Урок по физике для 7 класса «Архимедова сила»
ФИО учителя
Ветрова Ольга Михайловна
Место работы
МБОУ «СОШ №14», г. Ангарск
Предмет
физика
Программа
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы. М., Дрофа,2009 г.
Физика 7-9 классы. Авторы программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин
УМК
А.В. Пёрышкин. Физика 7 класс Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин.- М.: Дрофа, 2012 г.
Количество часов на изучение
2 часа в неделю,
70 часов за учебный год
Класс
7
Тема урока
Архимедова сила
Номер урока в теме
№ 15
Тип урока
урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Актуальность использования средств ИКТ
Использование ИКТ позволяет обеспечить максимальную наглядность на уроке, разнообразить деятельность обучающихся на уроке
Цель урока
создать условия для формирования у обучающихся знаний об Архимедовой силе и законе Архимеда.
Задачи урока
Обучающие
Развивающие
Воспитательные
приобретение обучающимися знаний об архимедовой силе, усвоение формулы для расчета F а ,
знание зависимости
F а от плотности жидкости (газа) и объема тела.
формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами;
развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать,
выделять главное, развитие внимания, системного мышления;
развитие навыков по исследовательской деятельности.
воспитание самодисциплины, сотрудничества в группах, положительной мотивации к обучению, формирование коммуникативных способностей, культуры умственного труда.
Формы работы обучающихся
фронтальная работа, групповая работа
Оборудование
компьютер, мультимедийный проектор, экран;
мензурка, ведерко Архимеда, динамометр, сосуды с водой, тела различной формы, массы и объёма цилиндры и т.д., карточки с заданиями и ответами
При проведении урока использовались элементы ОТСМ-ТРИЗ-технологии: модель «ЭИЗ», презентация «Архимедова сила», видеоролик «Архимедова сила».
До звонка на урок обучающиеся заходят в класс и вытягивают у учителя жетон (жетоны 5 цветов), и садятся за столы командами, согласно цвету своего жетона.
Главная проблема урока:
Как знания по теме «Архимедова сила» можно применить в повседневной жизни и дальнейшей профессиональной деятельности?
Формируемые компетентности:
- Учебно-познавательная;
- Информационная компетентность;
- Коммуникативная компетентность.
Круг реальных объектов действительности:
Физические величины: сила, объем, масса, вес, плотность и т.д.
Приборы: ведерко Архимеда, динамометр, мензурка, сосуд с отливом и т.д.
Информация о легенде об Архимеде, законе Архимеда, видеоинформация видеоролик «Архимедова сила»
Нить, пластилин, вода, раствор соли, цилиндры алюминиевый и медный и т.д.
Для чего компетентности необходимы:
Личная значимость
Социальная значимость
Перечень умений, необходимых для формирования компетенций
Владение знаниями о силе Архимеда и умение определять её значение, владение информацией, от каких величин она зависит и не зависит, помогут в повседневной жизни:
чтобы научиться плавать, пускать кораблики, отстаивание воды для питья, уход за аквариумными рыбками, запуск воздушного змея и т.д.
Знания о силе Архимеда, умение определять её значение, владение информацией, от каких величин она зависит и не зависит - помогут в дальнейшей профессиональной деятельности таким специалистам, как инженерам, биологам, водолазам, пловцам, спасателям, кораблестроителям и т.д.
Учебно-логические умения: умения сравнивать, обобщать, измерять, анализировать
Учебно-управленческие умения:
умение планировать свою деятельность, умение осуществлять самоконтроль, умение себя самоорганизовать.
Информационные умения:
Умение самостоятельно искать, отбирать, анализировать, передавать необходимую информацию.
Ход урока:
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будет работать в исследовательском институте. В каждой группе – отделе института есть исследователь-инженер, который отвечает за организацию работы в группе и, конечно же, порядок!
Актуализация опорных знаний
Учитель: Ребята, мы с вами продолжаем изучать главу «Давление в твердых телах, жидкостях и газах». Давайте вспомним, что мы знаем по этой теме. На ваших столах лежат модели «ЭИЗ», которые вы должны заполнить. Приложение 1.
Самопроверка в группах, сравнение с образцом-эталоном.
Учитель: Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
Почему мяч всплыл на поверхность? Ответы обучающихся.
Давайте проведем опыт с теннисным шариком.
Как вы думаете, что с ним будет происходить при погружении в воду?
Ваши гипотезы.
Опыт №1. Погружаем теннисный шарик в воду. Шарик «выпрыгивает» из воды.
Почему?
Какая сила действует на тело, погруженное в жидкость или газ?
Как она направлена?
Как определить выталкивающую силу? Ответы обучающихся.
Изучение нового материала.
Учитель: О чем шла речь на прошлом уроке?
