Рабочая программа по дисциплине Естествознание (физика) для социально-экономического профиля


Главное управление образования и науки Алтайского края
КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДб.11 Естествознание (физика)
основной профессиональной образовательной программы
по профессии
43.01.02 Парикмахер
Социально-экономический профиль
2016
СогласованоУтверждаю
Зам. директора по УРДиректор КГБПОУ «ААГ»
__________Т.А. Рожкова____________В.Ф. Косинова«___»_____________2016 г.«___»______________2016 г.
Рассмотрена на заседании
ПЦК/ПЦК (кафедры) естествознания
Зав. ПЦК _____________ Г.А. Горлова
«____»______________2016г.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Организация-разработчик: КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»
Разработчик:
Семенченко Галина Васильевна, преподаватель общеобразовательных дисциплин, высшая квалификационная категория.

СОДЕРЖАНИЕ
пояснительная записка
55
1 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 99
2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
111
3 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 218
4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 320
Лист внесения изменений и дополнений в программУ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 222
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения естествознания в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) по профессии 43.01.02 Парикмахер на базе основного общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.
Основанием для разработки данной программы являются следующие документы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 года № 413 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 года № 1645);
- Федеральный государственный образовательный стандарт по профессии среднего профессионального образования 43.01.02 Парикмахер;
- Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 года № 06-259);
- Приказ Минобрнауки от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
- Приказ Минобрнауки от 29.10.2013 года № 1199 об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования;
- Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание», утвержденная протоколом ФГАУ «ФИРО» от 21.07.2015 года №3;
- Учебный план по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих профессии 43.01.02 Парикмахер, утверждённый приказом директора КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства» от 25.03.2016 года № 47;
- «Рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин», утвержденные приказом директора КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства» от 25.09.2015 года № 01-05/45;
- «Рекомендации по разработке контрольно-оценочных средств учебных дисциплин, профессиональных модулей», утвержденные приказом директора КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства» от 25.09.2015 года № 01-05/45;
- «Указания по организации и выполнению самостоятельной работы обучающихся», утвержденные приказом директора КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства» от 25.09.2015 года № 01-05/45;
- Положение об образовательной программе подготовки специалистов среднего звена КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства», утвержденное приказом директора от 25.09.2015 года № 01-05/45;
- «Рекомендации по разработке индивидуального проекта по общеобразовательной дисциплине», утвержденные приказом директора КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства» от 24.03.2016 года № 45;
Содержание программы «Естествознание» направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественнонаучного и профессионально значимого содержания; развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации;
- воспитание убежденности в возможности познания законной природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;
- применение естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды
Освоение содержания учебной дисциплины «Естествознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;
- готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук;
- объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
- умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
- готовность самостоятельно добывать новые для себя естественнонаучные знания с использованием для этого доступных источников информации;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания;
метапредметных:
- овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;
- применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественнонаучной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;
- умение использовать различные источники для получения естественнонаучной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
предметных:
- сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной;
- владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;
- сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;
- сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественнонаучных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;
- владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;
- сформированность умений понимать значимость естественнонаучного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.
Учебная общеобразовательная дисциплина «Естествознание» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования и изучается в общеобразовательном цикле учебного плана СПО (ОПОП СПО) по профессии 43.01.02 Парикмахер на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).
В учебном плане ППКРС место учебной дисциплины «Естествознание» - в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, профессии 43.01.02 Парикмахер социально-экономического профиля профессионального образования.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося - 124 часа;
в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 83 часов;
- самостоятельной работы обучающегося - 41 часа.
Естественнонаучные знания, основанные на них технологии формируют новый образ жизни. Высокообразованный человек не может дистанцироваться от фундаментальных знаний об окружающем мире, не рискуя оказаться беспомощным в профессиональной деятельности. Любое перспективное направление деятельности человека прямо или косвенно связано с новой материальной базой и новыми технологиями, и знание их естественнонаучной сущности - закон успеха.
