Доклад «Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно – ориентированных технологий. Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов


Зуйская общеобразовательная школа I-III ступеней №1
Доклад
«Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно – ориентированных технологий. Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов»
Подготовила
учитель начальных классов
Таран Н.А.
.
«Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно – ориентированных технологий. Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов»
Обоснование необходимости формирования
ключевых образовательных компетенций  младших школьников
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов (Лебедев О.Е.).
Компетентностный подход не является новым в отечественной педагогике: ориентации на освоение конкретных способов деятельности посвящены работы педагогов М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина и других учёных. Однако этот подход длительное время не был определяющим в отношении целей, содержания и методов профессионального образования. Известны труды по созданию теоретической базы компетентностного подхода (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов и другие), созданы концепции и модели труда учителя (Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Е.И. Рогов, В.А. Сластенин и др.), активизировано изучение профессиональной компетентности на уровне высшего образования (Ю.Г. Татур, В.А. Адольф, Л.А. Петровская и другие), начаты исследования по разработке компетентностного подхода в сфере общего образования (И.А. Зимняя, Н.А. Гришанова, А.И. Савенков и другие).На сегодняшний день в России  уже появились крупные теоретические и научно-методические работы, в которых анализируется сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций (Л. Ф. Иванова, А. Г. Каспаржак, А. В. Хуторской). Разработкой данной проблемы занимаются российские исследователи П. П. Борисов, Н. С. Веселовская, А.Н. Дахин, И. А. Зимняя, Н. А. Переломова, Т. Б. Табарданова, И. Д. Фрумин, Г. А. Цукерман, А. В. Баранников и др.)К принципам компетентностного подхода относятся следующие:
- диагностичность, т.е. ориентацию на достижение диагностируемого результата, проявляющегося в поведении и мышлении;
- комплексность, междисциплинарность - учет как образовательных, так и внешних, средовых факторов и влияний;
- многофункциональность: компетентность не может быть охарактеризована одним умением или свойством, она представляет собой способность к решению совокупности задач.
В рамках компетентностного подхода содержание образования рассматривается как социальный опыт  (культура) человечества в процессе превращения в собственный опыт личности, проходящий в специально организованной образовательной среде. Результатом усвоения такого содержания образования является система ключевых компетенций в сферах, обусловленных компетентным составом содержания начального образования.
Очевидно, что целью и результатом такого образования является формирование ключевых компетенций младшего школьника, под которым подразумевается система универсальных общеучебных качеств и способностей ученика в различных учебно-воспитательных областях, а также стремление и готовность осмысленно и эффективно применять их на практике.
Содержание образования – это педагогически адаптированный социальный опыт человечества, состоящий из четырёх структурных элементов: опыта познавательной деятельности (знаний), опыта осуществления известных способов деятельности (умений действовать по образцу), опыта творческой деятельности (умений принимать эффективные решения в проблемных ситуациях),опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений (личностных ориентаций).
Основные функции компетенций, которые выделены на основании анализа их роли и места в обучении:
- отражать социальную востребованность на молодых граждан, подготовленных к участию в повседневной жизни;
- быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования;
- задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;
- задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;
- быть частью содержания различных учебных предметах и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования;
- соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;
- представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.
Этапы формирования ключевых компетенций
Первый  этап формирования общих компетенций – это планирование на основе диагностики уровня сформированности общеучебных умений.
В начале определенного периода (например, в начале учебного года) педагоги, заполняя соответствующую таблицу, оценивают уровень сформированности общеучебных умений и навыков каждого учащегося и группы в целом
Вторым этапом является корректировка планов. В соответствии с выявленными особенностями каждой группы, преподаватель вносит изменение в тематическое планирование по части развития общих компетенций, особое внимание, уделяя тем умениям, которые по какой-то причине не соответствуют возрастным нормам.
Третий этап – организация учебной деятельности учащихся, направленной на формирование тех или иных общих компетенций.
Портрет выпускника начальной школы
любознательный, проявляющий исследовательский интерес
активно познающий мир
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера
уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения
умеющий учиться, способный к самоорганизации
готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой
навыки самоорганизации и здорового образа жизни
Практика показывает, что ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребёнок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Речь идёт как о содержании учебных курсов, так и о формах организации образовательного процесса.
