КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ НА ТЕМУ ЧЁТНЫЕ И НЕЧЁТНЫЕ ЧИСЛА
Четные и нечетные числа
(Урок введения нового знания)
Основные цели:
Познакомиться с понятиями четности-нечетности
(учить видеть, что:
сумма двух четных чисел – четное число;
сумма двух нечетных чисел – четное число;
сумма четного и нечетного чисел – нечетное число).
Продолжить работу с простыми задачами на умножение, основываясь на знании смысла действия умножения и таблицы умножения числа 2.
Решать простые задачи на деление, основываясь на знании взаимосвязи умножения и деления.
Продолжать учить таблицу умножения числа 2 и соответствующих ей случаев деления.
Развивать умение решать комбинаторные задачи на перестановку.
Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.
Развивать организационные общеучебные умения, в том числе самостоятельно оценивать результаты своих действий, самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
Ход урока
I. Актуализация знаний
Организационный момент
Повторение таблицы умножения числа 2 и соответствующих ей случаев деления.
Индивидуальная работа (4 ученика получают карточки с заданиями)
1 карточка
Какое число пропущено?
7 + 8 = 15
6 + 8 = 14
9 + 4 = 13
2 + 10 = 12
Найди и исправь ошибки
18 – 9 = 7 (9)
9 + 6 = 15
13 – 6 = 8 (7)
7 + 6 = 13
15 – 8 = 9 (7)
16 – 9 = 7
5 + 7 = 12
11 – 2 = 8 (9)
3 карточка
Между некоторыми числами поставь знаки действий: «+» «-» или «*», чтобы выполнялись равенства:
2 4 6 8 = 4
2 4 6 8 = 6
2 4 6 8 = 8
2 4 6 8 = 10
4 карточка
Составь выражение и посчитай:
сколько лапок у 3 гусят? 2*3 = 6
сколько лапок у 2 котят? 4*2 = 8
сколько крыльев у 4 кутят? 2*4 = 8
Фронтальная работа
а) соревнования по группам
«Кто первый решит?»
18 : 9 = 2 4 – 2 = 8 5 – 2 = 10
8 : 2 = 4 12 : 2 = 6 10 : 5 = 2
2 – 3 = 6 2 – 2 = 4 6 – 2 = 12
16 : 2 = 8 14 : 7 = 2 16 : 8 = 2
6 : 2 = 3 18 : 2 = 9 2 – 8 = 16
10 : 2 = 5 14 : 2 = 7 9 – 2 = 18
Что можно сказать об ответах, которые получились в 1, 2, 3 столбиках? Что это за числа?
б) составьте слова, найдите лишнее:
ПОКТА ЧАТРЕПКА
СОКОН ПКАША
РЕЖВАКА ФРША
Какие из этих предметов используются только по два? Верно ли выполнено задание? Какой вопрос был самым трудным? Самым легким? Какую оценку заслужили?
II. «Открытие» нового знания
Работа с учебником
Задание 1 (стр. 66)
Как разложить варежки по 2 (парами)?
Проанализировать вместе с детьми задание и рисунок. Сделать вывод, как должны производить деление: варежки разложить парами в соответствии с их цветами, при этом варежка останется без пары.
Варежки разложить в классе не можем, заменим их кругами.
Практическая работа
Возьми 7 кружков и разложи их по 2.
Дети раскладывают на партах 7 кружков по 2. Делают вывод: 7 по 2 не делится, один кружок остается.
Задание 2 (стр. 66)
а) по два 6 красных кружков, 9 синих кружков, 10 зеленых кружков;
б) на две равные части 3 красных кружка, 4 синих кружка, 5 зеленых кружков.
Практическая работа
Дети самостоятельно на партах раскладывают кружки, а два человека работают у доски. После того, как задание выполнено, они объясняют, как делили кружки «по 2» и «на 2 равные части». Делают вывод. Остальные ребята оценивают выполненное задание, выставляют оценку.
а) дети раскладывают красные, синие, зеленые кружки по 2;
б) дети раскладывают красные, синие, зеленые кружки на 2 равные части.
Работа с текстом учебника со знаком вопроса:
какие кружки удалось разложить парами?
какие не удалось?
почему?
Дети отвечают на вопросы, делают вывод, записывают на доске числа, которые можно (нельзя) разделить по два
6, 4, 10 9, 3, 5, 7
Как называются эти числа? (ответы детей)
Работа с текстом учебника с восклицательным знаком:
Вывод: Числа 4, 6, 10 делятся на 2. Они называются четными.
Числа 3, 5, 7, 9 не делятся на 2. Они называются нечетными.
Задание 3 (стр. 66).
Прочитайте сначала четные, потом нечетные числа: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18.
(дети читают по очереди).
