Конспект урока на тему Зима: покой природы


Урок окружающего мира на тему «Зима: покой природы»
(1 класс, ОС «Школа 2100»)
Цели: познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы (1-я линия развития – уметь объяснять мир); научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений (1-я линия развития – уметь объяснять мир); развивать внимание, память, мышление, речь, кругозор, представление;  воспитывать организованность, самостоятельность, аккуратность.
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
3) формируем умение устанавливать аналогии;
4) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;
2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Оборудование: 
- учебник (1 ч.), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс.
Авторы: А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан;
- карточки с названиями зимних месяцев, признаками зимы;
- зимняя одежда;
-  сказки Х. К. Андерсена «Снежная королева», В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»;
- модели снежинок (белые кружки);
- словарь русского языка С. И. Ожегова;
- мультимедийная установка.
Ход урока.
Орг. момент. Психологический настрой.  
Прозвенел звонок для нас. Вы зашли спокойно в класс.                                                                                                                                                                    Встали все у парт красиво, поздоровались учтиво
Повернитесь-ка друг к другу. Улыбнётся др                                                                                                                                                                                    Да и мне улыбка ваша очень-очень                                                                     Вот спасибо! Как я рада! Что сегодня к вам пришла.                                                                                                          Тихо сели, спинки прямо.                                                                                                                                                       Все легонечко вздохнём,                                                                                       Разговор наш заведём...
Актуализация знаний и постановка проблемы.
Показ  кадров из мультфильмов. (слайд 2, 3, 4, 5)
- Посмотрите на экран.
- Угадайте, из каких мультфильмов взяты следующие кадры. («Ну, погоди!», «Зимняя сказка», «Падал прошлогодний снег», «Зима в Простоквашино»)
- Что объединяет эти кадры?
- В какое время года происходят действия в мультфильмах? (слайд 6)
- Сегодня мы будем говорить…  Продолжите мою мысль. (О зиме)
Открыть тему урока. (слайд 7)
- Принято считать, что зима – это покой природы.
- Как вы понимаете слово покой? (Если не отвечают, то прочитать значение слова в словаре)
Покой – состояние тишины, отдыха, спокойствия. (слайд 8)
- Ребята, а действительно ли зима – это покой природы?
- Давайте постараемся в этом разобраться.
Совместное открытие новых знаний.
Отгадывание загадок.
– Прежде всего, определимся с зимними месяцами. Помогут нам в этом загадки.
Какой месяц год кончает, зиму начинает?  (декабрь)
Этот месяц – году начало, зиме середина!  (январь)
А этот месяц лютый: спрашивает, как обутый. У него два друга-метель да вьюга.  (февраль)
Названия месяцев повесить на доску.
Работа в учебнике на с. 84.
- В учебнике на с. 84 рассмотрите рисунок.
- Какое время года изображено на рисунке?
- По каким признакам вы догадались, что это зима?  
Дети называют признаки зимы.
3) Работа в учебнике на с. 87.
- Внимательно рассмотрите рисунки в учебнике на с. 87. Сравните их (назвать сходства и различия).                                                                                                                          - На каком рисунке за окном утро? Почему вы так решили?
- Что можно сказать о продолжительности дня в зимнее время? Как вы думаете, это признак зимы?
 Повесить на доску карточку с признаком - короткий день и длинная ночь.
4)  Игра «Магазин».
- А сейчас я вас приглашаю в магазин.
На столе лежат кепка, шапка, варежки, сапоги, туфли, легкий шарф, теплый шарф, шуба, шорты.
- Купить у меня можно то, что подходит для зимнего времени года.
По одному человеку выходят и «покупают» одежду. С купленной одеждой стоят у доски.
- Почему ребята выбрали эту одежду? (зимой холодно, поэтому надо тепло одеваться) Это еще один признак зимы – люди одеваются тепло.
Признак зимы «люди тепло одеваются» повесить на доску.
- Ребята, одежда нас не греет, когда холодно, а поддерживает тепло нашего тела. Подробнее об этом вы узнаете в старших классах.