Основные направления работы по формированию ключевых образовательных компетенций младших  школьников
Направления В образовательном процессе В системе дополни-
тельного образования Во взаимодействии с ближайшим социальным
окружением
Адаптация обучающихся к современным требованиям образования повышенного статуса Организация разнообразного плодотворного досуга, направленного на развитие творческого потенциала обучающихсяОпределение миссии школьного образования
Отбор форм и методов работы, развивающих общеучебные умения и навыки Система мер по воспитанию здорового образа жизни Оценка и организация проектной деятельности по достижению необходимых изменений
Дифференциация и индивидуализа- ция обучения в системе образования Воспитание инициативы, самостоятельности, умения делать выбор через организацию занятий по интересам Адаптация учащихся к современным условиям жизни
Учет интересов и способностей обучающихся, их родителей в выборе содержания и технологии учебно-воспитательной работы
Воспитание норм и ценностей коллектива, развитие общественной активности обучающихся Привлечение родителей и общественности к учебно-воспитательному процессу
Пути реализации по формированию
ключевых образовательных компетенций учащихся
По основным видам деятельности с целью формирования ключевых образовательных компетенций младших школьников использую следующие формы:
Основные виды деятельности по формированию
ключевых образовательных компетенций младших школьников урочная внеурочная внешкольная семейная Общественно- полезная
музей, поселковая детская библиотека – Урок «Праздник знаний»
–Урок - экскурсия  
- Уроки-конкурс- Урок-игра
- Урок-викторина
- Урок - аукцион
- Турнир знатоков
- Защита рефератов и исследовательских работ
- Групповая форма
- Подготовка сообщений и  рефератов
Блиц-турнир- Уроки с использованием видеоматериалов - Классные часы,
тематические линейки
-Праздники
 -Турниры
-Викторины
-Выставки
-Игры
-Диспуты,
-Практикум-обсуждение ситуаций,
-Беседа – диалог,
Консультация,
-Конкурсы,
-Игры-путешествия
Литературно-музыкальные композиции,
Театрализовано-игровая программа
-КВН
- Защита рефератов и исследовательских работ -Час общения,
-Экскурсии
-Военно-патриотические мероприятия
«Невыдуманные рассказы» (встречи с ветеранами войны, труда, деятелями культуры, спорта),
патриотические игры,
-«У нас в гостях…» -Семейный праздник
-«Мама, папа, я – спортивная семья»,
-конкурс рисунков
-Задушевный разговор,
-игра «Дорогами дедов»,
исследовательская работа
-Посиделки,
-Вечёрки,
-Литературная гостиная,
-Мини-спектакли,
-Открытые уроки, -КТД «Каждое дело с пользой»
- агитбригада по ПДД
- конкурс агитплакатов,
-«Экспедиция в …», -
«Энциклопедия добрых дел»,
-операция «Пусть здорова,
книжка»,
-творческая «издательская» деятельность

Методы развития ключевых образовательных компетенций
Методы Содержание методов
учебно-организационные Проблемно-диалогическая технология
Проектная деятельность (предусматривает как коллективную, так и индивидуальную работу по самостоятельно выбранной теме). Решение жизненно практических (часто межпредметных) задач
(проблем), в ходе которого ученики используют присвоенный ими алгоритм постановки и
решения проблемы. Учитель – консультант.
Исследовательская деятельность по выбранной теме, которая ведется параллельно с
традиционными формами работы. Учитель – консультант.
