнятое.
Чего не хватает на занятиях физической культурой?- 43% студентов ответили оснащенности залов.
На вопрос «Ваше отношение к сдаче нормативов»-нейтрально ответили 53% студентов.
«Принято ли в вашей семье активно проводить свободное время, кататься на лыжах, коньках и т.п.?»- только 33% ответили положительно.
Вот если бы семья и желание студентов занимало приоритетное место, как основной мотив, тогда бы здоровых, увлеченных делом студентов стало больше, а неуспевающих было бы меньше.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.Здоровье – бесценное состояние не только отдельного человека, но и всего общества. Это феномен человеческой жизни, который в значительной степени определяется условиями ее организации, то есть образом жизни.
Среди факторов здорового образа жизни трудно выделить главные и второстепенные, так как только в комплексе они могут оказывать желаемый оздоровительный эффект, формировать и сохранять здоровье человека. Тем не менее, необходимо выделить такие факторы образа жизни как двигательная активность, индивидуальный двигательный режим, от особенностей которого в значительной степени зависит здоровье, гармоничность физического развития, функциональное состояние организма, и по особенностям которого можно судить о мотивационно-ценностных особенностях, направленности личности, о ее жизненных установках. Помимо влияния на физическое состояние человека физические упражнения способствуют совершенствованию психических свойств, формированию характера человека.
Одной из особенностей современного образа жизни является прогрессирующая тенденция к уменьшению объема двигательной активности и снижению мышечных затрат в сочетании с нервно-психическими перезагрузками. Нет более эффективного физиологического метода стимуляции различных систем человеческого организма, чем мышечная (физическая) деятельность. Посредством тренировки она совершенствует механизмы регуляции, направленные на восстановление функций различных органов и систем, а также уровня трудоспособности человека. Именно физические упражнения являются наиболее эффективным средством повышения сопротивляемости организма неблагоприятным влияниям среды.
К сожалению, большинством людей ценность здоровья осознается тогда, когда оно находится под серьезной угрозой. Данная ситуация обусловлена и такой причиной, как не сформированность мотивационно-ценностных установок на здоровый образ жизни. Отсюда следует, что забота о здоровье есть важнейшая задача в деле подготовки специалистов. Колледж должен выступать инициатором и организатором целенаправленной и эффективной работы по сохранению, реабилитации и приумножению здоровья студенчества.
Проблема сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи является приоритетной задачей в образовании, от решения которой зависит не только здоровье отдельного человека, но и населения страны в целом. Физическая культура должна обеспечить более полное удовлетворение духовных интересов студентов; знания, полученные при освоении обязательного минимума программного материала по физической культуре, должны составить базис представлений о здоровом образе жизни и обеспечить теоретическую основу формирования навыков и умений по физическому самосовершенствованию личности в течение всей жизни.
Список литературы
Беляничева В.В. «Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов». / Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики – Саратов, 2009г
Горшков А.Г., Виленский М.Я. «Физическая культура и здоровый образ жизни студента» Гардарики 2007.
Дворкин Л.С «Физическое воспитание студентов» уч. пособие Феникс 2009
Дуркин П.К. «Формирование у школьника устойчивого интереса к занятиям спортом» // Теория и практика физической культуры 1995
Евсеев Ю.М. «Физическая культура» Феникс, 2008.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб, 2006. 512 с.
Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебн. для ин-тов и факл. физ. культуры. / Е.П. Ильин – СПб.: Изд. РГПУ им. А.Герцена, 2005. – 486 сИльин, А. А. Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой / А. А. Ильин, К. А. Марченко, Л. В. Капилевич, К. В. Давлетьярова // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – № 360. – С. 143–147.
Ильинич В. «Физическая культура студента» Гардарики, 2007
Конкина М.А. Занятия физической культурой и спортом в структуре ценностных ориентаций среди студенческой молодѐжи / М.А. Конкина // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. - М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов. - 2008. - С. 1 –
Круцевич Т.Ю. Отношение студентов к занятиям по физическому воспитанию в вузе /Т.Ю. Круцевич, О.Ю. Марченко // Физическое воспитание и спорт в системе образования как фактор физического и духовного оздоровления нации // Международная научно-практическая конференция. - Минск: БГУФК, 2009. - Ч. 2. - С. 150-153
Лубышева Л.И. Инновационные направления педагогической системы формирования физической культуры студенческой молодежи / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2005. –№ 4. – С. 38–46
Макаренко В.К. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом / В. К. Макаренко // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. – 2008. – № 6 (10). – С. 140–144.