Конспект урока Зима: покой природы

Митропольская Анжелика Владимировна
МАОУ СОШ №22 с углубленным изучением
отдельных предметов,
учитель начальных классов
г. Тамбов

Урок окружающего мира в 1-м классе по теме:
«Зима: покой природы».
(с использованием мультимедийных технологий)

Цели:
Познакомить учащихся с зимними явлениями природы, научить их
отличать признаки зимы. (Развитие умения объяснять мир)
Научить школьников устанавливать взаимосвязь между
похолоданием и жизнью растений и животных.
Воспитывать чувство сопереживания, желания помочь
нуждающимся животным. (Развитие умения объяснять своё
отношение к миру)
Развивать мышление, наблюдательность, любознательность
учащихся, умение анализировать, обобщать.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
Экран, мультимедийный проектор, компьютер;
Презентация к уроку
Уроки Кирилла и Мефодия. Мультимедийное учебное пособие для поддержки и сопровождения обучения в начальной школе. 2007.
Вахрушев А. А. Бурский О. В. Раутиан А. С. Окружающий мир. 1 кл.- М.: балансс, 2014 г.

Ход урока.
Организационный момент.
(слайд 1 с изображением мальчика и девочки)
Сегодня мы отправимся в путешествие по храму природы. И в нашем путешествии с нами будут наши помощники Лена и Миша.

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для вас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток.
Не оскверняй его святынь.

Сообщение темы и целей урока.
-Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года. А какое это время года, вы скажете, отгадав загадку:

(Слайд 2)
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)

- Я вас приглашаю в гости к зиме.

Изучение нового материала.
1 Сообщение о времени года: зимние месяцы.
(Слайд 3)
- В зимнем царстве нас встречают три месяца. Какие? (Декабрь, январь, февраль.)

(Слайд 4)
- А как раньше в древние времена на Руси называли месяцы?

На Руси декабрь называли студень, стужайло, снежень. Декабрь – «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь мостит, гвоздит, приколачивает. Говорят: декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь называли сечень, он рассекает зиму на две половины. Январь – «студень», самый холодный и ветреный месяц в году. Говорят: Январь – году начало, зиме середина.

Февраль называли лютый, так как выпадает много снега, стоят лютые морозы, часто бывают метели. Февраль - месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: «Вьюги да метели под февраль прилетели».

2. Приметы о зиме.
(Слайд 5,6)
а) Вспомним с вами приметы о зиме.
- Какие приметы вы знаете? (ответы детей)
Народные приметы.
Много снега – много хлеба.
Зима снежная – лето дождливое.
Если зимой сухо и холодно – летом сухо и жарко.
Сильно блестят звёзды зимой - к морозу.
Дым столбом - к морозу.
Воробьи дружно расчирикались - к оттепели.
- А теперь - в путь!

3.Привал «Неживая природа зимой».
(Слайд 7)
- Вспомним, что такое природа? (природа – это то, что нас окружает, но не создано руками человека)
- Вспомните, какая бывает природа? (живая и неживая)
-Что относится к неживой природе?
-Что относится к живой природе?
(Солнце, звёзды, воздух, вода, камни - неживая природа.
Растения, животные, человек - живая природа.)

-Отправляясь, в гости к зиме, мы проведём наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в это время года.

Урок № 6 Часть 1
(слайд8)
- Скажите, по каким признакам в неживой природе мы определили, что наступила зима?

Зима самое холодное время года. Солнце зимой  занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоёмы. Приходят морозы.  Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем  туман,  снегопад, лёд,  иней,  гололёд,  изморозь,  вьюгу.

(1.Низкое положение солнца на небосводе 2.Короткие дни и длинные ночи. Солнце уже не успевает согревать землю за короткий день. 3.Замерзают почва, водоёмы. 4.Земля покрыта снегом. 5.Туман, снегопад, лёд, иней, гололёд, изморозь, вьюга, метель, пурга.)

-Как вы думаете, когда наступает зима?

-По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году.
А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки - это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.

4.Просмотр видеосюжета. (Слайд 9)
-Посмотрите видеосюжет.
-Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников? (Снег.)
-Из чего состоит снег? (Из снежинок.)

Урок № 6 часть 2


(Слайд 10)
У вас на столах лежат листы с изображением снежинок. Дорисуйте снежинки.


(Слайд 11)
Откройте учебник на странице 85. Посмотрите на две нижние картинки.
- Скажите, что случилось со снежной бабой, когда её занесли в класс?
- Почему она растаяла в классе? (В классе тепло, а на дворе холодно)
- Почему замерзают реки и идёт снег?
Прочитаем вывод на странице 85.