учебно-интеллектуальные Частично поисковые методы
Проблемно-сообщающие методы
Исследовательские методы
учебно-коммуникативные Технология формирования типа правильной читательской деятельности
Самостоятельное использование учениками системы приемов устного и письменного текста
Технология развивающего обучения
учебно-информационные Изложение текстов различными способами
Составление простого плана
Формулирование проблемных вопросов
Качественное и количественное описание объекта
Составление на основании текста таблицы, схемы
Создание модели изучаемого объекта
Использование, исходя из учебной задачи, различных видов моделирования
Поиск информации в литературе и Интернете
Самостоятельный отбор источников информации для решения учебных и жизненных задач
Представление информации в оптимальной форме в зависимости от адресатаПриёмы формирования ключевых образовательных компетенций
Компетенции Приёмы
Ценностно-смысловые «Верные – неверные утверждения» «Неоконченные предложения»
 «Наш день подошёл к концу и я хочу сказать…», «Сегодня на уроке я…»,
« Своей работой на уроке я…»
 «Я выбрал эти задания на уроке, потому что…» «Хочу, потому что смогу»,«Полезно-вредно», «Мудрые советы»
«Мы с тобой», «Меняются те, кто…»
Учебно-познавательные «Многоступенчатый выбор»
«Метод пяти пальцев»
 «Огонёк общения»
 «Кто больше»
 игра «Волшебная палочка»
 «Соседи»
 «Да или нет»
«Волшебная корзинка» идей, понятий, имён …
  «Мозговой штурм»
Социокультурные «Выбор партнёра», «Я умею, а мой …»
 «Если можешь, покажи. «Если понял, расскажи» «Что было бы, если бы…»,«Акция – проект», «Тренинг»
«Копилка хороших поступков»
Коммуникативные «Огонёк общения»,«Словесный мяч»,«Биография слов»
игра «Лото», «Дальние коммуникации», «Синквейн»,
 «Сочини сказку по ключевым словам»
 «Вопрос – ответ», «Если бы я был…», «Снежный ком»
Информационные «Вопросы для любознательных», «Интересные факты»
 «Вопросы для умников и умниц», «Это интересно»
 «Схематическое конспектирование», «Правда ли это?»
«Толстые и тонкие вопросы», «Кластеры», «Пометки на полях»
Природоведческие
и здоровьесберегающие«Состояние моей души»
 «Что полезно, а что вредно»
 «Хорошо или плохо»
Использование методов и приёмов позволяет вести работу системно с учётом возрастных  и функциональных возможностей младших школьников.
Системно-деятельностный подход  как основа реализации ФГОС
           В основе наиболее распространенного традиционного обучения (ТО) лежит идея о независимости развития, в том числе умственного, от обучения. Согласно этой теории циклы развития всегда предшествуют циклам обучения. Формулу этой теории можно представить так:  обучение → естественное развитие = зона актуального развития
В 30-х годах прошлого столетия известный отечественный исследователь Лев Семенович Выготский разработал новую инновационную модель обучения, которая опережает развитие. Соотношение их можно представить следующим образом: развитие → обучение = зона ближайшего развития.
Согласно этой теории обучение не есть развитие, но «правильно организованное», оно ведет за собой детское умственное развитие, развивает ряд процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Зона ближайшего развития включает те действия, которые ребенок, опережая естественное развитие, способен выполнить в совместной деятельности с учителем, но которые бы он не выполнил самостоятельно или выполнил позднее и медленней.
Таким образом, ещё в 30-х годах прошлого столетия Л.С. Выготский обосновал обучение, которое в настоящее время определяют как развивающее.
Важный этап разработки теории РО и внедрения ее на уроках связан с исследованиями Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Основой технологии РО, по В.В. Давыдову, является теория УД. Между обучением и развитием человека всегда находится его деятельность. Таким образом, формула Л.С. Выготского (развитие → обучение) дополнилась третьим звеном – «деятельность» и приобрела следующую структуру:  развитие → деятельность → обучение.
Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова позволила нашим исследователям разработать деятельностный подход (принцип), который применяется в РО. Суть этого подхода может быть выражена в свернутой, до предела сжатой формуле как «деятельность-личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность и вне деятельности нет личности».
В средней школе, на более зрелых этапах формирования личности, адекватной подростковому возрасту становится противоположная функция указанной связки, иллюстрирующей деятельностный подход: личность → деятельность.
Указанный переход вполне согласуется и со школьными программами. Если в начальной школе программы ориентированы преимущественно на усвоение элементарных практических умений и навыков, то в средней школе – на изучение основ наук.
В таких условиях деятельностный принцип, ограниченный в начальных классах преимущественно предметной (практической) деятельностью, потребовалось преобразовать в личностно-ориентированный. Он базируется на единстве сознания, деятельности и личности.