Ответы обучающихся – выталкивающей силой.
Учитель: Правильно. Молодцы! Выталкивающую силу называют архимедовой силой, так как Архимед впервые рассчитал её.
Ребята, попробуйте сформулировать тему нашего урока. Ответы обучающихся.
Учитель: Вы правильно назвали тему урока - «Архимедова сила».
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
На столах у вас лежат карточки со словами, составьте из них цель нашего урока.
Обучающиеся составляют в группах цель урока из слов и формулируют цель урока. Приложение 2.
Учитель: Кто такой Архимед? Почему выталкивающая сила называется Архимедовой?
Давайте посмотрим фрагмент видеоролика. Демонстрация видеоролика «Архимедова сила».
Постановка проблемного вопроса.
«Как вычислить объем короны?» Ответы обучающихся.
Учитель: Давайте проверим экспериментально.
Показывает демонстрацию опыта с ведерком Архимеда.
Какой можно сделать вывод? Ответы обучающихся.
В сочинении «О плавающих телах» Архимед сформулировал вывод следующим образом: «Тела, которые тяжелее жидкости, будучи опущены в неё, погружаются все глубже, пока не достигают дна, и, пребывая в жидкости, теряют в своем весе столько, сколько весит жидкость, взятая в объеме тел».
Учитель: А какое дается определение архимедовой силе в учебнике? Обучающиеся работают самостоятельно с учебником в группах и отвечают на вопросы.
Стимул:
Есть сила одна, вот вам ответ,
Эту силу обнаружил Архимед.
Когда он опустился в воду,
То «Эврика!» – воскликнул он народу.
От чего зависит сила эта?
Нельзя вопрос оставить без ответа.
Учитель: Я вам предлагаю стать исследователями и выяснить, от чего зависит сила Архимеда самостоятельно.
Каждая группа получает своё задание. Пожалуйста, прочитайте задание и сформулируйте гипотезу исходя из условий.
Дети высказывают гипотезы. Учитель записывает предложенные гипотезы в слайд презентации.
Физкультминутка.
Учитель: А сейчас нам надо отдохнуть. Встаньте и выйдите из-за парт. Посмотрите за окно. Как увеличить давление вашего тела на пол? Покажите. Обучающиеся стоят на одной ноге. Поменяйте ноги. Посмотрите в окно. Садитесь
Исследовательская работа в группах. Задания группам в приложение 3.
Выступление групп.
В каждой группе выбирают одного главного эксперта-исследователя, который будет представлять результаты эксперимента перед классом.
Выполнив задания, группы сообщают свои выводы. Результаты записываются в таблицу, если сила зависит от величины, ставят «+», если нет, то «–».
масса
объем
плотность
форма
глубина
-
+
+
-
-
Учитель: Какой можно сделать вывод по данным таблицы?
Общий вывод по данным таблицы:
сила Архимеда зависит от объема тела и плотности жидкости.
Учитель: Из выводов наших исследований можно получить формулу:
Fa =
·ж gVт
Полученное выражение носит название – закон Архимеда.
Учитель: Как сформулирован закон Архимеда? Найдите ответ на вопрос в учебнике. Ответы обучающихся.
Закрепление изученного материала.
Выполнение теста в группах. Приложение 4.
Запишите ответы в одну линию.
Проверка. Прочитайте полученное число - 2211.
Итог урока.
Учитель:
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Какие сделали открытия?
Какие факты вызвали наибольший интерес?
4. Почему в жидкости тела весят меньше, чем в воздухе?
5. От каких величин зависит Архимедова сила?
6. Кто такой Архимед?
Учитель: У вас на столах лежат оценочные листы. Оцените работу каждого исследователя вашей группы. Приложение 5.
Инженеры-исследователи передают оценочные листы учителю.
Рефлексия.
Учитель: Нарисуйте, пожалуйста, шарик на той глубине, которая соответствовала бы глубине вашего погружения в сегодняшний урок. Приложение 6.
Домашнее задание.
Учебник: §51; упр.26 (1, 2).
Творческие задания:
I уровень:
Изготовьте модель для демонстрации подъема «затонувшего корабля», используя в качестве «понтонов» два прямоугольных кусочка пенопласта. «Корабль изготовьте из 1 кусочка детского пластилина. Рассчитайте, какой максимальный вес может поднять изготовленная модель?
Определите плотность прямоугольного деревянного бруска, используя только сосуд с водой.
II уровень:
Сконструируйте и изготовьте простейшие весы, действие которых основывается на использовании архимедовой силы.
III уровень:
Из куска доски изготовьте модель плота грузоподъемностью 3 Н. Рассчитайте размеры плота, чтобы он не затонул.
Используя модель «ЭИЗ» придумайте загадки про давление, архимедову силу.
