Доклад по теме: «Методические приёмы по формированию обще-учебных умений и навыков по предмету»
Доклад по теме: «Методические приёмы по формированию общеучебных умений и навыков по предмету»
Важной особенностью технологии, как общеобразовательной школьной дисциплины является интегрированный характер и практико-ориентированная направленность формируемых у учащихся знаний и умений.
Овладение ими происходит в процессе изготовления конкретных изделий, поэтому такое большое значение имеет выбор объектов труда. Они должны соответствовать учебной программе и подбираться в зависимости от уровня знаний и умений школьников, учитывая их интересы и материальные возможности.
Планирование и подготовка каждого очередного занятия строится на основе календарно- тематического планирования. Исходя из содержания обучения каждое занятие конкретизирует учебную и воспитательные цели урока. Занятия по технологии носят, как правило, комбинированный характер.
При составлении плана занятия учитель предусматривает его вводную часть, основную, заключительную. Делается акцент на новые понятия и умения, особенности технологии изготовления изделия, которые должны освоить и практически применить учащиеся. Изучение каждого раздела начинается с вводного занятия, задачей которого является ознакомление учащихся с целями предстоящей работы, содержанием нового материала, практическим заданием, технологической документацией, организацией рабочего места, правилами безопасной работы.
Особое внимание уделяется показу трудовых приёмов.
Задача итогового урока состоит в закреплении и контроле знаний и умений, учащихся по данному разделу. Её можно решить с помощью проверочных работ различного вида (заданий, вопросов, упражнений, тестов, кроссвордов).
Свои уроки, я стремлюсь облечь в занимательную форму, используя элементы игры, соревнований, проблемные вопросы и задания. К учащимся подхожу с учётом уровня их возможностей: поощряю сильных, поддерживаю более слабых.
По своему опыту могу сказать, что независимо от направления обучения (технический или обслуживающий труд) учащихся необходимо содержательно и предметно знакомить с такими темами, как «Культура дома». (Интерьер, уют, этикет, семейные праздники) и «Основы домашней экономики» (правила ведения домашнего хозяйства, семейный бюджет, экономические расчёты).
Закрепление и углубление, практическое использование полученных учащимися знаний, умений, навыков невозможно без организации систематической внеурочной работы по технологии (техническому труду)
Воспитательную цель таких мероприятий - научить детей взаимодействовать друг с другом, формировать способность к преодолению трудностей, настойчивость, находчивость, чувство локтя. Они учатся сотрудничать, радоваться друг за друга. Знания и умения, которыми они овладевают на уроках технологии, будут востребованы в жизни, последующей профессиональной деятельности.
Задания мною подбираются в зависимости от развития учащегося (более сильным ученикам подбираются задания с выбором нескольких правильных ответов, а учащимся более слабым - задания с выбором одного правильного ответа).
Обобщённый подход к формированию знаний, и навыков учащихся позволяет им переходить от изделия к изделию более уверенно. Формированию таких знаний, умений и навыков во многом способствуют широко применяемые в настоящее время инструкционно-технологические карты и карточки- задания. Они позволяют учителю развивать самостоятельную деятельность учащихся, ставить вопросы поискового характера, учить учащихся сравнивать ход практической работы и технологическую обработку одного изделия с другим.
Например, для лучшего усвоения материала по выполнению стежков в мастерской оформлен стенд в виде инструкционно- технологической карты. Особое внимание мною, как учителем уделяется правилам безопасности труда при выполнении ручных работ. Привитие и закрепление умений и навыков по выполнению ручных работ осуществляется при изготовлении швейных изделий.
При выборе методов обучения необходимо исходить, прежде всего, из задач развития познавательных интересов и способностей учащихся. Опыт показывает, что интерес к работе у учащихся возникает уже в тот момент, когда учитель, давая задание на дом, сообщает, чем будем заниматься на следующем уроке. Кроме того, развитие интереса к работе зависит от творческой атмосферы, в какой проходит сама работа учащихся, от включения элементов эстетики в процессе изготовления изделия и процессе приготовления пищи, до демонстрации модели и дегустации приготовленных блюд.
-93345-664845