Разработка новой методической системы РО, основанной на указанном принципе  была начата автором  А.З. Рахимовым в 1987 г. Она опирается в теории на системную организацию окружающего мира, соответственно, в методике – на системный подход (принцип) при его изучении и на УД школьников в педагогической практике. При разработке ее потребовалось решить одну из основных проблем, связанную, с одной стороны с единством окружающего мира, имеющего системную организацию, и с другой – предметной разобщенностью при его изучении.
В свернутой форме новая методическая система РО выстраивается в триединой формуле:системы → системный подход → деятельность.
Объединение их позволило определить подход, составляющий ее основу как системно-деятельностный.  Системно-деятельностный подход (СДП) выступает как интегральный, т.к. является междисциплинарным и позволяет осуществить интеграцию школьных дисциплин. Важным этапом в истории становления РО является опубликованный в 2008 г. проект Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В ней совершен настоящий прорыв, в котором деятельностная парадигма подкреплена СДП. Безусловно, включение СДП определило представленный проект как инновационный. Вследствие чего в 2009г. утвержден стандарт НОО, в марте 2010г. утверждены требования к структуре образовательной программы  дошкольного образования. Т.о. в соответствии с новыми ФГОС обеспечение субъектной позиции ученика и СДП возможно при переходе с традиционного  обучения на технологию РО. УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Концепция СДП позволяет сформулировать краткое определение РО: развивающим можно назвать обучение, в котором у учащегося – субъекта УД в зоне ближайшего развития на базе обыденного мышления и интеллектуальных способностей формируется теоретическое мышление и творческие способности. РО, основанное на СДП, выступает как полноценное инновационное. Оно действительно преобразует ТО в развивающее, что нетрудно выявить при их сравнении.
Традиционное обучение ИнновационноеРазвивающее обучение 1) базируется на принципе доступности; 1) опирается на зону ближайшего
развития; 2) учащийся выступает в роли объекта ПД; 2) учащийся действует как субъект собственной УД;
3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний; 3) нацелено на усвоение способов познания как
конечной цели учения;
4) развивает обыденное мышление, эмпириический способ познания 4) развивает теоретическое мышление и
теоретический способ познания; 5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы; 5) на первый план выступают учебные задачи,
решая их учащиеся, усваивают общие способы
умственной деятельности 6) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности. 6) формируется личность, способная к
самостоятельной творческой деятельности.
Системно-деятельностный подход является основой ФГОС и обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:
-к определению цели школьного обучения как формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;
-от изолированного изучения учащимися системы научных понятий к включению содержания обучения в контекст решения жизненных задач;
-от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
-от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
Формы деятельности следующие: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.
Существует ни один вид деятельности: игровая, исследовательская, проектная
Рефлексивная, контрольно-оценочная,  творческая ,практическая
На уроке математики будут применены элементы исследовательской деятельности,
На уроке письма будет организована контрольно-оценочная деятельность,
На уроке обучения грамоте, занятии Логомиры обеспечена рефлексивная деятельность,
На занятии Краеведение предусмотрена практическая деятельность,

Соответственно в рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме.
Новые требования к результатам обучения и воспитания.
Пересмотр целевых установок и приоритетов в определении образовательных результатов позволил разработчикам ФГОС определить структуру ООП ОУ.
Предлагаю сравнить структуру ООП
дошкольного образования:
1.Пояснительная записка
2.Организация режима пребывания детей
3.Содержание работы по освоению детьми образовательных областей
4.Коррекционная работа
5.Планируемые результаты.
6.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. школьного образования:
1.Пояснительная записка
2. Планируемые результаты.
3.Учебный план.
4.Программа универсальных учебных действий.
5.Рабочие программы по учебным предметам.
6.Программа духовно-нравственного развития.
7.Коррекционная работа.
8. Система оценки достижения
результатов освоения Программы.
      Обязательная часть Программы ДОУ обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.
      В программе ДОУ нет предметных областей, учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация", "Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка".
В программе Четко прослеживается преемственность в требованиях к программе
дошкольного образов-я нет программы УУД, однако, в пункте 3.5 Планируемые результаты
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
В программе ОУ в соответствии с ФГОС планируется формирование  УУД в начальной школе.
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные