Урок русского языка по теме Глагол как часть речи. Повторение изученного во 2 классе (3 класс)


Тема урока: Глагол как часть речи.
Цель: повторить знания о глаголе как части речи.
– развивать умение выделять глагол среди других частей речи; развивать умение работать в парах, активность обучающихся, внимание. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, самостоятельность, дисциплинированность.
Оборудование: презентация. Карточки для работы в группах, ватман, карточки со словами, лист для самооценивания, лист для рефлексии «Для меня сегодняшний урок..»
Тип урока: повторение изученного материала во 2 классе.
Ход урока.
Психологический настрой.
В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях. Слайд 1
Постарайтесь все понять, И все правильно писать. Улыбнитесь все гостям, И садитесь по местам. 2. Сообщение темы и цели урока.
Разгадать кроссворд. Слайд 2
Какая часть речи обозначает признак предмета?
Из каких небольших частей состоит предложение?
Какие знаки нужны, чтобы записать слово?
Какая часть речи пишется раздельно со словами?
Какая часть речи не называет предмет, а лишь указывает на него?
Часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?
Прочитайте, ключевые слова часть речи глагол. Слайд 3
Сформулируйте тему урока. Слайд 4
Как вы думаете, о чём мы будем говорить?
– Какую перед собой поставим цель?
– Повторить всё изученное о глаголе.
Сформулируйте вопросы, которые мы должны будем рассмотреть.
Что такое глагол?
Что обозначает глагол?
На какие вопросы отвечает?
Каким членом предложения является?
Какова роль глагола в речи?Слайд 5
Словарная работа. Слайд 6, 7
«Лови ошибку» самопроверка. Слайд 8 (Лист самооценивания) Какие слова вызвали затруднения?
Какие орфограммы повторили?
Работа по теме урока
Тема урока - глагол. Посмотрите вот здесь 2 столбика понятий, которых мы с вами уже хорошо изучили. К какому из этих столбиков мы добавим понятие «глагол»? почему?
Корень существительное
Приставка прилагательное
Суффикс местоимение
Окончание Слайд 9
Выйдите к доске те ребята, у кого на парте лежат карточки со словами.
Ворона, белизна, рассказать, ученик, волшебный, ужинать. Найдите глаголы.
- А что необходимо, чтобы правильно выполнить задание? (вспомнить, что такое глагол)
- Что такое глагол?
- Что обозначает?
- На какие вопросы отвечает? ( рассказать, ужинать.)
Работа в группах
«Распознай глаголы среди других частей речи»
Компьютер, самостоятельный, посмотрели, задумалась, чайник, золотой, варится, заметишь, умница.
Дом, лежит, нарядный, мы, играет, длинный, забежали, цветы, нарисовал.
Запел, капуста, бодрый, прыгнуть, стол, выписать, солнце, весёлый, смеяться.
Ползут, белый, машина, летят, звук, скромный, погладил, рассказать, ведро.Задание: - подчеркните глаголы.
Лист оценивания.
- Поднимите руки, кто не допустил ошибок.
На слайде представлен текст. Прочитайте его. Слайд 10
Подарок.
Таня … брату на день рождение котёнка. Он … его Мурзик. Больше всего Мурзик … молоко и рыбку.
Поняли о чём этот текст? А чего здесь не хватает? Попробуйте восстановить нужные слова
Подарок. Слайд 11
Таня подарила брату на день рождение котёнка. Он назвал его Мурзик. Больше всего Мурзик любит молоко и рыбку.
Какие слова оживили картину?
Что называют слова, которые добавились во 2 тексте?
Как они называются?
Какую же роль выполняют глаголы? Можно ли обойтись без глагола?
-А представьте себе мир без действий. Это будет застывший, неподвижный, мёртвый мир, где остановилась жизнь. Мы сегодня сделаем жизнь настоящей, но для этого нам понадобятся действия и слова, которые их называют, т.е. глаголы.
Упр. 94 выполнить по группам по одному предложению. Сделать вывод.
Самооценивание.
Физминутка.
Повторение.
Изменение глаголов по числам. Слайд 12
Сравнить глаголы.
Летит - летят,
Играет - играют.
Изменить глаголы по числам. Слайд13
Собака лает – собаки ….., ученик решает- ученики …….., девочка прыгает – девочки ……, птица летит- птицы …….
Самооценивание.
Игра «Зоопарк» 
Я буду рассказывать, что это животное делает, вы, ребята, по глаголам угадайте, кто это. и запишите в тетрадь
Каркает, летает, ворует (всё блестящее)Шипит, ползает, извивается 
Лает, кусает, рычитБлеет, бодается, даёт (молоко)Мяукает, вылизывается, лакает
Кукарекают, квохчут, пищат вороназмеяпетух, курыкозакот (кошка)