5) Сравнение двух рисунков (осенней и зимней природы) на с. 85 учебника.
- Внимательно рассмотрите два верхних рисунка на с. 85 учебника.
- Давайте, их сравним.
- Как вы думаете, почему замёрзла река и пошёл снег? Назовите главную причину этих изменений. (Главная причина изменений – холод.) Повесить карточку с признаком  «холодно» на доску.
- Такой признак вы уже называли и его мы только что подтвердили.
6) Беседа о снеге.
- Мы выяснили, что зимой выпадают осадки в виде снега, потому что холодно. Карточку с признаком «идёт снег» повесить на доску.
- Снег – что это такое? (замёрзшая вода)
- Как образуются снежинки, кто знает?
- Получить на это ответы поможет сказка Х. К. Андерсена «Снежная королева».
 Показать слайд 9, на котором изображён момент из сказки. 
- Поднимите руки, кто знает эту сказку? Учитель читает отрывок из сказки.
«Снежная королева подхватила Кая и они оказались в заоблачных высотах. Кай узнал там тайну рождения снежинок. Когда воздух вместе с водяным паром поднимается высоко в небо, водяной пар превращается в воду, она на морозе замерзает, превращаясь в кристаллики льда. Попав в тучу, они становятся всё больше и принимают форму снежинок, которые сплетаются вместе и образуют густые пушистые хлопья. Упав на землю, они образуют сугробы».
- Если вы заинтересовались книгой, то попросите родителей, чтобы они вам ее прочитали. А кто хорошо читает, может прочитать книгу самостоятельно.
7) Рисование снежинок.
- Ребята, в мире нет одинаковых снежинок.
- Давайте посмотрим, получатся ли у вас одинаковые снежинки. За одну минуту нарисуйте свою снежинку. Покажите их.
- Видите, у вас получились разные снежинки. Положите снежинки на край стола, они нам еще понадобятся.
8) Физминутка.
А сейчас все встаньте. Давайте полетаем как снежинки.
Но вот их закружила вьюга. Давайте покружимся.
А теперь тихо опускаемся на землю. Садитесь.
      9) – Снег – не только зимнее украшение, но и тёплая одежда для растений.
- Давайте вспомним  сказку «Мороз Иванович». Открыть слайд 10.
- Какая беда случилась с Рукодельницей?
- Куда она попала?
- Послушаем отрывок из сказки и ответим на вопрос: - Что удивило Рукодельницу во дворце  у Мороза Ивановича?
Заранее подготовленный ученик читает отрывок из сказки.
- Почему Мороз Иванович не выпускал травку?
-  А сейчас я вам предлагаю посмотреть этот отрывок.
– Какие изменения происходят с деревьями зимой?
- Большинство деревьев стоят голые, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее они «дремлют», т. к. хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы. Ещё один признак зимы – деревья и кусты стоят голые. Повесить этот признак на доску.
- Все ли деревья сбрасывают листья? Как называют такие деревья? (хвойные)
- Хвойные деревья не сбрасывают свои иголочки, потому что они покрыты восковым налётом и поэтому им не страшен мороз.
Самостоятельное применение знаний.
Самостоятельно выполнить задание № 4 на с. 36  в рабочей тетради.
Проверка с объяснением - вызвать 1 ученика.
Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
V. Подведение итогов урока.  Рефлексия.
- Можем ли мы теперь утверждать, что зима – это покой природы?
- Давайте прочитаем вывод в учебнике на с. 87.
- Ребята, а есть ли в нашем выводе то, о чем мы сегодня  не говорили на уроке? (Мы не говорили о животных)
- А хотели бы вы узнать о жизни животных в зимний период? Об этом мы поговорим на следующем уроке. Я буду с нетерпением ждать этого урока.
- Какие признаки характеризуют зиму?  
- Ребята возьмите свои снежинки и на обратной стороне нарисуйте свою улыбку.
VI. Домашнее задание: (по желанию) выполнить задание № 3 в рабочей тетради на с. 36 (слайд 11)