Открытый урок по русскому языку на тему Повторение по теме Глагол

Открытый урок по русскому языку в 5 классе
Тема: Повторение по теме «Глагол»
Цели:
- познавательная - обобщение и систематизация знаний о глаголе
- практическая – закрепление умения определять основные признаки глагола
- воспитывающая – воспитание интереса к русскому языку.
Форма: урок – обобщение
Оборудование: карточки с заданиями
Структура урока: 1. разъяснение целей урока
2. актуализация опорных знаний
3. выполнение специально подобранных заданий
4. подведение общих итогов
Ход урока:
I. Орг. момент
II. Разминка:
старик ко старухе, По-нашему рыбка,
ей великое чудо, Домой, в море синее ,
«Я сегодня было рыбку Дорогой ценой
Золотую рыбку, не простую» и т.д.
- Эпизод из какого произведения я вам прочитала? Кто автор?
III. Формулирование темы и цели урока.
- Какие слова опустила при чтении отрывка?

Итак, тема сегодняшнего урока «Глагол». Урок – обобщение.
У: все вместе сформулируем цель нашего урока, опираясь на его тему.
Цель: - повторить, что такое глагол как часть речи, раскрыть основные признаки глагола.
IV. Актуализация знаний учащихся:
Характеристика данных в тексте глаголов.
1) Ложился на поля туман. (А.Пушкин)
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду. (С.Есенин)
3) Ложился на поля туман. (А.Пушкин)
4) Последняя туча рассеянной бури.
Одна ты несешься по ясной лазури. (А.Пушкин)
5) Бушует жизнь. Таков лесной закон.
Деревья гибнут – лес не умирает. (С.Островой)
6) Принесем домой грибов полное лукошко!
7) Князь Гвидон зовет, их в гости,
Их он кормит и поит. И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете.
И куда теперь плывете?» (А.Пушкин)
Задание: прочитайте, ответьте на вопросы:
Что называется глаголом? Выделите из текста глаголы, с тремя из них составьте свои предложения.
Какие времена имеют глаголы? Определите время употребленных в тексте глаголов. Составьте предложения с глаголами будущего времени: будем дружить, построим.
Сколько спряжений имеют глаголы? Найдите в тексте глаголы 1 и 2 спряжения. Какие глаголы 2 спряжения на –ить и –еть вы знаете? Назовите их, один из них проспрягайте.
Найдите в тексте глаголы с –ся (-сь). Как называются такие глаголы?
Разберите первое предложение по членам. Каким членом предложения является глагол?
V. Закрепление (тренировочные упражнения).
1) Замените в предложениях существительные глаголом.
Я люблю (игра). Мама любит (шитье).
Таня хочет (рисунок). Папа учит детей (танец).
Вася любит (плавание). Бабушка помогает (мытье) посуду внучке.
Наши дети хотят (пляска).
К следующим глаголам подберите антонимы, составьте с ними словосочетания; определите время глаголов. Вставьте пропущенные буквы: пгасит - , млчит – , распхнул - . (погасит огонь – зажжет (что?) свечу).
К следующим глаголам подберите синонимы, определите их спряжение, составьте с ними словосочетания охрняешь, ксаешся, соглшаешься, покдаешь (уходишь).
Образец. Охраняешь (1 спр., 2 е.л.).- охраняешь мир (покой, границы); сторожишь.

