Разработка занятия Изготовление цветка фиалки
Конспект занятия по разделу «Бисероплетение»
Педагог – Салогуб Марина Ивановна
Тема занятия: Изготовление цветка фиалки
Тип занятия: комбинированный
Продолжительность занятия: 45 мин.
Возраст воспитанников 10-12 лет
Цели:
Образовательная – ознакомить и закрепить технику низания бисера и скручивания простых петель в процессе изготовления цветка “Фиалка” из бисера.
Развивающая – развивать образное мышление, творческую самостоятельность, память, воображение, внимание, мелкую моторику, вызвать желание фантазировать, развивать у детей чувство композиции.Воспитательная - воспитывать эстетический вкус, аккуратность, усидчивость, терпение, внимательность, старательность. Воспитать в детях любовь к природе, знакомство с домашними растениями. Формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в коллективную деятельность в процессе урока.
Дидактическое обеспечение:
Презентация «Цветы», «Изделия из бисера», схемы изготовления изделия с пошаговой инструкцией.
Методы обучения
Словесные (Рассказ, объяснение, фронтальная беседа);
Наглядные (Объяснительно-иллюстративный, демонстрация, показ презентации);
Практические (Практическая работа, репродуктивный, выставка).
Приемы
Беседа, опрос, разбор нового материала, анализ образцов, объяснение с использованием наглядности, показ практических действий, практическая работа, индивидуальная работа, подведение итогов.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, коллективные.
Универсальные учебные действия:
Личностные: вызвать познавательный интерес к изучаемому материалу;
уметь понимать поставленную цель и задачи на занятии и стремиться их выполнить; оценивать свои достижения на уроке.
Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
высказывать свое предположение на основе работы с предложенным материалом.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи;
учиться подтверждать аргументы фактами;
делать выводы;
организовывать свою работу.
Познавательные: умение читать схемы изделий, сочетать цвета в изделии.
Задачи по здоровьесбережению:
- оценивать важность бережного отношения к здоровью человека;
- развивать зрительную память и моторику рук.
- управление своей деятельностью, мобилизации сил и энергии.
- управление поведением; умение слушать и слышать.
Оборудование: мультимедиа, дидактический и наглядный материал, образец изделия.
Материалы: проволока, бисер, ножницы, салфетки, нитки мулине.
Ход занятия:
Организационный этап.( 2 мин) ( проверка готовности)
- Здравствуйте, ребята!
-Настроение каково? Во
-Все такого мнения? Все без исключения?
-Может вы уже устали? Мы с собой таких не брали.
-Может ляжем, отдохнём? Может мы урок начнём?
Давайте начнем наше занятие.
Мотивационный этап. ( 6 мин)
А начну я его со стихов С. Красикова
« Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков,
чтоб сделать жизнь возвышенней и чище».
Сегодня на занятии мы поговорим о цветах.
И сегодня мы будем учиться использовать простые приемы плетения для создания объемных изделий, но вначале я хочу вам рассказать о праздниках цветов в разных странах мира.
Рассказ педагога о праздниках цветов в разных странах мира
Мир цветов чарующ и удивителен. Древние греки и римляне торжественно чествовали гиацинты и лилии. Люди украшали себя цветочными гирляндами и венками.
В Англии торжественно отмечают праздники незабудок и анютиных глазок.
В конце учебного года в Болгарии в школах проходит торжество в честь Кирилла и Мефодия. Это время традиционного бала роз для выпускников.
Во Франции существует праздник ландышей, а в феврале в Каннах празднуют День мимозы.
В первое воскресенье марта немцы отмечают праздник ФИАЛОК.
Япония и Китай славятся многочисленными цветочными праздниками.
В феврале – праздник цветения слив.
В марте – персиков.
В апреле – вишен.
В июле - пионов.
В октябре – хризантем.
Цветы это добрые волшебники. Без них наша жизнь была бы тусклой и бледной, жаль, что их красота недолговечна, а так хочется, чтобы они радовали нас как можно дольше. А скажите, как можно продлить «жизнь» наших любимцев? ( Сделать из бумаги, связать , вылепить из пластилина, полимерной глины, нарисовать, сплести из бисера.)