Естествознание - неотъемлемая составляющая культуры: определяя мировоззрение человека, оно проникает и в гуманитарную сферу, и в общественную жизнь. Рациональный естественнонаучный метод, сформировавшийся в рамках естественных наук, образует естественнонаучную картину мира, некое образно-философское обобщение научных знаний.
Основу естествознания представляет физика - наука о природе, изучающая наиболее важные явления, законы и свойства материального мира. В физике устанавливаются универсальные законы, справедливость которых подтверждается не только в земных условиях и в околоземных пространствах, но и во всей Вселенной. В этом заключается один из существенных признаков физики как фундаментальной науки. Физика занимает особое место среди естественных наук, поэтому ее принято считать лидером естествознания.
В разделе «Физика» целесообразно увеличение количества практических занятий, так как универсальные законы физики объясняют свойства материального мира и справедливы во всей Вселенной.
В процессе реализации содержания учебной дисциплины «Естествознание» значимо изучение раздела «Физика», который вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Этот раздел является системообразующим для других разделов учебной дисциплины.
Содержание общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» позволяет сформировать у обучающихся целостную естественнонаучную картину мира, пробудить у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и поступки. Для организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся представлен перечень рефератов (докладов), индивидуальных проектов, которые прописаны по каждой теме.
В процессе изучения естествознания развивается информационная компетентность обучающихся. Поэтому при организации самостоятельной работы обучающихся (выполнение индивидуальных проектов) внимание акцентируется на поиске информации в средствах массмедиа, Интернете, учебной и специальной литературе с соответствующими требованиями к оформлению и представлением результатов на внутренней студенческой научно-практической конференции.
В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).
При изучении дисциплины используются элементы следующих технологий: системно-деятельностного подхода, ИКТ, проблемного обучения, которые позволят усовершенствовать процесс обучения и усвоение учебного материала.
При проведении занятий целесообразно использовать такие формы и методы обучения как лекции, практические занятия с решением задач, составление конспектов по заданным вопросам, тестирование, обучение в команде, применение технических средств обучения, электронных образовательных ресурсов, индивидуальных и групповых консультаций.Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации обучающихся в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС). К промежуточной аттестации допускаются обучающиеся полностью освоившие содержание учебной дисциплины «Естествознание».
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования (ППКРС) социально-экономического профиля.
1 Тематический план учебной дисциплины (физика)
Содержание учебной дисциплины Макс.
кол-во
часов СРО,
час Аудиторная нагрузка
Всего часов лекций ЛПЗ
Физика
Введение 2 - 2 2 -
Физика - фундаментальная наука о природе.
Открытия в физике - основа прогресса в технике и технологии производства. 2 - - 2 -
1 Механика 27 9 18 10 8
1.1 Кинематика 6 2 4 2 2
1.11 Механическое движение: характеристики. Виды движения 3 1 2 2 -
1.12 Практическое занятие №1
Характеристики механического движения (решение задач). 3 1 2 - 2
1.2 Динамика 6 2 4 2 2
1.21 Масса и сила. Силы в природе. Закон всемирного тяготения. Невесомость. 3 1 2 2 -
1.22 Практическое занятие №2
Исследование зависимости силы трения от массы тела. 3 1 2 - 2
ЛПЗ
1.3 Законы сохранения в механике 15 5 10 6 4
1.31 Импульс, закон сохранения импульса, роль его в технике и природе. Реактивное движение. 3 1 2 2 -
1.32 Механическая работа. Мощность. Работа силы тяготения, силы упругости и силы трения. 3 1 2 2 -