2) Вставьте –тся или –ться в глаголы. Что вам поможет это сделать?
а) Сон приходит втихомолку, пробирается сквозь щелку.
б) По ночам Илье не спится, и в кровать он не ложится, все хохочется ему.
в) Перестал фонарь светится, ему на месте не сидится , мечтается фонарю погулять по пустырю.
г) Лес начинает светит..ся бело-голубым огнём.
3) Игра «Кто больше?»
Условие игры: записать наибольшее количество видовых пар глаголов, которые пригодились бы при описании домашних дел. Н-р: готовить – приготовить. (что делать? – несов. вид; что сделать – сов. вид) подмести – подметать, мыть – помыть, вытереть – вытирать, гладить – выгладить, обедать – пообедать
Творческий диктант.
Задание: учитель учащимся диктует предложения, называя глаголы обоих видов. Вы должны выбрать один из них.
Текст: Старик стоял у избушки и что-то (сказал, говорил) внуку. Когда я подошёл к ним, они вдруг (замолкли, замолкали).
Меня это (удивило, удивляю). Но я не стал (допытываться, допытаться), о чём они разговаривали. Потом Ваня (рассказал, рассказывал) мне, что дед (беспокоился, побеспокоился) обо мне.
4) Обобщив все изученное по теме «Глагол» сделайте морфологический разбор: (работа на доске).
а) К весне выше поднимается и ярче светит солнце.
I. Поднимается – глагол. Солнце (что делает?) поднимается.
II. Н.ф. – подниматься, невозвр.; 1 спр., несов.вид, изъяв.накл., наст.вр., ед.ч., 2 лицо.
III. В предложении является сказуемым.
б) Дедушка привез много подарков.
I. Привез – глагол. Дедушка (что сделал?) привез.
II. Н.ф.- привезти. Невозвр., сов.вид, 1 спр., изъяв.накл., прош.вр., м.р., ед.ч.
III.
в) Все поднимаются по лестнице.
I. Поднимаются – глагол. Все (что делают?) поднимаются.
II. Н.ф. – подниматься, возвр., несов.в., 1 спр., изъяв.накл., наст.вр., мн.ч., 3 лицо.
III. Сказуемое.
г) Тепло родилось.
I. Родилось – глагол. Тепло (что сделало?) родилось.
II. Н.ф. – родиться, возвр., сов.в., 2 спр., изъяв.накл., прош.вр., ед.ч., ср.р.
III. Сказуемое
1. Отгадайте загадки. Определите спряжение глаголов.
а) Веет (1 спр.), свистит (2 спр.),
Ветки ломает (1 спр.).
Пыль поднимает (1 спр.),
С ног всех сбивает (1 спр.),
Слышишь (2 спр.) его,
Да не видишь (2 спр.) его. (ветер)
б) У нашей Анютки
Зверь в атласной шубке,
Возле печи греется (1 спр.),
Без водички моется (1 спр.). (кошка)
в) Меня режут (1 спр.) – трут (1 спр.),
Колотят (2 спр.)- бьют (1 спр.),
А я все терплю –
Людям добром плачу (2 спр.)! (хлеб)
VI. Подведение итогов урока.
- Рефлексия
- Выставление оценок.
Характеристика данных в тексте глаголов.
1) Ложился на поля туман. (А.Пушкин)
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду. (С.Есенин)
3) Ложился на поля туман. (А.Пушкин)
4) Последняя туча рассеянной бури.
Одна ты несешься по ясной лазури. (А.Пушкин)
5) Бушует жизнь. Таков лесной закон.
Деревья гибнут – лес не умирает. (С.Островой)
6) Принесем домой грибов полное лукошко!
7) Князь Гвидон зовет, их в гости,
Их он кормит и поит. И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете.
И куда теперь плывете?» (А.Пушкин)
Я люблю (игра). Мама любит (шитье).
Таня хочет (рисунок). Папа учит детей (танец).
Вася любит (плавание). Бабушка помогает (мытье) посуду внучке.
Наши дети хотят (пляска).
Вставьте –тся или –ться в глаголы. Что вам поможет это сделать?
а) Сон приходит втихомолку, пробирается сквозь щелку.
б) По ночам Илье не спится, и в кровать он не ложится, все хохочется ему.
в) Перестал фонарь светится, ему на месте не сидится , мечтается фонарю погулять по пустырю.
г) Лес начинает светит..ся бело-голубым огнём.
Отгадайте загадки. Определите спряжение глаголов.
а) Веет, свистит,
Ветки ломает.
Пыль поднимает,
С ног всех сбивает,
Слышишь его,
Да не видишь его.
б) У нашей Анютки
Зверь в атласной шубке,
Возле печи греется,
Без водички моется.
в) Меня режут – трут,
Колотят - бьют,
А я все терплю –
Людям добром плачу!



15