Технология урока рефлексии. Начальная школа XXI века 2 класс ФГОС


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Малая Семеновка»
Технология урока рефлексии
Подготовила:
учитель начальных классов
Краморова Е.А.
2016 – 2017 учебный год
Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки.
Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее.
Формированию такого умения и средств контроля
и оценки помогает особый тип урока — урок-рефлексия по ФГОС. 
Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном понимании — это "разговор с самим собой".
В чем отличие урока-рефлексии по ФГОС от традиционных уроков-обобщений и повторений
Если сравнивать урок-рефлексию с традиционной схемой уроков, то первый будет объединять в себе сразу несколько типов привычных всем уроков (контроля знаний, урок-повторение, урок-обобщение, урок-закрепление).
Главное отличие — ученик должен самостоятельно находить "трудные места", сам оценивать, какой именно вид работы у него не получается и сам решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему.
По требованиям ФГОС, к каждому уроку необходимо указать две цели: содержательную и деятельностную.
Цели для урока-рефлексии:
Содержательная: повторение, закрепление или обобщение пройденного материала
Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм (другими словами — научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления).
Уроки рефлексии имеют следующую структуру:
1. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности (1-2 мин.)
2. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности (5-8 мин.)
3. Локализация индивидуальных затруднений
4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений
5. Реализация построенного проекта
6. Обобщение затруднений во внешней речи (4-5 мин.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин.)
8. Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин.)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности (1-2 мин.)
Основная цель этапа  - выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.
На данном этапе важно создать такую атмосферу, чтобы каждый ученик "включился" в работу. И не просто потому, что ему "надо", а потому что он "хочет"! 
Например: можно начать урок с добрых пожеланий, привести высказывания великих о работе над собой и своими ошибками, провести интеллектуальную разминку, привести интересный факт в духе: "А знаете ли вы, что…!"
Русский язык Тема: «Различаем разделительные Ь и Ъ»
«Права ли, Маша?» после обсуждения проблемной ситуации делаем вывод, что Маша права. В случае затруднения обращаемся к учебнику, подглядываем в ответ Маши.
2. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности (5-8 мин.)
Основная цель этапа  - подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.
Этот этап предполагает повторение пройденного материала и фиксирование основных понятий, терминов, знаний, которые усвоены.
То есть, учитель готовит учащихся к самостоятельному выполнению определенного задания. Заданий не должно быть много — 5 - 6. Но все задания должны подбираться с таким учетом, чтобы можно было применить все новые изученные правила и способы работы.
Примеры заданий для урока-рефлексии, в т.ч. для начальной школы:
Кластер. Многие используют этот прием на этапе рефлексии. В начале урока составление кластера поможет быстро обобщить и структурировать теоретический материал.
Сорбонки. Карточки памяти позволяют выявить пробелы. Работу можно проводить индивидуально или в группах. Во втором случае учащиеся могут помочь одноклассникам выявить пробелы по теме.
Текст с пропусками. Методика знакома всем. Причем этот прием можно использовать не только на уроках по гуманитарным предметам.
Блиц-опрос.
РАФТ. Ученик выбирает роль и рассказывает о себе. Например, на уроке русского языка: "Представь, что ты — Ъ. Расскажи о себе". Расскажи о себе" и т.д.
Да/нет. Учитель зачитывает суждения, определение терминов, понятий. Учащиеся либо соглашаются, либо опровергают.
Корзина идей. Каждый ученик в течение двух минут записывает все, что ему известно по теме. Далее начинается групповой этап: учащиеся (в группах, по парам) делятся знаниями, обмениваются информацией. На третьем этапе (коллективном) каждый называет одно сведение, факт по теме (без повторов!). Все сведения записываются на доске (в корзину) без комментирования. Cразу видно, кто активно "наполняет корзину", а кому требуется помощь.
Можно также предложить учащимся фиксировать те сведения, которые он не смог вспомнить сам и те, которые вообще не знал.
"Лови ошибку". Учащимся предлагается текст / задача / пример, содержащие энное количество ошибок.
Обявил, вълетел, съёжился, въюга, наъезд"Жокей и лошадь". Класс делится на две группы. Одна группа получает карточки с вопросами, другая — с ответами. Соотнести слово и звуковую модель. Затем каждый ищет свою пару.
ищет свою пару.
Вьюга _______________________
Вьют _______________________
Въехал _______________________
Подъезды _______________________
Лисья _______________________
Завершается данный этап рефлексией, где учитель подводит учащихся к выводу, что ошибки — это не "криминал", а повод задуматься.
Карточки памяти.
