Урок литературного чтения 4 класс УМК «Перспективная начальная школа» (Р.Г. Чуракова, Н.В. Чуракова) Тема урока:Нравственные уроки жизни в сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Наумовская основная общеобразовательная школа»
хутор НаумовскийУрок литературного чтения 4 класс УМК «Перспективная начальная школа»
(Р.Г. Чуракова, Н.В. Чуракова)
Тема урока:Нравственные уроки жизни в сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»
Автор: Шашкина Ольга Григорьевна,
учитель начальных классов
2015 год
Тема: Нравственные уроки жизни в сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»
Цели:познакомить с понятием «нравственные уроки» на материале произведения; развивать познавательные процессы и УУД; формировать нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные: знать содержание сказки; уметь рассказывать о жизни Алеши (словесно рисовать или пересказывать текст), воспринимать и анализировать текст, давать характеристику герою.
Метапредметные УУД:
Личностные: осваивает нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, выявляет актуальность идеи произведения для себя, современных школьников, делает выводы о нравственных уроках жизни, которые получил, прочитав сказку; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме, использует ее для решения различных учебных задач.Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, хрестоматия, таблицы.
Ход урока:
Орг. момент.
Здравствуйте ребята! Когда люди встречаются, они, улыбаясь, обмениваются хорошим настроением. Давайте и мы улыбнемся друг другу и нашим гостям, и начнем наше занятие.
Актуализация опорных знаний.
-Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу со сказкой Антония Погорельского «Черная курица или подземные жители»
На доске записана тема урока, но первое слово закрыто. Хотите его узнать? Предлагаю выполнить тестовую работу, 12 вопросов по количеству букв, за каждый правильный ответ открываем одну букву. У каждой группы лежит тест с вопросами. Первая группа отвечает на первые 6 вопросов, а вторая на остальные шесть вопросов. (слайд 2) (тест в приложении 1).
-Справились, молодцы! Давайте ответим на вопросы и откроем слово.
Молодцы и у нас получилось слово НРАВСТВЕННЫЕ.
И какая получилась тема у нашего урока? ( Тема нашего урока «Нравственные уроки жизни в сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».) (слайд 3)
-Т.е. мы продолжаем работу над сказкой А. Погорельского. И эпиграфом к уроку будут слова А.С. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». (слайд 4) Как вы его понимаете? (Ответы детей)
Мотивация учебной деятельности, целеполагание
А вы знаете, что такое нравственность? Обсудите в группах и заполните 1-ю колонку таблицы под № 1, которая у вас лежит на столе..Что вы хотите узнать по теме урока, сформулируйте и запишите во 2-й колонке.
Знаю Хочу узнать Узнал
- определение (внутренние духовные качества, нормы, правила поведения)
- поступки бывают нравственные и безнравственные Кому нужны уроки?
Почему оказались нужны?
Кто преподал уроки?
В чем они состояли? Первая группа прочитает, как она заполнила первую колонку, а вторая группа, то, что у них получилось во второй колонке.
Молодцы, действительно нравственность - это внутренние духовные качества, нормы, правила поведения. (слайд 5)
Таким образом, ребята, мы поставили цели нашего урока. И сегодня нам действительно нужно выяснить каковы главные уроки сказки. Волшебное семечко освободило Алешу от труда, и теперь не надо учить уроки. Заманчиво, не правда ли? Но хорошо ли?
Работа по усвоению новых знаний.
Характеристика героя сказки
=Ребята, у каждой группы есть таблица, в которой вам нужно охарактеризовать Алешу. Заполните ее. Первой группе, нужно написать, каким был Алеша до получения семечки, а второй группе каким он стал после получения. (слайд 6)
Алеша до получения семечки Алеша-владелец семечки
Умненький, миленький.
Любил правду.
Одинокий.
Любил читать.
Хорошо учился.
Развито воображение.
Романтик.
Верил в волшебство.
Ненавидел жестокость Самолюбивый.
Важничал перед другими.
Гордый и не послушный.
Специально шалил.
Отлично отвечал учителю урок.
- Давайте послушаем, что у вас получилось.
-А как вы думаете, что стало главной причиной изменения Алеши в худшую сторону? (Праздность).
-Найдите эпизод и выразительно прочитайте, что делал Алеша, когда не готовил уроки? ( Читают)
-Какой из этого вы можете сделать вывод? ( Праздность развращает человека, значит, труд является обязательным условием нравственной красоты человека.) (слайд 7)
-Какой эпизод является самым драматичным в жизни Алеши? ( Потеря волшебного семечка и предательство.)
-Давайте, прочитаем этот эпизод по ролям. ( Читают.)
-В чем был не прав Алеша? Приносят ли ему радости в жизни успехи, к достижению которых он не приложил ни капли усилий? ( Нет, не приносят.)
-Какой сделаем вывод? ( Алеша забыл о самом главном: все на свете дается человеку трудом, только знания добытые трудом остаются крепко в голове, только их никто не может отнять, только они приносят пользу.) (слайд 8)
-Ребята посмотрите фрагмент из одноименного фильма «Третий сон Алеши». (слайд 9)
-Каков его смысл? ( Чернушка учит мальчика хранить тайну, не быть неблагодарным.)
Беседа по вопросам хрестоматии.
-Почему Чернушка называет неблагодарность «худшим свойством»?
-К чему привела неблагодарность Алешу? ( Он предал маленьких жителей.)
-Попробуйте объяснить слова Чернушки: «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выползают через щелочку». (Дурные привычки легко приобрести, но трудно от них избавиться.)
