Урок математики в 7 классе по теме: «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении».


КОУ Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №18 VIII вида»
«Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении».
(математика, 7 класс)
Людмила Анатольевна Синева,
учитель математики первой категории
2013 – 2014 учебный год
Тема:
«Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении».
Цель:
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении».
Задачи:
- Закрепить правило сложения и вычитания чисел, полученных при измерении;
- Развивать логическое мышление, на основе решения примеров данного вида, развивать математическую речь;
- Воспитывать навык самоконтроля и самооценки.
Оборудование:
Интерактивная доска, презентация к уроку, ключ для проверки д/з, индивидуальные карточки, справочник по математике, учебник «Математика 7 класс, Т.В. Алышева, Москва, «Просвещение», 2005г.
Ход урока
Этап урока Деятельность
учителя Деятельность учащихся Примечание
I Орг. момент.
Здравствуйте ребята.
1. Релаксационная пауза. (стоя)
-Сложите ваши ладони вместе, поднесите их к губам, мысленно вложите в ладони свое добро. А теперь поделитесь своим добром с соседом и улыбнитесь друг другу, ведь как говорят, от улыбки станет всем теплей.
2. Проверка готовности к уроку.
-На партах у вас учебники, тетрадь, ручка, лист самооценки.
3. -Ребята, прочитайте пословицы и выберите из них 1, которая вам понравилась больше всего.
Без муки нет науки.
Была бы охота, заладится всякая работа.
Математика – гимнастика ума.
-Скажите, почему вы выбрали именно эту пословицу? Чем она вам понравилась? В чем ее смысл?
А я хотела бы обратить ваше внимание на последнюю пословицу. Математика – гимнастика для ума потому, что она учит наблюдать, думать, делать выводы, «приводить ум в порядок». И мы сегодня постараемся привести в порядок то, что уже знаем, и к концу урока разложить по полочкам.
4. Критерии оценивания.
-На уроке вы будете оценивать себя сами и заработанный балл выставлять в соответствующую графу.
(рассмотреть лист самооценки)
-Сначала оцените свое настроение по 5-ти бальной шкале, и поставьте соответствующий балл в графу «Настроение» на начало урока. В дальнейшем работу на уроке вы будете оценивать по 2-х балльной шкале. Если работа на данном этапе выполнена:
верно - 2б., допустил ошибку – 1б.,
не верно – 0б.
На уроке мы будем выполнять разные виды работ: и по карточкам, и у доски, и в парах, и за каждый вид работ вы будете себя оценивать. В конце урока мы подсчитаем общее количество баллов, и определим какую оценку вы заработали за урок. Выполняют упражнение «Добро в ладошках»
Читают пословицы, выбирают ту, которая понравилась.
Комментируют свой выбор, объясняют смысл пословицы.
Рассматривают лист самооценки, ставят баллы в графу «Настроение на начало урока»
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
II Проверка домашнего задания.
С. 97 № 315(2) 1 гр.- 1,2 столбик
2 гр.- 6 примеров
3 гр.- 1 столбик.
Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга д/з. Примеры, которые решены верно отметьте +, которые неверно -. Если д/з выполнено правильно – поставьте в листе самооценки соседу 2 балла, если допущена ошибка – 1 балл, если более 2 ошибок – 0 баллов. Выполняют взаимопроверку.
Выставляют баллы в лист самооценки друг другу.
Слайд 4
III Актуализация опорных знаний.
1. Решение задачи.
-Послушайте одну веселую задачку:
Во время каникул Федя Печкин проводил различные измерения. Догадайтесь, в каких мерах он измерил следующие величины.
«Стоимость тетради- 3___; продолжительность мультфильма- 20 ___;
масса кота - 4___; расстояние между деревней и городом - 50___;
высота комнаты – 3___;
масса 2 мешков картошки-1__».
-Какие вы еще знаете величины?
2. Определение темы и цели урока.
-Как вы думаете, почему я взяла задание именно с числами, поученными при измерении величин?
-И мы уже, что умеем делать с этими числами?
А в дальнейшем мы будем еще выполнять действия умножения и деления с такими числами. Но это будет на следующих уроках.
А тема сегодняшнего урока звучит: «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин».
-Так как это уже не 1 урок по данной теме, какую мы можем поставить перед собой сегодня на уроке цель?
Определим задачи:
- решать примеры и задачи на + и – чисел, полученных при измерении;
- развивать математическую речь;
- учиться оценивать себя самостоятельно.
3. Мотивационный блок.
Сегодня на уроке мы будем закреплять правило сложения и вычитания чисел, поученных при измерении.
-А для чего нам необходимы эти знания?
- Какие знания нам необходимы, чтобы грамотно выполнить сложение и вычитание именованных чисел?
4. Предлагаю вспомнить соотношение мер:1м = …см; 1кг=…г; 1р.=…к.; 1см=…мм...
Кто не знает наизусть таблицу соотношения мер, может воспользоваться справочником по математике.
(выставление баллов в лист самооценки за работу у доски) Слушают задачу, вставляют названия мер.
См, мм, дм, т…
Это тема наших последних уроков.
Складывать и вычитать.
Закрепить и обобщить знания по данной теме.
Читают задачи урока.
(при оплате услуг, в магазине, в ремонте, на других уроках …)
(алгоритм сложения и вычитания именованных чисел, таблица соотношений мер)
Дети заполняют таблицу на доске
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
IV Закрепление и обобщение изученного материала.
В тетради число, классная работа, тема.
1.Работа с тренажером. (даны 2 примера)
-Какое действие используется в примерах?
-Как называются числа при сложении и вычитании?
Решите примеры.
Расскажите алгоритм решения примеров.
2. Задача.
Послушайте считалку:
В 8 встал я в воскресенье.
Про Москву я книжку взял.
А открыв ее, увлекся и до 12-ти читал.
Кто б из вас мне подсказал, сколько я часов читал?
-О каком городе идет речь в считалке?
Я не зря вам прочитала эту считалку.
-Скажите, какой приближается праздник?
-А где проходит главная елка страны?
-А почему именно в Москве?
И мы сейчас решим задачу про елку.
Задача.
У Васи Булкина ель высотой 1м75см, у Коли Ватрушкина – на 15см выше, чем Васи, а у Феди Печкина – на 10см ниже, чем у Коли. Какой высоты ель у Феди?
-О чем говорится в задаче?
-Известно, какой высоты ель у Васи?
-Известно, какой высоты ель у Коли?
-Известно, какой высоты ель у Феди?
-Что нужно узнать?
-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
-Что нужно узнать 1 действием?
-Каким действием?
-Теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи?
-Каким действием?
Приступаем к решению (краткая запись на слайде, решение записывают на доске).
Выставление баллов в лист самооценки.
Кстати, мы даже не задумываемся, что приносим вред природе, стремясь украсить дом именно живой елкой на какие-то пару недель. А ель за 1 год вырастает всего на 15см и чтобы вырасти высотой 2м пройдет больше 13 лет.
3. Физминутка.
Всем знакомый Федя Печкин приготовил физминутку. Сейчас он с нами ее проведет.
4. Работа по учебнику. (в парах)
с. 97 №317(1)
Сейчас мы с вами будем работать в парах. Каждой паре будет дан пример на сложение. 1 ученик решает пример, а второй составляет пример на вычитание по образцу.
(проверить правильность выполнения задания)
Выставление баллов в лист самооценки.
5.Работа по индивидуальным карточкам.
Сейчас вы будете выполнять задание на карточках, но эти карточки с секретом.
(1 и тот же прим. дается неск. уч-м)
10км786м - 9км726м = 1км 060м = 1 верста
4км237м + 3км231м = 7км 468м = 1 миля
1м - 29см = 71см = 1 аршин
2м + 13см = 2м 13см = 1 сажень
-У кого был 1 пример? Сколько получилось? (спросить неск. учеников, затем показать правильный ответ-2 столбик и.т.д. Затем показать таблицу старинных мер -3столбик).
Выставление баллов в лист самооценки.
-Ребята, как вы думаете, что это?
Мы до сих пор пользуемся пословицами со старинными мерами:
За версту видать.
Косая сажень в плечах.
-Как вы понимаете смысл пословиц?
записывают
Слож-е и вычит-е.
(1сл, 2сл, сумма; ум., выч., разн.)
1 ученик решает у доски, остальные в тетради.
1 ученик с места объясняет.
4 ч., 240 мин.
(о Москве)
(Новый год)
(в Москве)
(это столица нашей родины)
О елях
Да, 1м75см
Нет, но сказано на 15см выше, чем у Васи.
Нет, но сказано на 10см ниже, чем у Коли.
Какой высоты ель у Феди
Нет
Какой высоты ель у Коли
Сложением
Да
Вычитанием
(1 ученик у доски, остальные в тетради)
Выставляют баллы в лист самооценки.
1ученик решает пример на сложение, другой делает проверку, составив и решив пример на вычитание.
Дети решают примеры.
Старинные меры
объясняют Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
V Подведение итогов.
1. Наступило время подвести итоги нашей работы.
-Над какой темой мы сегодня работали?
-Какую цель ставили в начале урока?
-Достигли ли мы этой цели?
- Еще раз вспомните, как надо выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении? Восстановите правило сложения и вычитания именованных чисел.
2. Наши знания мы разложим по полочкам.
(заполнение полочек)
3. Вернемся к листу самооценки. Отметьте настроение на конец урока. (учитель ставит дополнительные баллы за активную работу на уроке). Ведется подсчет баллов и обсуждение оценок, которые выставили себе дети.
4. Домашнее задание. (с объяснением)
С. 98 № 318
1 группа - 1,2 столбик
2 группа – 2 столбик
3 группа – 1 столбик
5. Рефлексия.
-Что вам понравилось больше всего на уроке?
-Что вызвало затруднение?
-Что нового узнали?
Молодцы. А теперь пожалуйста встаньте, снова повернитесь друг к другу и улыбнитесь.
Я говорю вам: «Спасибо за хорошую работу на уроке». Отвечают на вопросы
Повторяют и восстанавливают правило
Подсчитывают баллы, обсуждают оценки за урок.
Записывают д/з
Отвечают
Выполняют упражнение «Подари улыбку другу». Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Ф.И. - Начало урока Конец урока
1 - 5 баллов 1 - 5 баллов
Д/ЗРабота у доски Работа с учебником Работа
по карточкам Работа
на уроке Всего
Ф.И. - Начало урока Конец урока
1 - 5 баллов 1 - 5 баллов
Д/ЗРабота у доски Работа с учебником Работа
по карточкам Работа
на уроке Всего
Приложение (листы самооценки)
Ф.И. -