Привал «Зимняя жизнь растений».
- А сейчас мы посмотрим, как неживая природа отразилась на жизни растений.
(Слайд 12)
-Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные.)
- Сравните лиственные и хвойные деревья.
- Как зимуют деревья? (Лиственные сбросили листву, хвойные стоят зелёные)

Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды. Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями.
- Как зимуют  кустарники и травы? (Кустарники сбрасывают листву, травы желтеют, но не все)
(Слайд 13)
- Остаются зелёными не только хвойные растения. Есть травянистые растения: земляника, клюква, а также озимая рожь и озимая пшеница, которые уходят под снег зелеными. У наших растений зимой наблюдать рост. В конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав. Подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной.

(Слайд 14)
- Как вы думаете, почему они не замерзают? (Снег защищает от мороза. Чем больше снега, тем  легче растениям перенести  зимние морозы. Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.)
Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17С.
Здесь мы можем видеть связь живой природы и неживой.

Урок № 6 часть 9
Демонстрация веточки берёзы и липы, разрезание почки.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415    Деревья почти спят, вернее они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от мороза, почки покрыты чешуйками. Возьмём нож и разрежем. Оказывается, почка не спит – ждет весну. Посмотрите, внутри будущий листок. Зимой происходит «дозревание» почек.


Физкультминутка. (Слайд 15)
Привал «Секреты животного мира».

Урок № 5 часть 6
(Слайд 16)
Откройте учебник на странице 86. Рассмотрите иллюстрацию зимнего леса и найдите, где спрятались звери и птицы.
- Назовите, какие птицы спрятались в зимнем лесу?
- Назовите, животных, меняющих окраску зимой?
- Назовите, каких зверей вы ещё увидели в зимнем лесу?
- От кого прячутся звери и птицы?
- Какие трудности они испытывают зимой?
Не только растения подготовились к переживанию холода. Но и многие звери и птицы.

Урок № 6 часть 7

О том, как готовятся к зиме и зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами.


- Отгадайте загадку: (Cлайд 17)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)

К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.
К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.
Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.

Загадка (Слайд 18)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)


Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся.
Берлогу – яму, выкопанную где–нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.
Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.
Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.
(Просмотр видеосюжета о медведе.)

Загадка: (Слайд 19)
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало-
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса )

Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.


Загадка: (Слайд20 )
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)

У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах. Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов.

Загадка: (Слайд21)
Злой и серый
По лесу бегает
Зубами щёлкает (Волк)
Волк – сильный, умный хищник. Его добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери – кабан, лось. Обычно волки охотятся небольшими стаями. Они могут долго, упорно преследовать свою добычу. Правда, по глубокому, рыхлому снегу им трудно бегать, и часто волки остаются голодными.


4. Игра «Расселите животных по домикам» (Слайд 22)
Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.
Домик 2 – животные, которые зимой впадают в спячку.
Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

5. Догадайтесь, чьи следы на снегу. (Слайд 23)










6. Жизнь птиц зимой.
Вспомним, какие изменения произошли в жизни птиц.
-Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края?
-Почему они улетают?

(Слайды 24)
-Как называют птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)
-Назовите зимующих птиц.
(Синица, воробей, сойка, дятел, поползень, снегирь, голубь, грач, сорока, ворона)

(Слайд 25)
Рассказ учителя о клестах.
Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка – серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма.

(Слайд 26)
Сообщение ученицы о синичке.
Синица – это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко – жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало.
(Просмотр видеосюжета о синичке.)

(Слайд 27)
-Чем питаются птицы зимой?
Пшено, просо, овёс, пшеница;
Семена подсолнечника;
Ягоды рябины, боярышника;
Семена клёна, ясеня;
Шишки, жёлуди, орехи;
Хлеб, хлебные крошки.
-И всё же птицы зимой нередко голодают.

(Слайд 28)
- Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)
Стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой» читает ученица.

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.

Есть у птиц природные столовые, например деревья рябины. Берегите рябину.
-Какую пользу приносят птицы?
(Поедают насекомых, которые наносят урон лесу, своим пением оживляют леса.)
-Что произойдёт, если не будет птиц?

Итог урока.
(Слайд 29)
Откройте учебник на странице 89 и 88.
-Какие изменения в живой и неживой природе происходят зимой?
Прочитаем вывод.
Зима самое холодное время года. Ночи становятся долгими, а дни короткими. Снег покрывает землю, дома и деревья. Реки скованы льдом.

Зимой в природе наступает покой. Жизнь растений замирает. Для животных наступает трудная пора. Природа ждёт весну.

-О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке.

Разгадайте кроссворд. (Слайд 30)

1. Беленькая собачка в подворотню глядит. (Сугроб)
2. Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и упала. (Снежинка)
3. Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою
Но солнце её припечет –
Заплачет она и умрёт. (Сосулька)
4. Обильное выпадение снега называют (Снегопад)
5. Году начало, зиме середина.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)


Домашнее задание.
Прочитать статью в учебнике – с.84-89.
Подготовить сообщения о жизни зверей и птиц зимой.
Сделать рисунок «Красота зимы» (по желанию).

































Дорисуй снежинки






















13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


Догадайтесь, чьи следы на снегу.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415








13PAGE 15


13PAGE 14115


13PAGE 15


13PAGE 14115



13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



Root Entry