1.33 Механическая энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия в гравитационном поле. 3 1 2 2 -
1.34 Практическое занятие № 3
Законы сохранения в механике (решение задач). 3 1 2 - 2
1.35 Практическое занятие № 4 «Механика» (самостоятельная работа) 3 1 2 - 2
2 Основы молекулярной физики и термодинамики 23 8 15 9 7
2.1 Молекулярная физика 14 5 9 7 3
2.11 Атомистическая теория строения вещества. Масса и размеры молекул. 3 1 2 2 -
2.12 Идеальный газ. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. 3 1 2 2 -
2.13 Практическое занятие №5
Изопроцессы (решение задач). 3 1 2 - 2
2.14 Модель жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание. 3 1 2 2 -
2.15 Практическое занятие №6/1 Кристаллические и аморфные тела (семинар). 2 1 - - 1
2.2 Термодинамика 9 3 6 2 4
2.21 Внутренняя энергия: способы её изменения. Принципы действия тепловых машин. 3 1 2 2 -
2.22 Практическое занятие №7
КПД тепловых двигателей (решение задач) 3 1 2 - 2
2.23 Практическое занятие №8
Основы молекулярной физики и термодинамики (самостоятельная работа). 3 1 2 - 2
3 Основы электродинамики 33 11 22 10 12
3.1 Электростатика 6 2 4 2 2
3.11 Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона. Электрическое поле. 3 1 2 2 -
3.12 Практическое занятие №9
Электрический ток в различных средах (семинар) 3 1 2 - 2
3.2 Постоянный электрический ток. 15 5 10 4 6
3.21 Постоянный электрический ток: характеристики, закон Ома. 3 1 2 2 3.22 Практическое занятие №10
Характеристики постоянного тока (решение задач). 3 1 2 - 2
3.23 Работа и мощность постоянного тока. Закон Джоуля – Ленца. 3 1 2 2 -
3.24 Практическое занятие №11
Решение задач на работу и мощность электрического тока. 3 1 2 - 2
3.25 Практическое занятие №12
Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее различных участках. 3 1 2 - 2
ЛПЗ
3.3 Магнитное поле. 12 4 8 4 4
3.31 Магнитное поле и его основные характеристики. 3 1 2 2 -
3.32 Практическое занятие №13
Силы в магнитном поле 3 1 2 - 2
3.33 Явление электромагнитной индукции. 3 1 2 2 -
3.34 Практическое занятие №14 «Электродинамика» (самостоятельная работа) 3 1 2 - 2
4 Колебания и волны 12 4 8 4 4
4.1 Механические колебания и волны 3 1 2 1 1
Механические колебания и волны: виды и характеристики. 2 1 1 1 -
4.12 Практическое занятие №15/1
«Изучение колебаний математического маятника». 1 - 1 - 1
ЛПЗ
4.2 Электромагнитные колебания и волны 3 1 2 2 -
Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электромагнитные волны. Принципы радиосвязи и телевидения. 3 1 2 2 -
4.3 Световые волны 6 2 4 1 3
Природа света. Свойства света. Оптические приборы. 2 1 1 1 -
Практическое занятие №16/1
Линзы. Формула тонкой линзы (решение задач) 1 - 1 - 1
4.32 Практическое занятие №17
Изучение интерференции и дифракции света. 3 1 2 - 2
ЛПЗ
5 Элементы квантовой физики 18 6 12 8 4
5.1 Квантовые свойства света. 9 3 6 4 2
5.11 Уравнение Эйнштейна для внешнего фотоэффекта». 5.12 Практическое занятие
Решение задач по фотоэффекту. 3 1 2 - 2
5.13 Давление света. Дуализм света. 3 1 2 2 -
5.2 Физика атома. 9 3 6 4 2
5.21 Модели строения атома. Опыт Резерфорда. Постулаты Бора. 3 1 2 2 -
5.22 Квантовая энергия. Принцип действия и использование лазера. 3 1 2 2 -
5.23 Практическое занятие «Элементы квантовой физики» (самостоятельная работа) 3 1 2 - 2
6 Вселенная и ее эволюция 9 3 6 6 2
6.1 Практическое занятие Строение и развитие Вселенной. 3 1 2 - 2
6.2 Происхождение Солнечной системы. 3 1 2 2 -
6.3 Современная физическая картина мира. 3 1 2 2 -
Всего 124 41 83 46 37
Экзамен
2 Содержание учебной дисциплины
2 Физика (83 часа)
Введение (2 час)
Физика - фундаментальная наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости.
Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Естественнонаучная картина мира и ее важнейшие составляющие.
Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Открытия в физике - основа прогресса в технике и технологии производства.
Формы организации учебных занятий: лекция
Тематика практических занятий: нет
Самостоятельная работа обучающихся:
Перечень тем рефератов, докладов:
Материя, формы ее движения и существования.
