Открытый урок математики в 8 классе по теме «Умножение чисел, полученных при измерении, на двузначное число»
Урок математики в 8 классе
«Общеобразовательное значение курса математики, как и любого другого предмета, состоит, прежде всего, в тех общих понятиях, которые он даёт и которые расширяют кругозор и способы подхода человека к явлениям жизни. С этой точки зрения математика важна, во-первых, своей логикой, последовательностью и точностью выводов. Во-вторых, математика полезна тем, что она трудна. Её абстрактные строгие рассуждения требуют больших и длительных умственных усилий, требуют не столько памяти, сколько понимания и соображения». А. Д. Александров
Урок закрепления пройденного материала по теме:
«Письменное умножение чисел, полученных при измерении, на двузначное число»
Цели урока: 1. Закрепить умения письменно умножать числа, полученные при измерении, на двузначное число; заменять крупные меры более мелкими и мелкие- более крупными.
2. Корригировать память через дидактические упражнения, решение примеров, устный счёт, математическое мышление через решение задач, математическую речь через повторение правил поэтапного умножения чисел, полученных при измерении.
3. Воспитание самостоятельности, активности, усидчивости, положительной мотивации к учению, любви и уважения к труду.
Оборудование: Учебники, тетради, круг – «мишень» с числами, круги- «снежки» для устного счёта, карточки с примерами и ответами для «математической зарядки», карточки для работы в группах, карточки с краткой записью для составления и решения задач, самостоятельной работы, карточки-«помогайки», загадки и пословицы о труде и профессиях, геометрические фигуры, пословицы.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие учителя.
«Прозвенел уже звонок, начинается урок.
В математику пойдем, в страну чисел попадем.
Слушай, думай, наблюдай, анализируй и считай.
Будем мы решать, трудиться. Нам, друзья, нельзя лениться».
Проверка готовности к уроку и внешнего вида учащихся.
II. Введение в тему.
Игра «Математическая зарядка»
- Показываю примеры с ответами. С помощью движений показать согласие или несогласия с ответом (руки вверх - правильный ответ, руки в стороны- неправильный ответ).
III. Эмоциональная минутка.
Игра на развитие координации движений и зрительное восприятие «Паутинка».
- Что у меня в руке? (клубок ниток)
-Я бросаю клубок, не отпуская нитку, Ване и говорю: «Добрый день, Ваня. Мы рады тебя видеть!». Ваня кидает следующему учащемуся, также, не отпуская нитки.
- Посмотрите, сколько дорожек дружбы от нас протянулись друг к другу,
- Давайте все, поднимем руки вверх.
- Какие геометрические фигуры вы видите?
- А теперь положите паутинку на пол, я осторожно сверну эти дорожки в клубок, чтобы они превратились в одну дорогу, которая поведёт нас вперёд, к устному счёту.
IV. Устный счёт.
Игра «Меткий стрелок». Работа в парах (карточки-«подсказки» на доске).
-Ребята, какое событие для нашей страны произошло в феврале? (правильно, Спортивная олимпиада-2014 в г. Сочи)
- Какой вид спорта вас больше всего взволновал? За кого болели, переживали? Что запомнилось?
-Сейчас вы тоже выступите в роли спортсменов и будете стрелять в «мишень» «снежками». На столах лежат круги с примерами. Необходимо их быстро и правильно решить, затем снежок поместить на «мишень» рядом с ответом.
- Какие правила встретились при решении примеров? Сделайте вывод, как умножить, разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000? (учащиеся рассказывают правила)
90344 : 100= 903, 44 161 * 100 = 1,61
0,407 * 10 = 4,07 3508 : 100 = 35, 08
8090 : 1000 = 8, 09 0,7 * 1000 = 700
V. Работа над темой.1. Запись числа и слов «классная работа» (словарная работа).
2. Запись числа в минутке чистописания.
3. Запись темы урока.
4. Целеполагание.
- Цель нашего урока вспомнить правила умножения чисел, полученных при измерении, на двузначное число, закрепить умения заменять крупные меры- мелкими и наоборот.
- На уроке сегодня мы будем не только решать, и считать, но и поговорим…, а вот о чем, вы узнаете, если соедините первые буквы каждого слова и прочитаете его (слайд 1).
Пар рак оса флаг ель сыр сок ива яма (ПРОФЕССИЯ) (слайд 2)
- А как вы понимаете слово профессия? (ответы детей).
-Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность.
- Вы прекрасно знаете, что каждый человек на земле должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд – основа жизни, чтобы стать хорошим мастером, человек должен много знать и много уметь.
- Сегодня вы за школьной партой. Учёба тоже труд и труд не простой. Пройдут школьные годы, вы станете взрослыми, и перед вами станет серьёзный вопрос: «Кем быть?» Вы сейчас много мечтаете, и мы, взрослые, должны помочь вам выбрать профессию на всю жизнь и не ошибиться в выборе.
- На экране часть пословицы: «Делу время - … …» (на доске) (слад 3)
- Как понимаете данную пословицу?
НУ, ЧТО ЖЕ ДЕЛУ ВРЕМЯ!
5. Решить примеры и объяснить их решение. Работа в группах.
- Как нашли свою группу? (соединив начало и конец пословиц)
■ «Терпенье и труд всё перетрут»
■ «Землю красит солнце, а человека труд»
Повторение правила умножения на двузначное число.
