План-конспект по физике Архимедова сила для обучающихся 7-х классов


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Архимедова сила
ФИО (полностью) Полежаева Лариса Васильевна
Место работы ГБОУ СОШ №603 Санкт-Петербург
Должность учитель
Предмет физика
Класс 7
Тема и номер урока в теме Архимедова сила (урок № 1 в теме)
Базовый учебник Пёрышкин А.В. Физика 7
Цель урока обеспечить усвоение учащимися смысла понятия «Архимедова сила» и формулы для расчёта архимедовой силы
Задачи - обучающие: обнаружить на опыте выталкивающее действие жидкости на погруженное в неё тело и определить выталкивающую силу; вывести правило для вычисления архимедовой силы
- развивающие: развивать познавательную активность учащихся; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью
- воспитательные: воспитывать культуру общения и поведения на уроке; чувство уверенности в своих суждениях; терпимость и взаимоуважение (по отношению к одноклассникам)
Тип урока изложение нового материала
Формы работы учащихся Фронтальная работа, индивидуальная (или групповая – на усмотрение учителя) работа (по выполнению демонстраций)
Необходимое техническое оборудование - компьютер, проектор, проекционный экран, динамики;
- портрет Архимеда, ведёрко Архимеда, сосуд с отливом, штатив, ёмкость с водой, соль, ч.л., динамометр, мензурка, набор тел для калориметрических работ, отливной сосуд; пакетик с чаем, стакан с водой, анимации, видеоматериал, интерактивные модели
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Название используемых ЭОР Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время
(в мин.)
1 2 3 4 5 6
1 Организационный момент Установление дисциплины и проверка готовности класса к занятию Приготовить всё необходимое для урока 3
2 Актуализация знаний Демонстрация действия выталкивающей силы (Архимедова сила) [1] Учитель опускает чайный пакетик в стакан с водой (как бы собирается пить чай), но увлёкся разглядывая окрашенную воду в стакане
- Ребята, никогда не замечала, как интересно и не сразу окрашивается вода при заваривании чая. Можете объяснить, как это происходит?
Учитель снова увлёкся, опуская в воду и поднимая в воздух пакетик чая.
- Интересно, почему верёвочка от пакетика в воде не натянута так, как в воздухе? Неужели пакетик в воде легче, чем в воздухе? Но почему?!
- Что ещё за сила? Как она выглядит? Давайте нарисуем её, что ли?!
- А как сильно она выталкивает?
- Что-то я сомневаюсь в этой формуле…Чем докажете? Как можно измерить вес тела? выт.силу?
- видео-ролик «Демонстрация измерения выт.силы» (длительность 0:01:07) Объясняют смысл явления диффузии
Вспоминают о действии выталкивающей силы
Изображают в тетрадях и на доске силы, действующие на пакетик, Fвыт = F2 – F1 = Pж = m ж · g Объясняют, как можно измерить вес тела и выт.силу 7
Кто желает повторить? Вдруг это обман? (можно выбрать так: кто первый скажет, в каких единицах измеряется сила, давление, объём, …)
- Хорошо, верю! Убедили! Проверили экспериментально. Теперь ещё раз послушаем о действии выт.силы. Демонстрация [1] Один (или двое учащихся) повторяют опыт из видеоролика
Просмотр, прослушивание и проговаривание вслух (хором) текста о действии выт.силы [1] – 0,25
3 Изучение нового материала слайд-шоу «Корона Герона» [2]
Видеоролик «Измерение Архимедовой силы» [3]
Видеоролик-анимация «Закон Архимеда» [4]
Формула «Сила Архимеда» [5] - А кто-нибудь обратил внимание на заголовок демонстрации? Почему написано –Архимедова сила? Ведь речь шла о выт.силе? Значит, …
- Давайте-ка разберёмся с этой силой. Запишите тему сегодняшнего урока
- Кто такой Архимед?
Почему выт.силу называют Архимедовой?
- Интересно, а как людям приходит в голову какое-то открытие?.. Почему Архимед начал раздумывать над выт.силой?.. Слайд-шоу «Корона Герона» [2]
- Давайте посмотрим на опыт Архимеда с выт.силой – видеоролики (демонстрация опыта с ведёрком Архимеда [3]; анимация опыта [4])
- Кто желает повторить этот эксперимент?
Какое оборудование вам для этого понадобится?
выт.сила – это Архимедова сила
Сами формулируют тему
Древнегреческий учёный Впервые указал на её существование и рассчитал её значение
Называют оборудование и проводят опыт (одновременно 2 уч-хся: 1 - с пресной водой, 2 – с солёной) 20
[2] - 1,5
[3]-3
[4]-0,22
- От чего же зависит сила Архимеда?