Перечень тем индивидуальных проектов:
Влияния открытий в физике на прогресс в технике (оборудование в парикмахерских салонах)
Виды учебной деятельности студентов:
Развитие способностей ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение.
Приведение примеров влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии производства.
2.1 Механика (27 часов)
Кинематика. Механическое движение. Система отсчета. Траектория движения. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Относительность механического движения. Закон сложения скоростей. Графики движения.
Средняя скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Равноускоренное прямолинейное движение. Ускорение. Свободное падение тел. Криволинейное движение. Угловая скорость. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.
Динамика. Масса и сила. Взаимодействие тел. Законы динамики. Силы в природе. Способы измерения сил. Инерциальная система отсчета. Закон всемирного тяготения. Невесомость.
Законы сохранения в механике. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Работа силы тяготения, силы упругости и силы трения. Механическая энергия. Кинетическая энергия. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия в гравитационном поле. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Закон сохранения полной механической энергии.
Демонстрации
Относительность механического движения.
Виды механического движения.
Инертность тел.
Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело.
Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия.
Невесомость.
Реактивное движение, модель ракеты.
Изменение энергии при совершении работы.
Формы организации учебных занятий: лекция, практическое занятие
Тематика практических занятий: 8 часов
«Скорость и ускорение. Виды движения» (решение задач).
«Исследование зависимости силы трения от массы тела» (ЛПЗ).
«Законы сохранения в механике» (решение задач).
«Механика» (самостоятельная работа)
Самостоятельная работа обучающихся: 9 часов
Творческая работа «Если вдруг пропало трение»
Роль закона всемирного тяготения
Влияние невесомости на организм человека
Перечень тем рефератов, докладов:
Первый русский академик М. В. Ломоносов.
Искусство и процесс познания.
Перечень тем индивидуальных проектов:
Жизнь и деятельность первого русского академика М.В. Ломоносова.
Имена знаменитых российских физиков и техников на улицах Барнаула.
Виды учебной деятельности студентов:
Ознакомление со способами описания механического движения, основной задачей механики. Изучение основных физических величин кинематики: перемещения, скорости, ускорения.
Наблюдение относительности механического движения. Формулирование закона сложения скоростей. Исследование равноускоренного прямолинейного движения (на примере свободного падения тел) и равномерного движения тела по окружности. Понимание смысла основных физических величин, характеризующих равномерное движение тела по окружности.
Понимание смысла таких физических моделей, как материальная точка, инерциальная система отсчета. Измерение массы тела различными способами. Измерение сил взаимодействия тел.
Вычисление значения ускорения тел по известным значениям действующих сил и масс тел.
Умение различать силу тяжести и вес тела. Объяснение и приведение примеров явления невесомости. Применение основных понятий, формул и законов динамики к решению задач.
Объяснение реактивного движения на основе закона сохранения импульса. Применение закона сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях. Вычисление работы сил и изменения кинетической энергии тела.
Вычисление потенциальной энергии тел в гравитационном поле. Характеристика производительности машин и двигателей с использованием понятия мощности.
2.2 Основы молекулярной физики и термодинамики (23 часа)
Молекулярная физика. Атомистическая теория строения вещества. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Массы и размеры молекул. Тепловое движение частиц вещества. Броуновское движение. Идеальный газ. Температура как мера средней кинетической энергии частиц. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы и их графики. Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений.
Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Работа газа. Модель жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание. Кристаллические и аморфные вещества. Жидкие кристаллы.
Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа и теплоотдача как способы изменения внутренней энергии. Первый и второй законы термодинамики. Принципы действия тепловых машин. КПД тепловых двигателей. Тепловые машины и их применение. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин и проблемы энергосбережения. Принципы действия тепловых машин. КПД тепловых двигателей.
Демонстрации
Движение броуновских частиц.
Диффузия.
Явления поверхностного натяжения и смачивания.
Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела.
Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.
Формы организации учебных занятий: лекция, практическое занятие, урок
Тематика практических занятий: 6часов
«Изопроцессы и их графики» (решение задач).
«КПД тепловых двигателей» (решение задач).
«Основы молекулярной физики и термодинамики» (самостоятельная работа).