Работа с текстом учебника со знаком вопроса:
Что ты заметил?
Работа с текстом учебника с восклицательным знаком:
Вывод: Четные и нечетные числа в числовом ряду чередуются.
Выполнение задания 4.
Выполни действия:
а) умножь на 2 все четные числа в числовом ряду от 1 до 10. Расскажи, какие получились числа – четные или нечетные?
б) умножь на 2 все нечетные числа в этом же ряду. Расскажи, какие получились числа – четные или нечетные?
Дети записывают в тетрадь
а) 2 4 6 8 10
4 8 12 16 20
б) 1 3 5 7 9
2 6 10 14 18
Делают вывод: записанные числа четные и нечетные.
Работа с текстом учебника с восклицательным знаком:
Какое число, четное или нечетное получается при умножении любого числа на 2?
Вывод: При умножении любого числа на 2 получается четное число.
III. Формулирование темы и целей урока
Как вы думаете, для чего нам может пригодиться то, что мы сейчас узнали? Чем мы сегодня будем заниматься?
(ответы детей)
Сейчас узнаем тему:
«Четные и нечетные числа» (запись на доске)
Физминутка
Мы устали, засиделись
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке
(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот.
(Повороты корпусом.)
А потом наоборот.
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
(Приседанья.)
И в последний раз присели,
А теперь за парты сели.
(Дети садятся за парты.)
IV. Первичное закрепление
(использование нового знания при решении задач)
Задание 5 (а) стр. 67.
Сделайте рисунок и решите задачу.
Восемь ребят разделились в группы по 2 человека. Сколько групп получилось.
Практическая работа
Просчитайте и объясните задание. Как будем его выполнять?
(ответы детей, составление плана действий, выполнение задания в тетрадях, на доске)
Какую оценку заслужили?
V. Самостоятельная работа в парах
Задание 5 (б) стр. 67
Восемь ребят разделились на 2 группы поровну. Сколько человек в одной группе?
Можно ли по нашему плану выполнить это задание? Почему? В чем отличие?
(дети самостоятельно работают по плану:
разъясняют друг другу задание;
записывают решение;
взаимопроверка;
презентация результата одним учеником из пары)
Верно выполнено задание? Чем отличаются решения этих задач? Сравни их решения.
Какую оценку заслужили?(пара получает оценку за правильность работы, за точность формулировок).
Придумайте и решите похожие задачи.
(заслушивается несколько вариантов подобных задач).
VI. Систематизация и повторение
Работа в парах (по вариантам)
1 в – № 6 (1, 2 столбик)
2 в – № 6 (3, 4 столбик)
Вставь вместо «*» знаки «·» или «:».
8 * 2 = 4 2 * 5 = 10
6 * 2 = 12 4 * 2 = 2
7 * 2 = 14 18 * 9 = 2
16 * 8 = 2 3 * 2 = 6
Выполняется самостоятельно с последующей взаимопроверкой и обсуждением. Правильность полученных результатов обсуждается классом.
Физминутка
Рисуй треугольник
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
Ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы наконец.
Зарядка окончилась.
Ты молодец!
(Дети представляют внешний вид геометрических фигур)
Фронтальная работа, на перестановку четырех элементов.
№ 9 (стр. 67)
Сколько различных четных и двузначных чисел можно написать с помощью цифр 1, 3, 2, 0, если:
а) цифры в числе могут повторяться;
б) цифры в числе не повторяются.
Последовательность работы:
а) на доске записаны цифры 1, 3, 2, 0
Детям предлагается назвать все возможные способы получения двухзначных чисел, когда цифры в числе повторяются, отобрать из них только четные. Получается, что возможен только один вариант – 22.
б) устанавливается закономерность, по которой записываются двузначные числа, когда цифры в числе не повторяются (фиксируется первая цифра, а вторые меняются), при этом двузначные числа должны быть четными. Из всех возможных вариантов выбираются следующие числа: 10, 12, 20, 30, 32.
VII. Итоги урока
Чем занимались на уроке?
Какое задание понравилось больше всего?
Какое задание захотелось выполнить еще раз?
Чтобы убедиться, что материал вами усвоен, предлагаю «блиц-опрос»
какое число получится, если
а) сложить два четных числа;
три четных числа;
два нечетных числа;
три нечетных числа.
б) из четного вычесть четное;
из нечетного вычесть четное;
из нечетного вычесть нечетное.
Обоснуйте свои ответы
(после каждого ответа на доске выставляются карточки с буквами Ч – четное, Н – нечетное)
ч ч ч н ч н ч
А теперь получите оценку за урок.
(карточки переворачиваются, там слово МОЛОДЦЫ)
VIII. Предполагаемая домашняя работа
(включая вариант и инвариант)
Задание 7, 8.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15