Учитель: Мы хорошо поработали. Я надеюсь, что знания, полученные на уроке сегодня, вам пригодятся в повседневной жизни и дальнейшей профессиональной деятельности. До свидания, урок окончен.
Приложение 1.
Ответьте на вопросы
Элемент
Имена признаков
Значения признаков
давление
Какой буквой обозначается величина?
?
В каких единицах измеряется величина в СИ?
?
Как можно измерить?
?
Как можно вычислить величину?
?
Какие вопросы задавали?
Элемент
Имена признаков
Значения признаков
давление
?
р
?
Па
?
p=13 QUOTE 1415
?
от площади опоры,
массы тела
Ответьте на вопросы
Элемент
Имена признаков
Значения признаков
атмосферное
давление
Какой буквой обозначается величина?
?
В каких единицах измеряется величина в СИ?
?
Как можно измерить?
?
Как можно вычислить величину?
?
Приложение 2.
Архимеда, можно, познакомиться, с, каких, силой, величин, выяснить, от, она, зависит, как, вычислить, силу
Приложение 3.
Исследовательская работа группы 1
Архимедова сила, действующая на тела одинакового объёма,
но разной плотности в воде
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и железный бруски.
Гипотеза:
Результаты запишите в таблицу:
Бруски
Вес тела в воздухе
P1
Вес тела в воде
P2
Выталкивающая сила
FA = P1 - P2
Плотность алюминиевого бруска
Плотность железного бруска
Алюминиевой
Железный
Вывод:
Исследовательская работа группы 2
Архимедова сила, действующая на одно и то же тело
в пресной и солёной воде
Оборудование: сосуды с пресной и солёной водой, динамометр, алюминиевый или железный бруски.
Гипотеза:
Результаты запишите в таблицу:
Жидкость
Вес тела в воздухе
P1
Вес тела в воде
P2
Выталкивающая сила
FA = P1 - P2
Плотность пресной воды
Плотность солёной воды
Пресная вода
Солёная вода
Вывод:
Исследовательская работа группы 3
Архимедова сила в воде, действующая на тела разного объёма,
но одной плотности
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, малый и большой железные бруски.
Гипотеза:
Результаты запишите в таблицу:
Бруски
Вес тела в воздухе
P1
Вес тела в воде
P2
Выталкивающая сила
FA = P1 - P2
Малый
Большой
Вывод:
Исследовательская работа группы 4
Архимедова сила, действующая на тела разной формы
Оборудование: кусочек пластилина, сосуд с водой, нить, динамометр.
Гипотеза:
Результаты запишите в таблицу:
Форма бруска
Вес тела в воздухе
P1
Вес тела в воде
P2
Выталкивающая сила
FA = P1 - P2
Вывод:
Исследовательская работа группы 5
Архимедова сила, действующая на тело в пресной воде на разных уровнях
Оборудование: брусок, сосуд с водой, нить, динамометр.
Гипотеза:
Результаты запишите в таблицу:
Брусок
Вес тела в воздухе
P1
Вес тела в воде
P2
Выталкивающая сила
FA = P1 - P2
1 уровень
2 уровень
Вывод:
Приложение 4.
Тест.
1) Вес стальной детали в воздухе равен 4Н, а в воде 3,7Н. Определите архимедову силу.
1. 5,7 Н 2. 0,3Н 3. 3Н 4. 2,7Н
2) Железный и алюминиевый шары равных объемов бросили в воду. Сравните архимедовы силы, действующие на шары?
1. На железный шар действует большая архимедова сила, так как его плотность больше.
2. На алюминиевый шар действует большая архимедова сила, так как его плотность меньше.
3. На железный и алюминиевый шары действуют одинаковые Fа, т.к. объемы равны.
3) Железное и деревянное тело равных масс бросили в воду. Равны ли выталкивающие силы, действующие на каждое тело?
1. На деревянное тело действует большая выталкивающая сила, т.к. его объем больше.
2. На железное тело действует большая выталкивающая сила, т.к. его объем больше.
3. На тела действуют равные выталкивающие силы, т.к. равны массы тел.
4) К динамометру подвешен алюминиевый шарик. В каком случае показания динамометра будут больше: если шарик опустить в керосин или в воду?
1. Больше в воде, т.к. ее плотность больше.
2. Больше в керосине, т.к. его плотность меньше.
3. Одинаково, т.к. объем тела не меняется.
Приложение 5.
Оценочный лист
Фамилия, имя
члена группы
Оценка работы в группе
Итоговая оценка
«5»
«4»
«3»
«2»
Пример
(((((
((
5
Приложение 6.
Как мы себя чувствовали на уроке?
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415
Как я себя чувствовал на уроке?
Насколько мне понравилось дело, которым я занимался на уроке?
15