Самостоятельная работа обучающихся: (8 часов)
Экологические проблемы тепловых машин,
Тепловые машины и их применение,
Мир аморфов на службе человека.
Перечень тем рефератов, докладов:
Машины будущего.
Проблемы энергосбережения тепловых машин.
Смачивание и несмачивание в жизни и деятельности человека.
Перечень тем индивидуальных проектов:
Народные приметы с точки зрения физики,
Капиллярность в природе: живой и неживой.
Виды учебной деятельности студентов:
Формулирование основных положений молекулярно-кинетической теории. Выполнение экспериментов, служащих обоснованием молекулярно-кинетической теории. Наблюдение броуновского движения и явления диффузии.
Определение параметров вещества в газообразном состоянии на основании уравнения
состояния идеального газа. Представление в виде графика изохорного, изобарного и изотермического процессов. Вычисление средней кинетической энергии теплового движения молекул по известной температуре вещества. Измерение влажности воздуха.
Экспериментальное исследование тепловых свойств вещества. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления процесса превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое.
Расчет изменения внутренней энергии тел, работы и переданного количества теплоты на основании первого закона термодинамики. Объяснение принципов действия тепловых машин
2.3 Основы электродинамики (22 часов)
Электростатика. Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электростатическое поле, его основные характеристики и связь между ними. Проводники и изоляторы в электростатическом поле. Электрическая емкость конденсатора. Энергия электростатического поля.
Постоянный ток. Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи и полной электрической цепи. Работа и мощность постоянного тока. Закон Джоуля-Ленца. Тепловое действие электрического тока. Электрический ток в различных средах.
Магнитное поле. Магнитное поле и его основные характеристики. Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера. Электродвигатель. Сила Лоренца. Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.
Демонстрации
Электризация тел.
Взаимодействие заряженных тел.
Нагревание проводников с током.
Опыт Эрстеда.
Взаимодействие проводников с током.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Работа электродвигателя.
Явление электромагнитной индукции.
Формы организации учебных занятий: лекция, практическое занятие, лабораторное
занятие, урок
Тематика практических занятий:
«Характеристики постоянный электрический тока» (решение задач).
«Работа и мощность постоянного тока» (решение задач).
«Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее различных
участках» (ЛПЗ).
«Силы в магнитном поле: сила Ампера и сила Лоренца» (решение задач).
«Основы электродинамики» (самостоятельная работа).
Самостоятельная работа обучающихся: (11 часов)
Практическое применение закона Ампера.
Практическое применение силы Лоренца.
Применение электромагнитной индукции на практике.
Польза и вред статического электричества.
Перечень тем рефератов, докладов:
Изучение жизни и деятельности Кулона,
Изучение роли Ампера, Вольта и Ома в электричестве,
История развития электрических двигателей.
Роль теплового действия электрического тока для человека.
Перечень тем индивидуальных проектов:
Роль электрооборудования в парикмахерских салонах города
Виды учебной деятельности студентов:
Вычисление сил взаимодействия точечных электрических зарядов. Вычисление напряженности и потенциала электрического поля одного и нескольких точечных зарядов. Измерение разности потенциалов. Приведение примеров проводников, диэлектриков и конденсаторов.
Наблюдение явления электростатической индукции и явления поляризации диэлектрика, находящегося в электрическом поле.
Измерение мощности электрического тока. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Сбор и испытание электрических цепей с различным соединением проводников, расчет их параметров.
Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током, картинок магнитных полей.
Формулирование правила левой руки для определения направления силы Ампера.
Вычисление сил, действующих на проводник с током в магнитном поле, объяснение принципа действия электродвигателя. Исследование явления электромагнитной индукции
2.4 Колебания и волны (8 часов)
Механические колебания и волны. Свободные колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Гармонические колебания. Математический и пружинный маятники. Превращение энергии при гармонических колебаниях.
Механические волны и их виды. Звуковые волны. Ультразвуковые волны. Ультразвук и его использование в медицине и технике.
