Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников


Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.
Что является отличительной особенностью федеральных государственных образовательных стандартов?
Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра стандарта являются универсальные учебные действия (УУД - это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта). Таким образом под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Важным элементом формирования УУД учащихся, осваивающих программы начального общего образования, обеспечивающим их результативность является ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять. Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому в программу формирования УУД включен раздел «Формирования ИКТ — компетентности учащихся».
Информационно-коммуникационные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность, способствующего формированию УУД в условиях внедрения ФГОС НОО.
Стандарт является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества.
Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть использования ИКТ - компетентности, как средства формирования УУД.
Основы ИКТ-компетентности (не только умения на базовом уровне пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и формирования осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ) являются частью метапредметных результатов освоения программы начального образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий
Таким образом, активное использование ИКТ, компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности, увеличивает возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД), как важнейшего результата реализации Стандарта. Тем самым использование ИКТ становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.
Новизна заключается в разработке новых подходов к формированию и развитию УУД, основанных на использовании ИКТ.
Сказанное выше определило проблему, которая заключается в выявлении наиболее эффективного подхода к формированию универсальных учебных действий младших школьников, в частности влияние использования ИКТ на формирование УУД.
Проблема определила цель работы: раскрыть потенциал использования ИКТ компетентности школьников для формирования универсальных учебных действий младших школьников и возможности реализации их в учебной и внеклассной деятельности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
изучение и анализ литературы и документальных материалов по проблеме исследования;
изучение и обобщение педагогического опыта;
педагогическое наблюдение;
педагогический эксперимент;
анализ результатов ученической деятельности;
устный и письменный опрос учащихся;
тестирование;
анализ результатов исследования.
Практическая значимость работы в том, что предлагаемые в ней материалы могут быть использованы учителями для повышения эффективности использования ИКТ компетентности, как средства формирования УУД в условиях ФГОС младших школьников при изучении различных дисциплин вне зависимости от образовательной системы.
Ведущая педагогическая идея опыта.
Содержание различных учебных предметов начальной школы дает возможность использования ИКТ компетентности для формирования умения добывать знания, что приводит к формированию УУД. В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач у обучающихся будут сформированы и развиты необходимые универсальные учебные действия и учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Теоретическая база опыта. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Концепция формирования УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода. Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам НОО и дополнить традиционное содержание образовательных программ. Её основателями считаются Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.Г.Асмолов. Также разработкой занималась группа авторов: Г.В.Бурменская, И.А.Володарская, О.А.Карабанова, Н.Г.Салмина, С.В.Молчанов, под руководством А.Г.Асмолова.
Проблема работы школьников с глобальными информационными массивами рассматривалась в течении многих лет: Е.С.Полат, А.А.Гин, Н.К Зотова., А.В.Куксин, В.М.Шейман, А.М.Хайт, А.С.Сиденко, М.Ю.,Бухаркина, Е.Н.Ястребцева, З.И.Батюкова, А.В.Худякова, В.Г.Разумовский, В.Ф.Шаталов, Н.Н.Гомулина, А.В.Кавтрев, Ф.С.Зайцев, Л.Я.Боревский, Ю.И.Дик, А.В.Хуторской, Е.С.Собенина, М.Ю.Кожухова.
Работы данных исследователей явились методологической основой предлагаемого опыта.
В основу опыта положены принципы педагогической техники, предложенные А.А.Гином:
-принцип деятельности — освоение учеником компетенций преимущественно в форме деятельности;
-принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии, где возможно, предоставлять ученику право выбора, которое всегда должно уравновешиваться осознанной ответственностью;
-принцип открытости — не только давать знания, но и показывать их границы, ставить ученика перед проблемами, решение которых лежит за пределами изучаемого курса;
-принцип обратной связи — регулярно контролировать процесс обучения.
Технология опыта.
Вопрос о необходимости формирования ИКТ - компетентности, как средства развития УУД у учащихся начальной школы образования горячо обсуждался в течение многих лет, приобретя и противников, и сторонников. На сегодняшний день ясно одно – начальная школа не может не учитывать, что дети, переступающие порог школы, уже знакомы на практике с современными технологиями передачи и обработки информации, а в будущем должны стать гражданами информационного общества.
Одним из основных положений ФГОС НОО является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. В то же время, использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе. Важным элементом формирования УУД в начальной школе является ориентация младших школьников в ИКТ и формирование способности их грамотно применять.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим.
Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции.
Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.
Основными формами использования ИКТ в образовательной деятельности являются:
Работа с ресурсами Интернета. Подбор познавательного и иллюстративного материала к урокам, к совместной образовательной деятельности, оформление информационных стендов, классных уголков, как учителем, так и учащимися;
Создание презентаций в программе Microsoft Рower Рoint. Использовать презентации можно на различных уроках. Особенно удобно их использовать на уроках литературного чтения при знакомстве с творчеством писателя и на уроках окружающего мира при изучении нового материала. Уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями: иллюстрирует текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия.
Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Второе преимущество — проигрывание аудиофайлов. Еще одним преимуществом презентаций является быстрота и удобство воспроизведения всех этих фотографий, графиков. То есть, обобщая, преимущества презентаций — это наглядность, удобство и быстрота. Используя возможность выделения на компьютере ключевых слов и фраз, ребенок учится выбирать из текста главное, создавать на основе отобранной информации короткий опорный конспект.
В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса, презентации по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов. Мультимедийная презентация – способ предъявления творчески переработанной учеником языковой информации в виде логически завершённой подборки слайдов по определённой теме, базирующийся на использовании аудиовизуальных возможностей компьютерных технологий.
использование готовых обучающих программ.
На уроках активно используются лазерные диски с игровыми и учебными программами, энциклопедиями и словарями, предназначенными для детей младшего школьного возраста:
- электронные приложения к учебникам;
- электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»; (Это увлекательные путешествия в мир знаний, представленные в виде интерактивных заданий в игровой форме. Живое интересное изложение, яркое красочное оформление, доступность в использовании – всё это делает незаменимым помощником в познании мира маленьким «почемучкам». Энциклопедия уроков содержит множество полезных сведений об окружающем мире, о существующих и исчезнувших цивилизациях, великих эпохах и далеких мирах, выдающихся деятелях прошлого и настоящего, о необычных явлениях природы, животных и растениях. Разнообразная иллюстрированная информация в игровой форме помогает пробудить в ребенке жажду открытий, доступно объясняет и знакомит с серьезными энциклопедическими знаниями, помогает освоить школьные предметы. «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» - это более 10.000 удивительных фактов и явлений, богатейшая сокровищница знаний обо всем);
- интерактивная энциклопедия – «Атлас тела человека»;
- «Мир природы» (Наглядное пособие по естествознанию для младших школьников);
- «Природа и человек» (Естествознание для начальной школы) и т.д.
- Программа Google Earth (или Google Планета Земля) представляет собой интерактивный глобус, который поможет побывать в таких местах, куда вы и не надеялись попасть. Программа показывает трехмерную модель Земли, и позволяет переместиться в любую точку планеты, управляя "виртуальной камерой". Вы можете полюбоваться планетой из космоса, или увеличить масштаб и исследовать местность более детально. В Google Планета Земля есть и знаменитая функция Google Street View, которая в буквальном смысле позволит побродить по улицами и улочкам любого города мира.
Выполняя задания, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Это означает начало овладения основами теоретического мышления.
Использование видеокамеры и программ для редактирования видеофайлов, создание простеньких клипов, наложение голоса на видео, создание учащимися мультфильмов
Создание мультфильма включает два основных этапа: съемка и монтаж. Для съемки понадобится фотоаппарат и то, что вы собираетесь снимать, а также фон для этого. Это может быть практически все, что угодно.
Мультфильм из фотографий можно делать в любой монтажной программе (программе для работы с видео). Почти у всех на компьютере есть Windows Movie Maker. Импортируем отснятые изображения и перетаскиваем их вниз на шкалу времени, где отображается раскадровка. Затем в видеоэффектах находим эффект ускорение, и применяем его несколько раз для каждого кадра. Затем импортируем звук, например, музыку, также добавляем её на шкалу времени и обрезаем нужный фрагмент. Сохраняем созданный фильм на компьютере.
Использование электронных физминутокДевяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Анимационная физминутка способна отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и даже обучить основам здоровой жизни.
Цель электронных физминуток: сохранение зрения, снятие усталости с глаз. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Упражнения, предложенные в презентациях, сохраняют зрение, помогают настраивать ребят на учебную деятельность, вызывают приятные эмоции. Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками. На своих уроках использую готовые электронные физминутки, а также собственные физминутки, созданные в программе PowerPoint с музыкальным сопровождением.
Создание электронной почты (возможность учащихся в любое время обмениваться информацией).
Использование ИКТ компетентности учащихся дает возможность формирования УУД в рамках ФГОС, расширения уровня индивидуализации обучения, пробуждая у учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развитию творческих способностей учащихся, а также является важнейшим условием повышения качества образования.
При внедрении ИКТ на уроках мы столкнулись со следующими проблемами, которые необходимо учитывать и преодолевать в дальнейшем.
Проблемы, возникающие при внедрении ИКТ и способы их решения на уроках в начальной школе
Варианты работы с ИКТ Возможные трудности Способы решения проблемы
Поиск информации Учащиеся, зачастую, теряются в огромном объеме информации, затрудняются в выборе необходимых данных.