А какие цветы можно сплести? (презентация о цветах из бисера).
(ромашки, розы, маки, пуансеттии, лилии, колокольчики. А какие виды плетения мы применяем при изготовлении? (параллельное, французское).
Но есть и другие виды, например, петельное, с которым мы сегодня и познакомимся.
Таким видом плетения можно выполнить разные композиции, например, клен, клевер, барбарис, вереск, глициния и различные цветы.
А теперь отгадайте загадку.
Загадка про фиалку:
Очень милые цветы
Голубые лепестки!
На лугах они растут и красиво там цветут.
Проявите чуть смекалку
Те цветы зовут …(фиалки)
Скажите, какие виды фиалок вы знаете? (садовые, полевые, луговые и комнатные)
Наверное, лучше всего вы себе представляете комнатные фиалки. Я, думаю, у многих из вас они есть дома.
А теперь давайте посмотрим на эту композицию. Какие ассоциации она у вас вызывает?
- С каким праздником мы можем связать этот букет?
- Чтобы у нас с вами, получился, такой букет какую цель вы должны поставить перед собой? (научиться петельному плетению и сплести композицию)
(Дети высказывают свои предположения.)
- Приближение весны
- Праздник 8 Марта
- Подарок
(Выдвигают свои предположения в постановке учебной цели и задачи изготовления букета.)
Посмотрите, у меня в руках лепестки, а чего к ним не хватает? ( цветов)
Правильно.
- Какая же тема сегодняшнего урока?
(Формулируют тему урока.)
- Изготовление цветов фиалки. И наша задача выполнить сегодня коллективную работу.
3. Этап постановки проблемы.(2мин)
- Вы уже увидели, какие композиции можно сплести в технике петельного плетения
-А можем ли мы их сегодня сделать? Нет.
А почему нет? (Потому, что это первое знакомство с этой техникой.)
(Дети высказывают о возможных затруднениях в изготовлении сложного изделия.)
- Поэтому мы выбираем менее сложный вариант.
Вы сегодня сделаете такой цветочек (педагог показывает эталон) Всем понятна цель нашего занятия?
4. Практическая работа (25 мин)
Актуализация опорных знаний
- Цветок фиалки мы выполним с вами в технике петельного плетения.
Показ слайдов петельного плетения.
- Каждый из вас сегодня на занятии должен будет постараться сделать один цветок.
- Будем выполнять изделие из экологически чистых материалов: стеклянного бисера и проволоки диаметром 0,4 мм, также нам понадобится х/б салфетка и ножницы.
- Но прежде, чем приступить к работе, мы с вами повторим правила техники безопасности при работе с бисером и проволокой.
Правила техники безопасности
В ходе практической работы вы должны соблюдать правила по технике безопасности при работе с ножницами и бисером. Давайте вспомним (проговаривается). Кроме этого, вы должны следить за осанкой, сидеть ровно, не горбясь, не смотреть на работу сбоку.
Чтобы у нас всё получилось, как мы с вами должны работать? (дружно, усердно).
Ребята, рассмотрите схемы. (Приложение 1). Разбор схем в индивидуальном порядке. Всем понятен порядок выполнения фиалки? Педагог раздает бисер выбранных цветов.
Разминка. Пальчиковая гимнастика “Распускающийся цветок”.
Перед началом работы сделаем небольшую разминку для наших рук.
Сложите руки вместе ладошками внутрь, как будто это бутон. Теперь бутон распускается (пальчики в стороны), а затем опять закрывается на ночь. И снова повторить. Итак 5раз. Теперь наши руки готовы к работе.
А теперь приступаем к работе. У вас все обязательно получится!
Самостоятельная работа детей (учащиеся берут необходимый бисер, кусочки проволоки нужной длины и начинают нанизывать бисер на проволоку согласно выбранному алгоритму выполнения изделия).
В ходе практической работы учащиеся работают индивидуально, педагог ходит по классу, проводит индивидуальные консультации и помогает учащимся. Следит за выполнением работы.