Электромагнитные колебания и волны. Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Формула Томсона. Вынужденные электромагнитные колебания. Гармонические электромагнитные колебания. Электрический резонанс. Переменный ток. Электрогенератор. Получение и передача электроэнергии. Проблемы энергосбережения.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. Использование электромагнитных волн различного диапазона в технических средствах связи, медицине, при изучении свойств вещества.
Электромагнитные волны. Развитие представлений о природе света. Законы отражения и преломления света. Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Дисперсия света.
Линзы. Формула тонкой линзы. Оптические приборы.
Демонстрации
Колебания математического и пружинного маятников.
Работа электрогенератора.
Излучение и прием электромагнитных волн.
Радиосвязь.
Разложение белого света в спектр.
Интерференция и дифракция света.
Отражение и преломление света.
Оптические приборы.
Формы организации учебных занятий: лекция, урок, практическое занятие,
лабораторное занятие
Тематика практических занятий:
«Механические колебания и волны: виды и характеристики. Изучение колебаний математического маятника» (ЛПЗ).
«Развитие представлений о природе света. Линзы. Формула тонкой линзы. Оптические приборы» (решение задач).
«Изучение интерференции и дифракции света» (ЛПЗ).
«Колебания и волны» (самостоятельная работа).
Самостоятельная работа обучающихся: (4 часов)
Изучение вреда электромагнитных волн различного диапазона для живых организмов,
включая человека.
История развития фотоэлементов.
История развития радио.
История развития телевидения.
Перечень тем рефератов, докладов:
Физика и музыкальное искусство.
Цветомузыка.
Физика в современном цирке.
Перечень тем индивидуальных проектов:
Значение скорости распространения звука в различных средах.
Особенности распространения радиоволн.
Виды учебной деятельности студентов:
Приведение примеров колебательных движений. Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний. Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника. Наблюдение колебаний звучащего тела. Приведение значения скорости распространения звука в различных средах.
Умение объяснять использование ультразвука в медицине.
Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силы тока в цепи. Объяснение превращения энергии в идеальном колебательном контуре. Изучение устройства и принципа действия трансформатора.
Анализ схемы передачи электроэнергии на большие расстояния. Приведение примеров видов радиосвязи. Знакомство с устройствами, входящими в систему радиосвязи. Обсуждение особенностей распространения радиоволн.
Применение на практике законов отражения и преломления света при решении задач. Наблюдение явления дифракции и дисперсии света. Умение строить изображения предметов, даваемые линзами. Расчет оптической силы линзы
2.5 Элементы квантовой физики (12 часов)
Квантовые свойства света. Равновесное тепловое излучение. Квантовая гипотеза Планка. Фотоэлектрический эффект. Уравнение Эйнштейна для внешнего фотоэффекта. Фотон. Давление света. Дуализм свойств света.
Физика атома. Модели строения атома. Опыт Резерфорда. Постулаты Бора. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантовая энергия. Принцип действия и использование лазера. Оптическая спектроскопия как метод изучения состава вещества.
Физика атомного ядра и элементарных частиц. Состав и строение атомного ядра. Свойства ядерных сил. Энергия связи и дефект массы атомного ядра. Радиоактивность. Виды радиоактивных превращений. Закон радиоактивного распада. Свойства ионизирующих ядерных излучений. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Демонстрации
Фотоэффект.
Фотоэлемент.
Излучение лазера.
Линейчатые спектры различных веществ.
Счетчик ионизирующих излучений.
Формы организации учебных занятий: лекция, практическое занятие
Тематика практических занятий:
«Уравнение внешнего фотоэффекта» (решение задач).
«Элементы квантовой физики» (самостоятельная работа).
Самостоятельная работа обучающихся: (6 часов)
Перечень тем рефератов, докладов:
История открытия лазера.
История открытия радиоактивности.
Польза и вред радиоактивного излучения различной мощности.
Плазма на службе у человека.
Перечень тем индивидуальных проектов:
Почему углерод считают археологическими часами?
Виды учебной деятельности студентов:
Наблюдение фотоэлектрического эффекта. Расчет максимальной кинетической энергии электронов при фотоэффекте.
Формулирование постулатов Бора. Наблюдение линейчатого и непрерывного спектров.
Расчет частоты и длины волны испускаемого света при переходе атома из одного стационарного состояния в другое. Объяснение принципа действия лазера.
Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона. Регистрация ядерных излучений с помощью счетчика Гейгера. Расчет энергии связи атомных ядер.
Понимание ценности научного познания мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценности овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности.
2.6 Вселенная и ее эволюция (6 часов)
Строение и развитие Вселенной. Космология. Звезды. Термоядерный синтез. Модель расширяющейся Вселенной.
Происхождение Солнечной системы. Протосолнце и протопланетные облака. Образование планет. Проблема существования внеземных цивилизаций.
Современная физическая картина мира.
Формы организации учебных занятий: лекция, урок
Тематика практических занятий:
Самостоятельная работа обучающихся: (3 часа)
Опасность планете Земля из Космоса.
Особенности планет Солнечной системы.
Перечень тем рефератов, докладов:
Физические методы исследования памятников истории, архитектуры и произведений искусства.
Научно-технический прогресс и проблемы экологии.
Перечень тем индивидуальных проектов:
Виды учебной деятельности студентов:
Объяснение модели расширяющейся Вселенной. Наблюдение звезд, Луны и планет в телескоп. Наблюдение солнечных пятен с помощью телескопа.
3 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, семинаров, лекций, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Физика
Личностные:
- устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;
- готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
- умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
- готовность самостоятельно добывать новые для себя знания по физике с использованием для этого доступных источников информации; Анкетирование
Тестирование
Наблюдение
Индивидуальный проектМетапредметные:
- применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- использование различных источников для получения информации по физике, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере; Индивидуальный проектСамостоятельная работа обучающихсяПредметные:
- сформированность представлений о месте физики в современной научной картине мира;
- понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- владение основополагающими физическими понятиями, теориями, законами и закономерностями;
- уверенное использование физической терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
- умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы;
- готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
- сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по физическим формулам и уравнениям;
- сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной;
- сформированность собственной позиции по отношению к информации по физике, получаемой из разных источников. Фронтальный опрос
Тестирование
Решение ситуационных задач
Практическое задание
Самостоятельная работа обучающихся (конспект, доклад, реферат, задание)
Индивидуальный проектПромежуточная аттестация в форме экзамена
4 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
Для освоения программы учебной дисциплины «Естествознание» (физика) в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеются учебные кабинеты по физике, химии, биологии, в которых возможен свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.В состав кабинета по физике входит лаборантская комната.
Помещения кабинета физики удовлетворяют требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащен типовым оборудованием.
В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса просматривают визуальную информацию по физике, создают презентации, видеоматериалы и т. п.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Естествознание» входят:
многофункциональный комплекс преподавателя;
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портреты выдающихся ученых в области естествознания и т. п.);
информационно-коммуникационные средства;
экранно-звуковые пособия;
комплект электроснабжения кабинетов;
технические средства обучения;
демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы, в том числе для постановки демонстрационного и ученического эксперимента, реактивы);
статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели, включая натуральные объекты;
вспомогательное оборудование;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят рекомендованные учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Естествознание».
Библиотечный фонд дополнен физическими энциклопедиями, словарями, справочниками по физике, научной и научно-популярной литературой естественнонаучного содержания.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Естествознание» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по естествознанию, включая физику, химию, биологию, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРАИсточники информации
Основная литература:
Самойленко, П. И. Физика для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник /Самойленко П. И. - М., 2014. – 380с.: ил.- (Среднее профессиональное образование)
Самойленко, П. И. Сборник задач по физике для профессий и специальностей социальноэкономического и гуманитарного профилей: учеб. пособие /Самойленко П. И. - М., 2014. - 280с.: ил.- (Среднее профессиональное образование)
Дополнительная литература:
Немченко, К. Э. Физика в схемах и таблицах. - М., 2014.-50с.
Интернет-ресурсы:
www.class-fizika.nard.ru («Классная доска для любознательных»).
www.physiks.nad/ru («Физика в анимациях»).
www.interneturok.ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).
www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).
Лист внесения изменений и дополнений в программу учебной дисциплины
Дата Основание для внесения изменений № листа
Содержание
Утверждено