Методическая разработка урока Зима-покой природы (1 класс)


Филиал МОБУ «Ромненская средняя общеобразовательная школа
имени И.А.Гончарова»-Калиновская ООШ
Методическая разработка
урока окружающего мира
Тема «Времена года. Зима - покой природы».

Алексеенко И. П.
учителя начальных классов
Филиала МОБУ «Ромненская средняя общеобразовательная школа
имени И.А.Гончарова»-Калиновская ООШ
с.Калиновка
2014 год
Введение.
Данный урок проводится в 1 классе при изучении раздела «Времена года» и направлен на изучение нового материала. На уроке используется презентация, которая открывает большие возможности для объяснения нового материала. Благодаря использованию ИКТ на протяжении всего урока удаётся сохранить не только интерес к изучаемому материалу, но и работоспособность обучающихся. У детей развивается наглядно-образное мышление, интерес к систематизации. Презентация помогает сформировать представления о многообразии предметов природы, представлений о взаимосвязях между миром живой и неживой природы. Овладение начальными умениями проводить наблюдения за природой, формулировать выводы. Структура урока классическая, но варианты урока предполагают как фронтальную, так и самостоятельную работу. Методы контроля могут быть как устные во время фронтальной работы, так и письменные во время индивидуальной. Данный урок отвечает требованиям ФГОС второго поколения.
Тема «Времена года. Зима – покой природы».
Цель: ознакомить обучающихся с новым временем года, зимними явлениями.
Задачи урока направлены на формирование:
1. Личностных компетенций
1) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
2) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
3) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
4) развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
2. Метапредметных компетенций
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
6) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
3. Предметных компетенций
развитие стремления к познанию окружающего мира;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения путем воспитания чувства сопереживания, желания помочь животным в трудное время;
освоение доступных способов изучения природы;
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире на примере взаимосвязей между похолоданием в природе и жизнью растений и животных.
Тип урока: изучение нового материала с использованием мультимедиа.
Основные дидактические методы:
словесный (беседа, объяснение);
наглядный;
практический (работа с пособием, карточки);
частично - поисковый;
объяснительно – иллюстративный.
Формы работы:
фронтальная;
индивидуальная;
парная.
Дидактические средства:
Презентации, учебник, тетрадь, карточки –пазлы, веточки ели и сосны (гербарий), почки с деревьев, стакан со снегом, видеоролики.

Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Организационный
(2 мин.) Создаёт атмосферу взаимопонимания и поддержки.
-Ребята, проверьте, все ли готовы к уроку.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Повернулись, улыбнулись.
Начинается урок! Настриваются на урок. Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.
Актуализация и постановка проблемы.
(9 мин.) -Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если соберёте картинки – пазлы, которые у вас находятся в конверте и отгадаете загадки. Откройте конверты, достаньте и сложите картину.
Демонстрирует на слайде 2. картинки –пазлы.
-Какое время года изображено на картинках, которые вы собирали?