I группа – 26 кг 100 г * 12
II группа - 28 т 5 кг * 24
- Какие ещё пословицы вы знаете? Чтение пословиц на экране (слайд 4).
Кто любит трудиться тому, без дела не сидится.
Не игла шьёт, а руки.
Люби дело – мастером будешь
Не потрудиться – так и хлеб не родится.
Больше дела – меньше слов.
Кончил дело – гуляй смело.
Без труда нет плода.
Труд кормит и одевает.
Терпенье и труд всё перетрут.
Тяжело тому жить, кто от работы бежит.
Гуляй, да дела не забывай.
Умелые руки не знают скуки.
Мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться.
Славен человек не словами, а делами.
Глазам страшно, а руки делают.
6. . Коллективное решение задачи на нахождение суммы.
- По краткой записи составить и решить задачу. Определить тип задачи.
- Как только будете готовы, хлопните в ладоши.
Ситец – 36 м 48 см
? мСатин - ? м, в 12 раз больше
- О чём говорится в задаче? Что известно в задаче? Что неизвестно? Какие опорные слова возьмёте для краткой записи? Сможете ли сразу ответить на главный вопрос? Какими арифметическими действиями решать будете задачу? Какого типа эта задача? Объяснить правило умножения на двузначное число (1 учащийся у доски). Какая профессия близка этой задаче? (На доску крепится слово ШВЕЯ)
VI.Релаксация. ПОТЕХЕ ЧАС!
- А сейчас немного отдохнём, проведём физминутку, при помощи движений покажем, чем занимаются люди разных профессий.
- Как делает шофёр?
-Как делает повар?
-Как делает маляр?
-Как делает парикмахер?
-Как делает пианист?
-Как делает дворник?
-Как делает танцор?
- Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.
-Восстановим дыхание. Открыть при выдохе дуновением цифры 3, 7, 8, 5.
6. Решение примеров. Самостоятельная работа по вариантам. Сигнальные «пирамидки».
- Ещё раз вспомним поэтапное умножение чисел, полученных при измерении, на двузначное число.
- Отгадайте загадку, о какой профессии говорится?
Письма в дом приносит он,
Долгожданный … (почтальон)
На доске карточка со словом ПОЧТАЛЬОН
-Карточки с заданиями по вариантам на партах принёс почтальон.
1 вариант – 14 т 288 кг * 12 15 км 3 м * 45
2 вариант – 23 р. 46 к. * 24 5 ц 9 кг * 16
3 вариант – 4024 р. * 30 2503 * 5
- Объяснить решение примеров (2 человека у доски).
- Какие это числа? В какой профессии встречаются такие меры, как руб. и коп (бухгалтер, экономист, продавец)?
- Какой профессии близки меры массы: ц и кг? (продавец, агроном, доярка, механизатор)
- Какой профессии близки меры длины: км и м? (водитель, строитель)
На доске вывешиваются карточки с названием профессий: БУХГАЛТЕР, ПРОДАВЕЦ, ЭКОНОМИСТ, АГРОНОМ, ДОЯРКА, МЕХАНИЗАТОР, ВОДИТЕЛЬ, СТРОИТЕЛЬ, СПОРТСМЕН.
Игра «Спроси соседа», в конвертах загадки, 1 ряд задают загадки 2 ряду и наоборот.
1. Слёзо-носо-вытиратель В группе вашей - ... (Воспитатель.)
2. Наших душ, ума строитель -
Мудрый школьный наш ... (Учитель.)
3. Знает точно детвора:
Кормят вкусно ... (Повара.)
4. Под весенний птичий свист
Пашет землю ... (Тракторист.)
5. Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам ... (Продавцы.)
6. Вот уж мал костюмчик мой,
Новый мне сошьёт… (портной)
На доске карточки со словами ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ, ТРАКТОРИСТ, ПОВАР, ПОРТНОЙ.
VII. Домашнее задание.
№ 425 (1) 6 примеров на умножение, стр. 145
3 группа- индивидуальные карточки.
VIII. Рефлексия
1. Карточка для этапа рефлексии:
1. Мне понятно, как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000
2. Я смогу применить правило умножения десятичных дробей на 10, 100, 1000
3. Мне понятно, как разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000
4. Я смогу применить правило деления десятичных дробей на 10, 100, 1000
5. Мне понятно, как умножить число, полученное при измерении, на двузначное число
6. Я смогу применить правило умножения числа, полученного при измерении, на двузначное число
2. Игра «Комплимент – похвала»
"Выбери одну фразу для соседа по парте"
1. Ты молодец!
2. Я доволен твоей работой на уроке!
3. Ты был (а) активен (а).
4. Могу похвалить тебя за то, что….
IX. Подведение итогов. Оценивание работы учащихся.
-А кем вы хотели бы стать? Почему?
Использованная литература
Перова М. Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе: Учеб. Для студентов дефектол. фак. пединститута. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1984.- 352 с., ил.
Жигалкина Т. К., Бредихина Э.М. Математика. 3 класс: Книга для учителя.- М.: Дрофа, 2000.- 160 с.: ил.
Беденко М.В. Математика: Блицконтроль знаний: 4 класс, 2-е полугодие.- М.: 5 за знания, 2007.- 128 с.- (Серия: 5 за знания)
А.А. Свечников. Решение математических задач в 3-4 классах.