поезд подъезд
заявить объявить
ВЫВОД:
_______ е
Ъ ё
ю я
3. Локализация индивидуальных затруднений
Основная цель этапа - осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.
Т.е. научить детей шаг за шагом анализировать свои действия и понять, почему именно этот пример / правило / упражнение вызвали затруднения.
Удобнее всего работать по вопросам:
Какое задание я выполнял?
Какое знание я использовал / каким способом решал задачу?
Что делал сначала? Потом?
Где возникло затруднение?
Почему? Чего мне хватает для правильного решения?
В это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение – нет.
Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе - выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет - получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа самопроверки.
4.Построение проекта коррекции выявленных затруднений
Основная цель этапа  - постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
На данном этапе составляется индивидуальный (или групповой) проект решения проблемы.
Формулируем цель. Общая цель всегда одна: коррекция знаний, устранение пробелов. Для каждого ученика (или группы) цель будет конкретной: научиться различать разделительные Ь и Ъ знаки.
Определяем средства. Что поможет учащимся достичь цели? Может быть, понадобятся учебник, алгоритм, карточка памяти и т.д. 
Определяем способ. То есть, составляем план, как будет решаться проблема (повторить правило, рассказать соседу по парте, выполнить практическое задание)
Для начала ученику можно предложить тот план, который вы использовали на уроке получения новых знаний. В дальнейшем учащиеся должны научиться самостоятельно планировать свои действия.
5.Реализация построенного проекта
Основная цель этапа -  осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
Это самостоятельная работа по составленному плану. Учитель при необходимости направляет ученика, задает наводящие вопросы. Учащиеся, быстро справившиеся с заданием, переходят к выполнению творческих заданий или выступают в роли консультантов и помогают другим.
Из данных слов составь предложение и исправь ошибки:
подёмный, стройке, кран, подьехал, кК стройке подъехал подъёмный кран.
6.Обобщение затруднений во внешней речи (4-5 мин.)
Основная цель этапа   - закрепление способов действий, вызвавших затруднение.
Учащиеся фронтально, а затем в парах (группах) выполняют задания по тем правилам, применение которых вызвало наибольшее затруднение. При этом обязательно проговаривается порядок действий. Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, - лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий.
Работа по учебнику Упр. 2 в…юга, в…езды, б…ём, с…езды, плат…е, об..зды, мурав…и, под…ём.
Важно! На данном этапе каждое действие сопровождается рефлексией (обдумыванием: как это делается, что именно нужно делать, все ли стало понятным).
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин.)
Основная цель этапа  - интериоризация (переход извне внутрь, от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоение жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом.) способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.Каждый ученик работает самостоятельно, выполняет задание по новому, усвоенному способу и сам оценивает — насколько хорошо у него получилось, получилось ли вообще применять вновь усвоенное правило.
8. Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин.)
Основная цель этапа  - применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
На данном этапе учащиеся получают задания, которые связывают новое знание / умение с уже пройденным материалом или задания, подготавливающие к восприятию следующей новой темы.
Лучшего всего подходят задания, содержащие игровые элементы, блиц-опросы, викторины.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Основная цель этапа  - осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.
Проводится один из вариантов рефлексии деятельности на уроке и содержания материала, которые помогут учащимся оценить свою активность, вновь приобретенные знания, закрепить алгоритм действий и поставить себе оценку.
Примеры рефлексии: анкеты, рефлексивная мишень, графики и пр.
Такой видится структура уроков отработки умений и рефлексии. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач — они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени.
Русский язык Тема: « Различаем разделительные Ь и Ъ знаки»
2. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности (5-8 мин.)
Карточки памяти.
поезд подъезд
заявить объявить
ВЫВОД:
_______ е
Ъ ё
ю я
"Лови ошибку". Учащимся предлагаются слова, содержащие энное количество ошибок.
Обявил, вълетел, съёжился, въюга, наъезд"Жокей и лошадь". Класс делится на две группы. Одна группа получает карточки со словами – другая со звуковыми моделями. Затем каждый ищет свою пару.
Вьюга _______________________
Вьют _______________________
Въехал _______________________
Подъезды _______________________
Лисья _______________________
Из данных слов составь предложение и исправь ошибки:
подёмный, стройке, кран, подьехал, кРабота по учебнику Упр. 2 в…юга, в…езды, б…ём, с…езды, плат…е, об..езды, мурав…и, под…ём.Домашняя работа. Карточка Распредели слова в 2 столбика: с…язвить, с…ест, волч…и, бур..ян, осен…ю, с…ёмка