Отгадайте загадки. Отвечайте все вместе и дружно.
а) Щиплет щёки, щиплет нос,
Но не страшен нам: ( мороз.)
б) Шуба бела весь свет одела. (Снег)
У вас на партах стоит стакан. Что в нём? Сегодня на уроке он нам понадобится.
в) На коньках я мчусь вперёд,
Под ногами крепкий: (лёд)
г) Стали звёздочки кружиться,
стали на землю ложиться,
Нет, не звёзды, а пушинки,
Не пушинки, а: (снежинки).
д) Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? Зимой. Слайд 3.
Откройте учебники на странице 84. По каким признакам вы догадались, что это зима?
Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Главный вопрос нашего урока: что бывает только зимой?».
Какие признаки зимы вы можете назвать, используя свои наблюдения?
Давайте попробуем составить план знакомства с этим временем года. Обобщает сказанное детьми.
На слайде 4. появляется план.
План.
1.Знакомство с признаками зимы.
2.Знакомство с погодой.
3.Знакомство с жизнью растений и животных зимой.
4.Знакомство с жизнью людей зимой (зимние игры, одежда).
Работа в паре.
Достают содержимое конверта. Собирают картину (у каждой пары – своя, но тема одна –«Зима».)
Ответы детей: зима. Фронтальная работа. Отгадывают загадки. Ответы детей: мороз, снег, снег, лёд, снежинки, зимой.
Земля покрыта снегом. Деревья голые. На улице холодно. Идёт снег.
Используя картинку, высказывают свои предположения.
Показ детской презентации (коллективная работа).
3. Совместное открытие знаний. (25 мин.)
-Назовите зимние месяцы.
Демонстрирует название зимних месяцев на слайде 5.
Рассказывает об особенностях каждого месяца. Видеоролик «Времена года – зима» (тонкое покрывало зимы).
Декабрь – это начало зимы. Это первый снежный месяц. Это самый тёмный месяц. В это время самые длинные ночи и самые короткие дни. Солнышко встаёт поздно и прячется рано. Высоко не поднимается, так и ходит по краю неба. А ещё декабрь это последний месяц года.
Январь. Видеоролик «Времена года –зима» (мороз и солнце день чудесный)
Январь –это первый месяц года и второй месяц зимы. Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём светит солнышко, а ночью – луна. В такую погоду щёчки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто – то щепает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз – красный нос. А когда набегут тучи и повалит снег становится теплее. Всё наоборот! Всё не как летом! При солнышке – холодно, при тучах – тепло.
Февраль. Видеоролик «Времена года – зима» (месяц глубоких снегов).
Февраль –последний месяц зимы. В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. В феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли, крутят его, несут, кидают. Позёмка, вьюга, метель, пурга, снежная буря.
-Рассмотрите иллюстрации и определите, к какому месяцу можно их отнести.( работа по учебнику).Слайд 5.
-Откройте тетрадь на странице 37 и рассмотрите « Календарь погоды».
На прошлом уроке мы были на экскурсии. Используя высказывания, записанные в тетрадях, расскажите о своих наблюдениях.
Обобщает ответы детей:
становится холоднее;
небо чаще покрыто облаками;
осадки выпадают в виде снега;
дни становятся короче, а ночи длиннее.
Беседа о снеге.
-В начале урока, я обратила ваше внимание, что у вас на столе стоит стакан со снегом. Что такое снег?
Почему зимой выпадают осадки в виде снега?
Рассказывает о снежинках. Слайд 6.
Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец, становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю. Снежинки имеют не просто симметричную форму, все исключительно шестиугольной формы.

