Рабочая программа по технологии 6 класс (комплексная, программа Симоненко В.Д.)
Муниципальное образование Третьяковского района Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Корболихинская средняя общеобразовательная школа»
Третьяковского района Алтайского края
«РАССМОТРЕНО»
Руководитель РМО учителей технологии
_____________ Редькин С.А.
Протокол № _____
от «____» ____________2015 г «СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
__________ ____________
Ф.И.О.
«_____»__________2015г. «УТВЕРЖДАЮ»
Директор
______________ А.С. Грищенко
Приказ № _____
от «____» ____________2015г.
Рабочая программа
учебного предмета «Технология. Технический труд»
для 6 класса
основного общего образования
базовый уровень
на 2015–2016 учебный год
Рабочая программа разработана на основе Программы основного общего образования по направлению «Технология» / (М.В.Хохлова, П.С.Самородский, Н.В.Синица, В.Д.Симоненко).-М.: Вентана-Граф, 2011.
Составитель:
Бойко Сергей Михайлович,
учитель технологии
первой квалификационной категории.
с.Корболиха, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (2004 г.);
Примерные программы по технологии (2004 г.);
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Алтайского края;
Учебный план МКОУ «Корболихинская СОШ»;
Программы основного общего образования по направлению «Технология» / (М.В.Хохлова, П. С. Самородский, Н.В.Синица, В. Д. Симоненко).-М.: Вентана-Граф, 2011и ориентирована на использование учебника «Технология» для учащихся 5 кл. общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков) / В. Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, П. С. Самородский; под редакцией В. Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 2007.
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов из расчета 2 часа в неделю в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений для учащихся 6 класса.
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
•освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
•овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
•развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
•воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
•получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Данная программа по технологии является комплексной. В нее включен раздел по сельскохозяйственному труду: «Растениеводство», а также базовый раздел по технологии технического труда«Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». Кроме того, программа содержит инвариантные разделы: «Черчение и графика», «Технология ведения дома». Программой предусмотрен вводный урок и раздел «Проектная деятельность».
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Для обучения технологиям сельского хозяйства наиболее важны связи с предметами биология и химия.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются учебно-практические работы, метод проектов. Все виды практических работ направлены на освоение различных технологий обработки материалов, расчетных и проектных операций.
Структура курса 6 класса
Количество часов
Наименование разделов Авторская программа Рабочая программа
Вводный урок 1 1
Растениеводство
Основы аграрной технологии (осенние работы)
Основы аграрной технологии (весенние работы)
18
9
9 18
9
9
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов
Создание изделий из древесины и древесных материалов.
Создание изделий из металлов и пластмасс.
Декоративно-прикладное творчество. 34
14
12
8 34
14
12
8
Черчение и графика 2 2
Технология ведения дома
Уход за одеждой и обувью.
Интерьер жилых помещений.
Санитарно-технические работы.
Ремонтно-отделочные работы. 4
1
1
1
1 4
1
1
1
1
Проектная деятельность 11 11
Итого 70 70
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса(базовый уровень)
Учащиеся должны
знать:
пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;
особенности межсезонной обработки почвы, способы удобрения почвы;
о видах посадок и об уходе за растениями, о видах размножения растений;
что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;
основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;
что такое текстовая и графическая информация;
какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке;
общее устройство столярного верстака, уметь пользоваться им при выполнении столярных операций;
назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента (разметочного, ударного и режущего); уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;
основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;
технику безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем;
принципы ухода за одеждой и обувью.
уметь:
рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
выполнять основные операции по обработке древесины ручными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по инструкционно-технологическим картам;
читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;
понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
графически изображать основные виды механизмов передач;
находить необходимую техническую информацию;
осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном станке;
владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);
применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
вести экологически здоровый образ жизни;
использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации;
планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры, ухаживать за одеждой и обувью, соблюдать гигиену;
проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс
№ п/п Разделы и темы Кол-во
часов
1 Вводный урок.Цели и задачи предмета.
Санитарно-гигиенические требования. 1
Растениеводство. Основы аграрной технологии.
(Осенние работы) 9
2 Понятия «сорт», «селекция».Требования к качеству сортов.
Пр.работа: «Изучение сортов капусты белокочанной» 1
3-4 Виды овощей семейства паслёновые.