собака
Слайд 14. самооценивание
Творческая работа.
Работа в группах.
- У вас на листочках даны глаголы. Составь с ними небольшой текст. Глаголы можно использовать в любом порядке, меняя форму слова.
Лаять, мяукать, бегать, дружить.
- Прочитайте, какие рассказы у вас получились.
- Послушайте, какой текст получился у меня.
Во дворе нашего дома жили котёнок, который всё время мяукал и щенок, который постоянно лаял. Целый день они то и дело, что ссорились и бегали друг за другом. Наконец, котёнок со щенком решили подружиться и играть вместе. Так они стали настоящими друзьями!
- Скажите, пожалуйста, а кошка с собакой могут дружить? А как вы понимаете выражение: живут как кошка с собакой? Когда так говорят?
Рефлексия
- Теперь попробуйте составить кластер о глаголе. (1 и 2 группа)
3 и 4 синквейн со словом глагол( самостоятельная работа детей )
Выступление групп.
Заполнить таблицу. Слайд 15
Для меня сегодняшний урок…»
Урок Я на уроке Итог
интересно работал понял материал
скучно отдыхал узнал больше, чем знал
безразлично помогал другим не понял
8. Д/з 1. стр. 41 правило.Упр. 95 стр.43. Слайд 16, 17
2. Описать свой день с помощью глаголов.
Лист для самооценки.
№ Задание Без ошибок 1-2 ошибки 3-4 ошибок 5 и более ошибок
1. Словарная работа 2. Распознай глаголы 3. Упр. 94 4. Изменить глаголы по числам 5. Игра «Зоопарк» № Задание Без ошибок 1-2 ошибки 3-4 ошибок 5 и более ошибок
1. Словарная работа 2. Распознай глаголы 3. Упр. 94 4. Изменить глаголы по числам 5. Игра «Зоопарк»
№ Задание Без ошибок 1-2 ошибки 3-4 ошибок 5 и более ошибок
1. Словарная работа 2. Распознай глаголы 3. Упр. 94 4. Изменить глаголы по числам 5. Игра «Зоопарк» № Задание Без ошибок 1-2 ошибки 3-4 ошибок 5 и более ошибок
1. Словарная работа 2. Распознай глаголы 3. Упр. 94 4. Изменить глаголы по числам 5. Игра «Зоопарк» № Задание Без ошибок 1-2 ошибки 3-4 ошибок 5 и более ошибок
1. Словарная работа 2. Распознай глаголы 3. Упр. 94 4. Изменить глаголы по числам 5. Игра «Зоопарк» «Для меня сегодняшний урок…»
Урок Я на уроке Итог
интересно работал понял материал
скучно отдыхал узнал больше, чем знал
безразлично помогал другим не понял
«Для меня сегодняшний урок…»
Урок Я на уроке Итог
интересно работал понял материал
скучно отдыхал узнал больше, чем знал
безразлично помогал другим не понял
«Для меня сегодняшний урок…»
Урок Я на уроке Итог
интересно работал понял материал
скучно отдыхал узнал больше, чем знал
безразлично помогал другим не понял
«Для меня сегодняшний урок…»
Урок Я на уроке Итог
интересно работал понял материал
скучно отдыхал узнал больше, чем знал
безразлично помогал другим не понял
Составь небольшой текст. Глаголы можно использовать в любом порядке, меняя форму слова. Озаглавить.
Лаять, мяукать, бегать, дружить.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составь небольшой текст. Глаголы можно использовать в любом порядке, меняя форму слова. Озаглавить.
Лаять, мяукать, бегать, дружить.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составь небольшой текст. Глаголы можно использовать в любом порядке, меняя форму слова. Озаглавить.
Лаять, мяукать, бегать, дружить.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание: - подчеркните глаголы.
Компьютер, самостоятельный, посмотрели, задумалась, чайник, золотой, варится, заметишь, умница.
Задание: - подчеркните глаголы.
Дом, лежит, нарядный, мы, играет, длинный, забежали, цветы, нарисовал.
Задание: - подчеркните глаголы.
Запел, капуста, бодрый, прыгнуть, стол, выписать, солнце, весёлый, смеяться.
Задание: - подчеркните глаголы.
Ползут, белый, машина, летят, звук, скромный, погладил, рассказать, ведро.
Задание: - подчеркните глаголы.
1.Компьютер, самостоятельный, посмотрели, задумалась, чайник, золотой, варится, заметишь, умница.
Задание: - подчеркните глаголы.
2.Дом, лежит, нарядный, мы, играет, длинный, забежали, цветы, нарисовал.
Задание: - подчеркните глаголы.
Запел, капуста, бодрый, прыгнуть, стол, выписать, солнце, весёлый, смеяться.
Задание: - подчеркните глаголы.
Ползут, белый, машина, летят, звук, скромный, погладил, рассказать, ведро.

ВОРОНА

БЕЛИЗНА
БЕЛИЗНА

УЖИНАТЬ
ВОЛШЕБНЫЙ
УЧЕНИК
РАССКАЗАТЬ ОРОНА


1.   2. 3. 4.  
5. 6.  
1.   2. 3. 4.  
5. 6.  
1.   2. 3. 4.  
5. 6.