Упражнение на развитие наблюдательности. «Найди настоящую снежинку». Слайд 7.
Слайд 8. Рассмотрите зимний лес.
-Что вы видите?
-Что в них необычного?
Деревья почти спят, вернее они «дремлют», так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от мороза, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы(демонстрирует веточки берёзы и осины).
-Но не все деревья сбрасывают листья. Какие деревья не сбрасывают листья? Демонстрирует веточки сосны и ели.
Физминутка. Звучит музыка.(Шопен.Вальс №7. «Зима»)
-Встали и представили, что мы с вами в зимнем лесу.
Солнце землю греет слабо,(руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз,(Руки на пояс, наклоны в сторону)
Во дворе у Снежной Бабы(Руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос.(Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,(прыжки на месте)
Вьюга злится, снег кружится,(дети кружатся)
Заметает всё кругом белоснежным серебром.(имитируют движения руками).
Продолжают работать по слайду 9.
-Рассмотрите зимний лес. Где спрятались звери и птицы? От чего прячутся звери и птицы?
Какие трудности они испытывают? Почему становится мало птиц? Почему птицы улетают?
Прочитайте, как об этом говорится в учебнике.
-Некоторые птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух –очень тёплая одежда, а птичья кровь так горяча, что мороз птицам не страшен. Это зимующие птицы.
-Какие птицы остаются зимовать?
Слайд 10. Зимующие птицы.
Зимующим птицам не холодно, а голодно. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится всё труднее добывать корм. Как мы можем помочь птицам?
Слайд 11 .Кормушки для зимующих птиц.
Игра –задание «Кто чем питается?»
Соедини у себя на карточках , название животного и название пищи, которой они питаются.
Слайд 12.
Самопроверка по слайду.
Беседа об одежде людей. Слайд 13.
Мы с вами отправляемся в зимний лес. Что мы оденем? Почему? Что можно взять с собой в зимний лес?
Мы назвали много изменений, которые происходят в природе зимой. А главное в природе наступает покой. Обсуждают и называют зимние месяцы: декабрь, январь и февраль.
Слушают учителя.
Смотрят видеоролики.
Называют, к какому месяцу можно отнести картину и доказывают.
Рассказывают о своих наблюдениях.
Выполняют практическую работу. Рассматривают, что происходит
со снегом. Делают вывод:
снег –замёрзшая вода.
Называют снежинки под номерами.
Разные деревья.
Большинство деревьев стоит с голыми ветвями, без листьев.
Рассматривают почки берёзы и осины).
Рассматривают веточки сосны и ели.(гербарий)
Выполняют движения.
Рассматривают иллюстрацию.
Лиса – за деревом, белка – в дупле, заяц – за кустом, снегирь –на ветке дерева.
-От холода и голода. Звери и птицы голодают. Им не хватает корма.
Читают вывод по учебнику стр.85. Зимой в природе наступает покой. Жизнь растений замирает. Для животных наступает трудная пора.
Воробьи, сороки, дятлы…
-Сделать кормушки и подкармливать.
Работа в парах. Соединяют слова. Работают по карточкам.
Проверяют работу по слайду.
Называют зимние вещи.
Лыжи, санки.
4. Самостоятельное применение знаний. (6 мин.)
Игра «Крестики –нолики». Слайд 14.
Вопросы:
-Прячутся ли насекомые зимой?(+)
-Верно ли, что перелётные птицы не улетают в тёплые края? ( 0)
-Зимующими называются птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? ( +)
-Ласточка, соловей, скворец – зимующие птицы? ( 0)
-Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+)
-Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? ( +)
-Нужно ли птиц подкармливать зимой? ( + )
-Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? ( 0)
Работа в тетради.
-Соедините зимние жилища с их обитателями. Оцените себя.
Итог.
-Всё правильно у вас получилось?
-Какие были недочёты?
Игра «четвёртый лишний».
Выдели лишнее слово и объясни свой выбор.
Декабрь, январь, февраль, сентябрь.
Берёза, клён, ель, дуб.
Воробей, синица, зяблик, снегирь.
Шуба, рукавицы, платье, валенки.
Отвечают на вопросы, ставят «+»,если правильно, «0»,если ответ неверный. Проверяют работу по слайду. Работают самостоятельно. Оценивают себя.
5.Итог урока. Рефлексия. (3 мин.) -Что мы узнали сегодня на уроке нового?
-Какая главная особенность зимы? Слайд 15.
-Перечислите основные признаки зимы.
-А как бы вы оценили свою работу?
-Всё ли у вас получалось на уроке?
-Оцените полностью вашу работу сегодня на уроке.
-Какие открытия вы сегодня сделали?
-Что было интересного, познавательного на уроке?
-Какие трудности вы испытали на уроке? Слайд 16. Жизнь растений замирает.
Становится холодно.
Идёт снег.
Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цели и задачи.
Выставляют смайлики в личный еженедельник первоклассника.
Список используемых источников.
1. Программа начального общего образования по окружающему миру – М. Баласс, 2011.
2. А.А.Вахрушев «Окружающий мир»,1 класс. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Я и мир вокруг» - Москва: Баласс, 2012.
3. А.А.Вахрушев «Окружающий мир, 1 класс( «Я и мир вокруг») учебник. М.Баласс,2011.
4. А.А.Вахрушев «Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Я и мир вокруг») для 1 класса. М.Баласс, 2012.
5. Учительский портал www.uchportal.ru6. Социальная сеть работников образования http. nsportal.ru
7. www.zavuch.info