Доклад по теме Развитие дополнительного образования как одного из условий повышения качества образования в свете новых стандартов

Развитие дополнительного образования как одного из условий
повышения качества образования в свете новых стандартов.

Важнейшей составляющей образовательного пространства  является дополнительное образование детей. Оно сочетает в себе воспитание, обучение, социализацию молодого человека, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику  безнадзорности, правонарушений и других

Дополнительное образование детей в настоящее время переживает непростой период. Непосредственное влияние на дополнительное образование оказывают принятые ФГОС подходы. Возникает немало проблем на пути реализации новых подходов.
При всех положительных изменениях, происходящих в обязательном образовании, дополнительное образование находится в роли второстепенного. С таким отношением каждый день сталкиваются педагоги дополнительного образования, работающие во многих школах. В новых стандартах прописано, что создание необходимых материально-технических условий является обязательным требованием для внедрение ФГОС. Возникают определённые сложности в организации дополнительного образования, связанные с обеспечением материально-технической базы. Решение данной проблемы - одна из первоочередных задач, которую необходимо решить в целях повышения качества образования. Сложно из ребёнка вырастить будущего конструктора, если работа технических кружков будет строиться на изготовлении бумажных моделей, если нет компьютерного оснащения. Сложно вырастить будущего актера, если он будет изучать театр по учебнику, без практической работы на настоящей сцене и т.д. А если ребёнок и его родители желают больше времени, чем 2-3 часа, посвятить занятиям, посещать кружки.

При введении ФГОС роль дополнительного образования возрастает, т.к. оно дает возможность самореализации обучающихся в разных направлениях деятельности. Но существует ряд проблем, без решения которых введение дополнительного образования на том уровне, который заложен в новых стандартах, нереально.

Первая проблема – сопровождение детей во внеурочной деятельности. Если соблюдать право ребенка на свободу выбора направленности внеурочной деятельности, то велика вероятность возникновения одновременно нескольких групп, желающих заниматься разной направленностью. Проблема состояла в том, что нужно было развести учащихся по кружкам.
Вторая проблема - вопрос организации внеурочной деятельности - это время проведения кружков, факультативов и т.д. В рекомендациях по организации внеурочной деятельности указывается на обязательный 45-минутный перерыв между последним уроком и началом внеурочной деятельности. На практике это трудно осуществить, если ребёнок не посещает группу продлённого дня или его повсюду не сопровождают родители. Младший школьник, а особенно первоклассник, не сможет самостоятельно уйти из школы домой, пообедать и отдохнуть, а потом вернуться на занятие кружка. Какой выход предпочтут родители и учитель?

Безусловно, положительные моменты во всём этом есть – непосредственная функция дополнительного образования – это развитие ребёнка, его социализация. Дополнительное образование детей является всеохватывающим, оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности, так как осуществляет свою деятельность в разных направленностях. (Художественно-эстетическая, научно-познавательная физкультурно-оздоровительная, военно-патриотическая, и т. д.). Важнейшим принципом дополнительного образования является добровольный выбор ребенком предмета деятельности, педагога и объединения по интересам. Для всех детей создаются равные стартовые возможности каждому ребенку, оказывается помощь и поддержка одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на новый уровень индивидуального развития.

С учетом ФГОС дополнительное образование должно быть нацелено на достижение воспитательных результатов внеурочной деятельности и приобретение опыта самостоятельного действия. Достижение результатов, связанных с различными видами деятельности, предусмотрено и на уроках по отдельным предметам, и во внеурочной деятельности. Вес внеурочной деятельности выше и в формировании мотивов поведения, поскольку ученик сам выбирает направление внеурочной деятельности.


Программа внеурочной деятельности направлена на

·           развитие способности у обучающихся к предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования

·           развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

·           развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
В целом систему дополнительного образования детей  можно охарактеризовать как мобильную. Это подтверждают  изменения в структуре контингента обучающихся. Услугами дополнительного образования в большей степени пользуются подростки в возрасте 10 – 14 лет (50% от общего числа обучающихся), что является положительным фактором, так как именно для этого возраста занятость является одним из средств профилактической работы. Однако в последние годы увеличивается количество детей, занятых дополнительным образованием в возрасте от 6 лет  и от 18 лет.
В российской школе впервые базовое (основное) и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального!) развития каждого ребенка. Однако последнее возможно только при тесном сотрудничестве пока еще двух разных систем образования, а также только после изменения точки зрения на педагога дополнительного образования и всю систему дополнительного образования в целом.








Драгина Любовь Владимировна

13PAGE 15


13PAGE 14115




15