«Судьба человека и Родины» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)
Конспект урока
учителя Мамаевой Е.В.
на тему:
«Судьба человека и Родины»
(по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)
Цель урока: создать эмоциональную атмосферу, готовящую к восприятию художественного произведения, продолжить аналитическую работу над текстом.
Задачи:
образовательные: сформировать представление о личности М.А.Шолохова; познакомиться с его рассказом «Судьба человека"; провести аналитическую работу над текстом худ. произведения;
воспитательные: продолжить воспитание любви к литературе; воспитание нравственной, духовно богатой личности; чувства патриотизма;
развивающие: развитие устной монологической речи учащихся, логического мышления и творческого восприятия произведения; всей когнитивной сферы личности.
Тип урока – урок изучения художественного произведения.
Методы обучения: эвристический, репродуктивный, метод творческого чтения.
Приемы обучения: выразительное чтение учителя и учащихся, беседа по прочитанному, комментированное чтение, диспут, рассказ учителя.
Наглядность: интерактивная доска с мультимедийной презентацией, учебники с текстом произведения, рабочие тетради с текущими записями.
Используемая литература: учебник Литература 9 класс под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, М.Б. Храпченко. Е.А.Самойлова. Пособие для учителя литературы в 9 классе. М.,2003г.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята!
Тема урока:
«Судьба человека и Родины» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»).
Играет «Вокализ» Рахманинова. Читаю эпиграф:
Любовью жив человек. Любовью к земле, жене, детям, языку, товарищу Оставаться человеком в нечеловеческих условиях – это трудное дело.
И. С. Грачёва
- Ребята, как вы понимаете слова И.С.Грачёвой?
- Выявите ключевую идею из данной фразы.
- К этим словам мы еще вернемся, а сейчас обратимся к теме урока.
- Скажите, что такое Родина для вас? Как вы понимаете значение этого слова?
- А что такое судьба? Какие ассоциации возникают у вас в связи с этой фразой?
- Все ваши рассуждения верны, потому что, наверно, нельзя однозначно ответить на эти вопросы. Для каждого понятие Родины и судьбы свои. И все же, обратимся к Толковому словарю С.И.Ожегова.
- Понятие судьбы и Родины могут быть взаимосвязаны? При каких условиях?
-Хорошо Наш земляк, М.А.Шолохов написал удивительный рассказ «Судьба человека».
- Как вы думаете, о чем должна пойти речь в этом произведении?
- Произведение небольшое по объёму, но в нём очень чётко и ярко представлена вся жизнь главного героя - Андрея Соколова от простого мирного человека – до солдата – от солдата – до военнопленного – от военнопленного – до человека, потерявшему всё самое дорогое в своей жизни, но сумевшего духовно возродиться.
- Представим себе обычного деревенского мужчину, у которого есть любящая, заботливая жена, дети, который просто по-человечески счастлив.
И вдруг всё это в одночасье рушится Начинается ВОВСколько боли, горя, сколько искалеченных судеб!..
Одна английская газета писала: «Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу в ВОВ, прочтите рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека».
- Действительно, сколько было таких Андреев Соколовых, которые оставив семьи, ушли на фронт защищать Родину. И именно благодаря их несгибаемой силе духа, просторы нашей Родины были освобождены от немецко - фашистских захватчиков.
Андрея Соколов, честно воевал за освобождение своей страны. Раненый, он попадает в плен, затем в лагерь
- Вы, наверно, знаете, что указом Сталина все, попавшие в плен, автоматически считались предателями Родины.
- Как вы думаете, каково человеку оказаться в плену? Каково это знать, что теперь ты предатель?
- Скажите, а вы считаете, что попасть в плен – это предательство?
- Ребята, а что в вашем понимании значит предать?
- В жизни героя тоже происходит предательство – его предает кто-то из своих, за что ему грозит расстрел.
- Сейчас я предлагаю прочитать вам один эпизод из жизни Андрея в плену. На партах у вас лежат листы с текстом худ. произведения. Прочитайте его и ответьте на следующие вопросы:
- Почему Соколов отказался изначально выпить водки?
- Как вы думаете, легко ли голодному, измождённому человеку отказаться от выпивки и закуски?
- Какие черты характера проявились в герое особенно ярко в этот момент?
- Что по-вашему помогло ему не сломаться?
Сейчас я предлагаю вам просмотреть фрагмент фильма С. Бондарчука «Судьба человека». Ваша задача: сравнить собственное читательское восприятие с режиссерским видением.
- Ответьте, совпало ли ваше читательское восприятие с видением режиссера? В чем?
- Проанализировав этот ключевой эпизод, возвратимся к эпиграфу –очень важно «оставаться человеком даже в нечеловеческих условиях»!
Много выпадет испытаний военного времени на долю героя рассказа, но он все их вытерпит и вернется на Родину победителем.
Но тут, на родной земле, его ждёт огромное, ни с чем несравнимое горе – весть о гибели жены и дочек Остается маленькая надежда на то, что жив старший сынНо судьба готовит новый удар – сын погибает в Берлине 9 мая 45-го от снайперского выстрела
- Ребята, какой вы видите дальнейшую жизнь этого человека? Человека, потерявшего казалось бы весь смысл жизнь.
- Действительно, Андрей пытается вернуться к мирной жизни и устраивается шофёром на завод.
- Скажите, что помогает не сломаться совсем Андрея Соколову? (То же, что и в плену – сила духа, нравственный стержень).
- Вы предположили, что будет с героем дальше. А теперь я предлагаю вам посмотреть эпизод фильма Ф.Бондарчука «Судьба человека» по одноимённому рассказу.
(Просмотр эпизода).
- Ребята, как вы думаете, почему Андрей говорит мальчику, что он его отец? Для чего?
- Забегая вперед, скажу, что Соколов взял Ванюшу к себе на воспитание, заботясь о нём, как о родном сыне. Он для него и стал родным!
- Как вы думаете, почему? Ведь нелегко просто взять и полюбить чужого ребёнка, как своего? (Мальчик такой же одинокий на всем белом свете, как и он сам Кроме того, человек, прошедший все круги фашистского ада, прекрасно понимает, как важно для этого, только начинающего жизнь ребёнка, иметь семью, не чувствовать себя одиноким)
- Итак, сегодня на уроке мы поговорили о судьбе человека и Родины.
На примере двух героев рассказа Шолохова «Судьба человека».
-Ребята, так взаимосвязаны ли для русского человека, как, наверно, и для любого другого понятие судьбы и Родины? (Да, если человек является истинным патриотом, имеет нравственный стержень).
- Ребята, а какой бы финал рассказа придумали вы?
- Финал рассказа автор оставляет открытым. Герои уходят вдвоём
Включить музыку. (Мелодия из фильма)
И закончить урок мне хочется словами самого М.А.Шолохова:
«И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт Родина».
- Урок окончен. Спасибо за внимание!
15