Не обрабатывают и не оформляют, полученный текст. Давать больше заданий на работу с текстом, на составление конспектов и развернутых планов, как письменно, так и в электронном виде
Составление графиков и диаграмм Некоторые учащиеся плохо разбираются даже в примитивных возможностях программы Office Excel Наглядно показывать способы работы с программой Office Excel
Составление презентаций и другого наглядного материала Иногда презентации бывают «перегружены» тексом или анимацией, что затрудняет восприятие предложенных работ Тактично указывать на недостатки и недочеты выполненной работы, иногда презентации можно составлять на уроке, обсуждая выбранную информацию и оформление работы
Выступления учащихся с использованием ИКТ Многие учащиеся заменяют свое выступление презентацией, в место того, что бы сделать презентацию ярким дополнением выступления Предлагать заменить текст в презентации устным выступлением.
Использование тренажеров и электронных тестов ___________________ Данный тип работы все учащиеся выполняют легко и с удовольствием
Результативность. Наблюдения и сравнительный анализ результатов обученности в классах, где ИКТ применяются в системе, показали, что учащиеся демонстрируют более высокую степень вовлеченности в учебный процесс, высокий уровень мотивации и радости познания. Использование ИКТ способствует формированию УУД.
Анкетирование, проведенное в 4-ых классах, показывает следующее:
97% учащихся отмечают, что уроки с применением ИКТ – технологий намного интереснее,
80% учащихся считают, что ИКТ – технологии помогают лучше усвоить материал,
75% учащихся привлекает возможность проявить творчество в подготовке презентаций и проектов (показ спектакля).
Наблюдается положительная динамика среди учащихся имеющих собственный электронный ящик, использующих компьютер для подготовки к урокам, посещающих познавательные сайты.
Общие выводы:
Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу – если на уроках используется информационно-коммуникативные технологии, то это способствует повышению качества знаний учащихся и формируются универсальные учебные действия.
В результате работы были сделаны следующие выводы о возможностях применения ИКТ и формирования УУД:
1.Использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета.
2.Использование различных форм ИКТ на разных этапах урока повышает наглядность преподавания, стимулирует мотивацию обучения, способствует росту интереса и познавательной активности школьников.
3.Применение разных форм ИКТ опосредовано влияет на позитивную динамику качества знаний учащихся.
4.Систематичное и активное использование ИКТ на уроках в начальной школе приводит к повышению интереса, а значит и влияет на качество обучения и конечно формируются все виды УУД.
Таким образом, можно увидеть, что использование средств ИКТ является одним из способов оптимизации учебного процесса за счет создания условий для организации активной самостоятельной учебной деятельности, для осуществления дифференцированного и индивидуализированного подхода при обучении школьников. Применяя же ИКТ-технологии, учитель не только даёт знания, но еще и показывает их границы, обучает школьников приёмам обработки информации, разным видам деятельности; сталкивает ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса, что нацеливает их на поиски нестандартных решений, на самообразование; благодаря такой работе ученик сможет максимально раскрыться, показать все свои возможности и способности, проявить и развить свои таланты. А главное – найти себя, почувствовать свою значимость и осознать, что он – личность, способная мыслить, творить, создавать новое. И, следовательно, учитель выполнил своё предназначение: «нести огонь идеального!»
Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, как адаптации ее к информационному веку. Необходимость применения информационных компьютерных технологий в школьном образовании очевидна. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность, способствующего формированию УУД в условиях внедрения ФГОС НОО.
В заключении хочется отметить, что компьютер не заменяет учителя на уроках, а является эффективным помощником, позволяющим повысить качество обучения и эффективность контроля.
Библиографический список
1. Булин-Соколова Е.И., Рудченко Т.А., Семенов А.Л., Хохлова Е.Н. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. Серия «Работаем по новым стандартам», М.: Просвещение, 2011.
2. Бурлакова А.А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. — №7. – С. 32 – 34.
3. Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . №2 2009 г.
4. Кехтер Т.А. Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий. kexter@mail.ru5. Кузнецов А.А., Хеннер Е.К., Имакаев В.Р. и др. «Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя». — Информатика и образование. 2010. № 4
6. Масленникова А.В. Бессонова И.П. «Организация детской научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях» Центр “Школьная книга”, 2003.
7. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2005.
8. Селевко Г. Учитель проектирует компьютерный урок // Журнал «Народное образование». 2005г. №8 С.140.
9. Смирнов В.А. Компьютеризация: от энтузиаста–учителя к коллективу единомышленников. — Народное образование, 1992.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Серия: стандарты второго поколения, М.: Просвещение, 2011.
11. Чечель И.Д. «Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов» Директор школы 1998 №4.
12. Якиманская И.С. «Технология личностно ориентированного образования» - М, 2000.
13. www.ronl.ru/pedogogicheskaya_psihologiya/11363.htm 37 КБ Мотивация учебной деятельности средствами ИКТ