Мы можем измерить FA. А как её рассчитать без опыта?..
FА = Fвыт = Pж = m ж · g = (ρжVт)g
Формула «Сила Архимеда» [5] От объёма погруженного тела и от плотности жидкости.
Записывают формулы, рисуют треугольник-формулу [5] - 3
4 Промежуточные итоги.
Задание на дом Физ-минутка для глаз
Рефлексия
Объявление домашнего задания: §49-опорный конспект по вопросам 1-5, упр.24 (1, 2) или работа в раб.тетр.; по желанию - §8 (с.183 [1]), задание 14
Выполняют гимнастику для глаз.
Вспоминают, что узнали нового, и где могут пригодиться эти знания.
Записывают задание на дом.
5
5 Усвоение и закрепление нового материала «Имерение силы Архимеда» [6]
Интерактивная задача «Вычисление выталкивающей силы» [7] Работа с флеш-материалом:
- интерактив «Имерение силы Архимеда» [6]
- интерактивная задача «Вычисление выталкивающей силы» [7]
Если есть запас времени, можно предложить учащимся…
- А сейчес… БЛИЦ-ОПРОС!
От чего зависит сила Архимеда?
Где легче плавать: в пресном озере или море? Почему?
- Вы – знатоки игры «Что? Где? Когда?»
Внимательно слушайте и правильно отвечайте!
1) На ловле относительно глубоководных жемчужных раковин издавна специализировалась этническая группа населения Южной Японии – ама, причём преимущественно женщины. Ныряльщицы способны опускаться на глубину 30 м и оставаться там более минуты. В последнее время на месте этих промыслов возникли крупные предприятия по искусственному разведению жемчуга. Для этой цели используются плоты, к которым снизу подвязывают корзины с раковинами-жемчужницами. Объясняют результаты измерений
Выполняют вычисления
Один учащийся быстро отвечает на вопросы
Всем классом совещаются и отвечают на вопросы с подробными объяснениями 10
Какая сила действует на человека в воде? Как она изменяется с глубиной погружения и с увеличением давления на ныряльщицу?
2) У костистых рыб есть орган, называемый плавательным пузырём и являющийся своеобразным гидростатическим устройством.
Как рыба использует свой плавательный пузырь? Как при этом изменяется сила Архимеда?
3) Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде?
4) Пожилые греки рассказывают, что Архимед обладал чудовищной силой. Даже стоя по пояс в воде, он легко поднимал одной левой 1 000 кг. Правда, только до пояса, выше поднимать отказывался.
Могут ли быть правдой эти россказни?
Формулы FА = Pв возд. – Pв жид. FА = ρжg Vт m ж = ρж· V m ж · g = Pж FА = Pж
Литература Пёрышкин А.В. Физика 7: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа
Рабочая тетрадь по физике (для 7 класса) к учебнику Пёрышкина А.В.
Физика. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Пёрышкина/В.А. Шевцов. – Волгоград: Учитель
Физика: Занимательные материалы к урокам. 7 кл./А.И. Сёмке. – М.: НЦ ЭНАС. - (Портфель учителя)

Приложение к плану-конспекту урока Архимедова сила
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Действие выталкивающей силы. «Архимедова сила» Файлы формата swf.
Для их просмотра необходима программа Flash Player. Мультимедийные ресурсы Информационный
И-тип Рисунок с анимацией http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bcba5e0d-3bb7-4a6b-beaf-23ab9435b069/view/
2 «Корона Герона» Информационный
И-тип Слайд-шоу http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6d3b8fbc-a057-4c96-909a-76a176ac38d9/view/
3 «Измерение Архимедовой силы» Информационный
И-тип Видеоролик http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ef5cc129-8eab-44a7-ae71-8f619b096d5a/7_214.avi
4 «Закон Архимеда» Информационный
И-тип Видеоролик-анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d2e612da-bafa-4bc8-9638-e4a7e9815cd9/7_213.avi
5 Формула «Сила Архимеда» Информационный
И-тип Иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000eccd5-70b3-472c-ab11-488b483b70fd/75.swf6 «Имерение силы Архимеда» Практический
П-тип
Интерактив, имитационное моделирование http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6421658b-54d0-480c-b01e-e2b5b91a05e4/7_218.swf7 «Вычисление выталкивающей силы» Практический
П-тип
Интерактивная задача http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f3a59b01-dbf1-42dd-8203-917140c68b9d/80.swf