«Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе».
«Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе».
Подготовила: Якутина Нина Васильевна
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ерёминская основная образовательная школа
д.Ерёмино, Новосибирская область , Кыштовский район
Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе начального образования, развитие которой в последнее время поднялось на более высокий уровень. Внедрение ФГОС в НОО и требование к структуре основной образовательной программы начального образования, повлекли за собой значительные преобразования организации управления, потребовали совершенствования управленческой системы. В «Концепции модернизации российского образования в качестве одной из основных задач обозначена задача привлечения в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять воспитательно-образовательный процесс, осваивать новые технология и информационные системы, воспитывать нравственность духовность, патриотизм. Тем самым особое внимание уделяется профессиональной компетентности современного педагога. Способность к саморазвитию является одним из показателей профессиональной компетентности педагога.
Эффективность профессиональной педагогической деятельности, творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс являются основными критериями саморазвития педагогов. В современных условиях модернизации российского образования изменяются цели и задачи стоящие перед школой и учителями. Акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентностей”.
Таким образом, можно сформулировать цель:
-оптимальное конструирование методов обучения, способствующих развитию у обучающихся личностно-значимых компетенций, инициативы, активности и ответственности.
-выявление педагогических условий организации урока на компетентностных основаниях.
Педагогические технологии – качественно новая ступень в развитии «производственного аппарата» педагогики. Понятие технология имеет множество трактовок.
Впервые термин «педагогическая технология» был упомянут в двадцатые годы в работах , основанных на трудах по рефлексологии ( И.П.Павлов, В.М.Бехтерев,..)
Под термином «педагогическая технология» (по С.Сполдингу) понимали систему указаний, которые в ходе использования современных методов и средств обучения должны обеспечивать обучение за возможно более сжатые сроки при оптимальных затратах сил и средств.
«Педагогическая технология» – направление в педагогике, которое ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения. Это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов» (М.В.Кларин).
«Педагогическая технология»– совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
«Педагогическая технология»- — это «не просто исследования в сфере использования технических средств обучения или компьютеров; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов» (Кукушин В.С)
Г.К.Селевко дает следующее определение педагогической технологии: «это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам» . Одно из наиболее удачных определений педагогической технологии предложил В.П., Беспалько ., т. к. раскрыл глубинный смысл технологии в педагогике:
с помощью педагогической технологии происходит предварительное проектирование учебно-воспитательного процесса;
в педагогической технологии целенаправленное образование – центральная проблема, рассматриваемая в двух аспектах: первый – диагностическое целеобразование и объективный контроль качества усвоения учащимися учебного материала, второй – развитие личности в целом;
принцип целостности – разработка и практическая реализация педагогической технологии.
педагогическая технология предлагает проект учебно-воспитательного процесса, определяющий структуру и содержание учебно-познавательной деятельности самого учащегося;
Согласно Беспалько педагогическая технология – это направление в педагогике, имеющее «чисто прикладное, практическое продолжение общей дидактики и педагогики в целом», нацеленное на формирование личности.
Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени. В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические технологии обучения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии, выбранные школой для наиболее успешного осуществления образовательного процесса:
Информационно-коммуникационные технологии
Личностно-ориентированные технологии
Проектные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Игровые технологии
1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) .Внедрение информационных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному.
Информационно-коммуникационные технологии — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства (кино-, аудио-, видео-, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Преимущества информационно-коммуникационных технологий:
Предлагаемая информация в наглядной и привлекательной форме ;Повышается мотивация и интерес детей/учащихся к занятиям ;Процесс запоминания информации ускоряется и становится осмысленным и долговременным ;Значительно сокращается время на формирование умений и навыков ;2. Личностно-ориентированные технологии
Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими. Технология личностно-ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием обучающегося. Особенности личностного подхода просматриваются на занятии в четырех аспектах: в организации самого урока; в иной позиции педагога по отношению к обучающемуся и к учебному процессу, к роли учителя в нем; в иной позиции самого обучающегося как субъекта учебной деятельности; в ином характере взаимоотношений между педагогом и обучающимся в учебном процессе.
Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
3. Проектные технологии
Проектное обучение (Дж. Дьюи, У. Килпатрик, С.Т. Шацкий) - технология, цель которой заключается в организации самостоятельной познавательной и практической деятельности; формировании широкого спектра УУД, личностных результатов, а результат - овладение учащимися алгоритмом и умением выполнять проектные работы способствует формированию познавательного интереса; умения выступать и отстаивать свою позицию, самостоятельность и самоорганизация учебной деятельности; реализация творческого потенциала в исследовательской и предметно-продуктивной деятельности. Учитель является консультантом, мотивирующим и направляющим исследовательскую, аналитическую, проектную, творческую деятельность учащегося. Ученик самостоятельно выбирает эффективный маршрут решения предметной, метапредметной, личностной проблемы из многих вариантов, используя разнообразные источники информации, материалы, формы, способы деятельности. (Трунцева Т.Н., канд.пед.наук).
Главными целями введения проектной технологии в начальную школу являются:
• Развитие интереса к предмету;
• Приобретение исследовательского опыта;
• Развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории;
• Развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
• Получение дополнительных знаний по теме;
• Развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).
4. Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегательная технология — это педагогическая деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и преумножение здоровья ребёнка (В.И. Ковалько).
Здоровьеформирующие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. (Н.К. Смирнов)
Здоровьесберегающие технологии — это:
Условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка;
Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.(Г.К.Селевко)
Задача здоровьесберегающих технологий — обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.
4. Игровые технологии
Под «игровыми технологиями» в педагогической науке понимается достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще«педагогическая игра» обладает существенным признаком — четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью (Г.К.Селевко). Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Использование игры как средства обучения и воспитания известно с древности. Широкое применение находит игра в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. Для характеристики игры как развивающей педагогической технологии необходимо установить основные отличительные признаки игры как метода и приема в педагогическом процессе. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
как технология внеклассной работы.
Таким образом, используя современные образовательные технологии, удается решить следующие взаимообусловленные проблемы:
1. способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы;
2. изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования: учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”;
3. повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности. Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного процесса;
4. уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.