- Для плетения лепестков фиалки на проволоку длиной 30 см. набираем 6 бисеринок выбранного цвета и скручиваем их 2 раза, оставляя с одной стороны проволоку длинной 6 сантиметров, затем на длинный конец проволоки набираем 9-11 бисеринок (в зависимости от размера бисера), обвиваем первый ряд и скручиваем их также 2 раза. Эту технику мы повторяем ещё 1 раз, увеличивая в каждом ряду количество бисеринок, чтобы всего у нас получилось 3 ряда. Затем соединяем два конца проволоки двойным скручиванием. Для одного цветка фиалки таких лепестков нужно сделать пять.
Через 15 минут от начала практической части - физминутка.
Ребята отложите на минутку вашу работу. Наши глазки устали. Надо дать им немного отдохнуть:
Физкультминутка. (Упражнения для глаз)
-закрыть глаза на десять секунд;
-попеременно сначала сильно зажмурим глаза, потом широко их открываем (4-5 раз);
-быстрое моргание (5 секунд);
-круговое движение глазами в одну сторону, потом в другую;
-наклоны головы вправо-влево, назад — вперёд.
Продолжение работы.
Теперь нам нужно сплести сердцевинку нашего цветка. Для этого набираем 3 бисерины на проволоку и скручиваем ее, замыкая в круг. Сердцевинку и лепестки соединяем вместе скручиванием, стебелек оплетаем зеленой ниточкой мулине.
(Дети выполняют действия предложенные педагогом.)
(Оказание дифференцированной, индивидуальной помощи педагога при необходимости, призыв детей к взаимодействию)
Цветок фиалки готов!
5. Подведение итогов (3мин)
Давайте посмотрим, что у нас получилось и сравним с эталоном.
- Какие же мы молодцы!
- Замечательные цветы у нас получились! Забавные и милые фиалки, которые не нужно поливать и которые цветут круглый год.
Давайте подведем итог нашего занятия.
Детям предлагается выбрать один из цветочков, прикреплённых на доске и продолжить предложение
Рефлексия
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я поняла, что…
Я научилась…
Было трудно…
Мне захотелось…
Я почувствовал, что…
Я попробую…
- Где можно использовать данный цветок?
- В оформлении рамки для фотографии.
- Украсить сумочку
- Прикрепить к поздравительной открытке.
Вот так легко и просто мы сплели наш цветочек. Его можно прикрепить на невидимку или небольшой зажим для волос. Если сплести два одинаковых цветочка, можно сделать симпатичные сережки. А можно сплести несколько разноцветных цветочков, сделать для них стебельки с листочками и сформировать веселенький букетик
- Что на занятии у вас хорошо получилось?
(Дети отвечают)
- Над чем надо поработать?
- Над техникой переплетения.
6. Заключительный этап ( 2 мин)
А сейчас поделитесь своим настроением и мы составим букет настроения.
(доволен недоволен)
Оформление на доске: корзинка для цветов
- Ребята, сейчас я попрошу вас самих оценить свою работу, те из вас, кто считает, что справился с заданием и работа принесла пользу и удовольствие прикрепит на доске улыбающийся цветочек в корзинку, а кому не понравилось занятие и работа не доставила удовольствия – грустный цветочек.
-На занятии вы научились выполнять новую технику петельного плетения, своими руками сделали красивый цветок.
Сейчас вы знаете, что всему можно научиться, было бы желание, терпение и умение. И я надеюсь, что полученные сегодня знания помогут вам добиться хороших результатов.
Вы можете сделать букетик из фиалок и подарить его маме на праздник.
И не забудьте приготовить добрые слова и пожелания.
Я вас всех благодарю за старание. На этом наше занятие закончилось, приводим свои рабочие места в порядок.
Дерзайте, творите и радуйте себя и своих близких!
Приложение
Последовательность выполнения цветка фиалки из бисера.
4177665-586740Нанизать на проволоку 6 бисеринок
41205151118235
Сделать петлю, закрутив два раза.
41205152461260
Нанизать бисер и обогнуть петлю.
41300403766185
Нанизать бисер для третьего ряда и обогнуть вокруг второй петли.
24345905080635Сделать 5 лепестков.
40824156585585
Из трех желтых бисеринок сделать серединку.
41776657842885
Соединить лепестки и сердцевину, обмотать стебель зелеными нитками мулине.
Проверить и оценить качество выполненной работы.