Пр.работа: «Уборка картофеля» 2
5-6 Виды овощей семейства тыквенные.
Пр.работа : « Сбор урожая тыквы ,
патиссонов, кабачков» 2
7-8 Виды овощей семейства тыквенные.
Пр.работа : « Сбор урожая тыквы ,
патиссонов, кабачков» 2
9-10 Виды капустных овощей.Их пищеваяценность .Сорта.
Пр.работа: «Подготовка участка под
посадку капусты» 2
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов 34
Создание изделий из древесины и древесных материалов 14
11 Вводный урок.Техника безопасности. 1
12-13 Материаловедение.Свойства, пороки
древесины . 2
14 Шиповые соединения.Т.Б.
Пр.работа : «Кормушка» 1
15-16 Устройство С.Т.Д. Правила Т.Б. 2
17-18 Технология точения.Виды стамесок. 2
19-20 Точение цилиндров. 2
21-24 Точение фасонных деталей. 4
Создание изделий из металлов и пластмасс. 12
25 Вводный урок.Техника безопасности. 1
26 Металлы и прокат. 1
27-28 Создание изделий из проката металлов. 2
20-30 Обработка металлов.Основные свойства
Металлов. 2
31-32 Резание металла.Т.Б.Пр. работа: «Ушко» 2
33-34 Пиление Т.Б. «»Кольцо» 2
35-36 Рубка , опиливание.Т.Б. Пр.работа :
«Подставка» 2
Декоративно-прикладное творчество. 8
37-38 Резьба по дереву.Т.Б. 2
39-40 Разметка. «Решётка». 2
41-42 «Змейка», «Витейка» 2
43-44 «Сияние» в круге,ромбе. 2
Черчение и графика 2
45 Сборный чертёж. Правила изображения. 1
46 Чтение чертежа. 1
Технология ведения дома
4
47 Уход за одеждой и обувью.
1
48 Интерьер жилых помещений.
1
49 Санитарно-технические работы.
1
50 Ремонтно-отделочные работы. 1
Проектная деятельность 11
51-52 Основные этапы.Выбор темы.
Работа над проектом. 2
53-54 Разработка проекта 2
55 Алгоритм проектной деятельности. 1
56-60 Проектирование и изготовление общественно значимых изделий. 5
61 Презентация творческого проекта. 1
Основы аграрной технологии.
Растениеводство.(весенние работы) 9
62 Устройство парника 1
63-65 Понятия «почвосмесь», «севооборот»,
«пикировка». 3
66-67 Выращивание рассады овощных культур. 2
68-69 Выращивание томатов в теплице. 2
70 Профессии, связанные с технологией выращивания растений 1
Итого : 70
Учебно-методическое обеспечение
Для учителя:
Технология 6 класс: учебник для общеобразовательныхучреждений /(В.Н.Правдюк, Н.В.Синица, П.С.Самородский и др.),под ред.В.Д.Симоненко.- 2-е изд., перераб. _ М,: Вентана-Граф, 2011.
Технология.Программа начального и основного общего образования (М.В.Хохлова, П.С.Самородский,Н.В,Синица).-М.: Вентана-Граф,2011.
Пономарёва:Технология.Проектная деятельность.-Волгоград: Учитель,2010.
КрыловаЛ.П.Ремонт и обновление одежды.-М.: Просвещение , 19903. -М.:Просвещеие.1990.
Бешенков А.К.Технология(технический труд).Технические и проектные задания для учащихся 5-9 класса: пособие для учителя.-М.,2004.
Для учащихся:
Технология 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /(В.Н.Правдюк, Н.В.Синица, П.С.Самородский и др.),под ред.В.Д.Симоненко.- 2-е изд., перераб. _ М,: Вентана-Граф, 2011.
Рекомендуемая литература для обучающихся:
Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.
Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное творчество, 2001.
Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.: Народное творчество, 2001.
Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.
Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 2001.
Дополнительная литература
Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба подереву. - М.: Высшая школа, 1998.
Апаткин В.А. Художественная обработка древесины. – Архангельск, 1992.
Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.
Афанасьев А.Ф. Домовая резьба ( альбом орнаментов).- М.:Народное творчество, 2001.
Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное творчество, 2001.
Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.: Народное творчество, 2001.
Перевертайлов П.Я. Резьба по дереву в кружковой работе. – Архангельск, 1991
Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.