-Давайте рассмотрим еще один эпизод сказки «разговор учителя с Алешей» (инсценировка).
-Какие уроки мы можем извлечь из этого разговора? ( Не для того дан ум, чтобы употребить его во зло.)
-Ребят, скажите, а как автор относится к своему герою? ( Автор очень любит своего героя, он хочет, чтобы из Алеши вырос настоящий человек.)
-Вспомните, а для кого была написана сказка? ( А. Погорельский написал ее для своего племянника, будущего писателя Алексея Константиновича Толстого.)
-Толстой не раз вспоминал сказку своего наставника. И я вас сейчас, наверное, удивлю. Много лет спустя Антоний Погорельский в письме к своему племяннику А. Толстому признался, что история, изложенная в сказке не вымысел, а правда. Алеша из сказки - это он сам. «Предательства своего, глупости, гордыни и самонадеянности я и по сей день себе не простил».
Физкультминутка (слайд 10)
-Ребята, вы уже, наверное, устали, давайте немного отдохнем.
-Отдохнули, а теперь посмотрим еще один фрагмент фильма « последний визит Чернушки». (слайд 11)
- Ребята, как же закончилась сказка? ( Алеша заболел, выздоровел, вернулся к жизни, к себе самому прежнему.)
-Что оказалось для Алеши самым сильным и мудрым уроком? ( Умение быть благодарным и прощать.)
V. Творческая работа.-Какие ошибки совершил Алеша? Каждая группа напишите ему письмо, в котором попытайтесь выразить свое отношение к его действиям. (Звучит музыка из фильма «Гостья из будущего», композитор Е. Крылатов) (слайд 12) (Чтение писем.)
-Молодцы! А как вы думаете, в какой момент Алеше особенно важно было бы получить такое письмо?
VI. Закрепление пройденного.
-Ребята, так в чем мудрость этой сказки? (Все достается только собственным трудом, тогда это ценится, приносит радость и счастье.)
-Какие уроки жизни получил Алеша и вы, прочитав и поняв эту сказку?
( Надо уметь отвечать за свои поступки, надо развивать скромность и трудолюбие, нельзя ставить себя выше других людей.)
-Имеет ли право человек считать себя выше других? ( Нет, не имеет.)
Пройдут годы и если скромность, трудолюбие, доброта к другим людям и строгость к себе останутся вашими верными друзьями, значит, вы не забыли волшебную историю, которая случилась много лет назад в Петербурге.
Рефлексия
Ребята, давайте вспомним, какие цели мы ставили к сегодняшнему уроку. Обсудите в группах, можем мы сейчас ответить на поставленные вопросы? Заполните 3-ю колонку таблицы. Прочитайте.
Итак, мы сегодня на уроке выяснили, какие нравственные уроки усвоил Алеша из этой фантастической истории, произошедшей с ним. Давайте составим кластер: чему нас учат нравственные уроки? (приложение 4).
А если бы вы получили волшебное зернышко, то какое загадали желание? У каждого есть свое волшебное зернышко, напишите на нем свое желание, но прежде подумайте, о чем вы напишите и к каким последствиям это может привести. ( Пишут свои желания.)
-Написали? Кто желает прочитать свое желание?
VIII. Домашнее задание (слайд 13)(1 или 2 по выбору учащихся)
Это добрая, очень грустная и мудрая сказка. Она не столько повествует о чудесах, сколько заставляет нас заглянуть в свое сердце, подумать о себе, а какой я?
«…Алеша стыдился об этом говорить…»
А вам когда-нибудь было стыдно за свои поступки? Какой выход из ситуации нашли вы? Напишите ответ.
Напишите продолжение сказки.
Рефлексия. (Самооценка)
Приложение 1
Тест по волшебной повести А.Погорельского
«Черная курица …»
1. Настоящее имя писателя Антония Погорельского:
а) Алексей Алексеевич Перовский
б) Алексей Константинович Толстой
в) Алексей Николаевич Плещеев
2. Как звали главного героя повести?
а) Ванюша
б) Алеша
в) Илюша
3. Где он жил?
а) дома
б) в училище
в) в пансионе
4. Как звали любимую курочку Алеши?
а) Чернушка
б) Пеструшка
в) Ряба
5. Кем она была при дворе подземного короля?
а) рыцарем
б) охранником
в) министром
6. Шандалы – это …
а) подсвечники
б) факелы
в) лампочки
Приложение 1
Тест по волшебной повести А.Погорельского
«Черная курица …»
1. Закрытые двери легко отворялись, потому что …
а) Чернушка кудахтала
б) Чернушка хлопала крыльями
в) у Чернушки был волшебный ключ, открывающий все двери.
2. «Зала была без окошек, и …
а) «…вход в неё охраняли рыцари»
б) «…в темных углах стояли рыцари»
в) «…по обеим сторонам висели на стенах рыцари»
3. Какое желание Алеши исполнил король?
а) быть смелым
б) быть умным
в) не учивши, знать урок.
4. О чем просили Алешу король и министр?
а) быть добрым мальчиком
б) сохранить все в тайне
в) учиться на отлично
5. Алеша получил от короля …
а) конопляное семечко
б) тыквенное семечко
в) арбузное семечко
6. Как изменился Алеша?
а) стал скромным
б) стал скрытным
в) стал самолюбивым
Приложение 2
Знаю Хочу узнать Узнал
Приложение 3
Алеша до получения семечки Алеша-владелец семечки
Нравственные уроки