Исследовательский кафедральный проект «Сравнительный анализ эффективной деятельности предприятий по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей Перевозского района»
ГБОУ СПО «Перевозский строительный колледж»
Кафедра технического обслуживания
автомобильного транспорта.
Исследовательский кафедральный проект
«Сравнительный анализ эффективной деятельности предприятий по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей Перевозского района»
Руководители проекта : Красильников М.В., Молотков А.В.
Участники проекта студенты групп 2-111и 3-111специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» : Касёнкина А.Ю., Трунин А.М.,Домнин Н.Е.,Думшаков А.В.,Фокин С.С.,Каславский Р.В., Зотов А.А, Белов А.С.
2014 год
Содержание
Пояснительная записка
1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………4
1.1 Анализ и характеристика предприятий г. Перевоз…………. ………4
1.2 Методика сбора данных………………………………………………..7
1.3 Обработка результатов…………………………………………………10
1.4 Анализ оценки предприятий по каждому показателю……………….11
1.5 Сравнительная оценка показателей предприятия СТО ПСК
с другими предприятиями…………………………………………………..20
1.6 Анализ оценки предприятий автосервиса по группам
показателей…………………………………………………………………..25
1.7 Направления развития технологии и организации услуг
на предприятии СТО ПСК..………………………….……………………..31
2 РАСЧЕТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………32
2.1 Расчет годового объема………………………………………………….32
2.2 Определение количества постов (рабочих и вспомогательных)……..32
2.3 Расчет численности работников предприятия………….……………..35
2.4 Расчет площадей проектируемого предприятия………………………36
2.5 Выбор оборудования…………………………………………………….43
3 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ…………………………………………50
3.1 Разработка технологии и организации предоставления услуг
автосервиса на СТО «ПСК»…………………………………………………50
3.2 Процесс оказания услуг автосервиса на предприятии «ПСК»……….59
4 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………..64
4.1 Разработка мероприятий по созданию безопасных условий
труда…………………………………………………………………………..64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..93
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….95
Пояснительная записка
Актуальность исследований в области повышения эффективности диагностики, технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта связано с серьезными изменения в автомобильном парке. Не прерывное увеличение масштабов производства автомобилей приводит к росту абсолютного объема ремонтных работ, и, как следствие этого, к росту предприятий, занимающихся обслуживанием и ремонтом автомобилей. Эффективность работы автомобиля в значительной степени зависит от его технической готовности, которая обеспечивается своевременным и качественным обслуживанием и ремонтом.
Объектом исследования является предприятия технического сервиса города Перевоз. Предмет исследования - сравнительные показатели работы исследуемых предприятий.
Целью и задачами исследований являются:
1. Отработка профессиональных компетенций в области технического обслуживания и ремонта на базах станций технического обслуживания Перевозского района;
2. Анализ работы станций технического обслуживания, выявление недостатков в сфере обслуживания и ремонта автомобилей
3.Разработка мероприятий по повышению качества предоставляемых услуг;
4. Отработка профессиональных компетенций в области технического обслуживания и ремонта на базах станций технического обслуживания Перевозского района;
5. Анализ работы станций технического обслуживания, выявление недостатков в сфере обслуживания и ремонта автомобилей
6.Разработка мероприятий по повышению качества предоставляемых услуг;
Методика проведения исследовательских работ основана на анализе основных производственных показателей работы станций технического обслуживания, статистической обработке реальных производственных показателей, организации труда, позволяющих достигать высоких экономических результатов.
Результат проведенных исследований:
1. Обобщённые и сведённые в единую схему данные по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта в Перевозском районе, которые могут быть использованы студентами специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» при выполнении дипломного проектирования, руководителями, Ресурсного центра и учебным центром профессиональных квалификаций как непосредственной базой для подготовки и переподготовки недостающих профессиональных специалистов в области технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта; 2.Организация плана и оснащения лаборатории необходимым технологическим оборудованием и материалом для подготовки и переподготовки кадров для предприятий и СТО.
1.Аналитическая часть
1.1Анализ и характеристика предприятий автосервиса г. Перевоз
За последние десять лет произошли серьезные изменения в автомобильном парке. Увеличение масштабов производства автомобилей приводит к росту абсолютного объема ремонтных работ, и, как следствие этого, к росту предприятий, занимающихся обслуживанием и ремонтом автомобилей.
Эффективность работы автомобиля в значительной степени зависит от его технической готовности, которая обеспечивается своевременным и качественным обслуживанием и ремонтом. Только первые 2 – 3 года можно использовать автомобиль, не имея достаточно хорошо развитой и оснащенной материально-технической базы по его обслуживанию и текущему ремонту. Использование автомобилей имеет ряд особенностей и тенденций:
• автомобили эксплуатируются в городе и за его пределами на дорогах с достаточно хорошим покрытием (более 60…70 % общего пробега автомобилей);
• зимой использование автомобилей для большинства владельцев сокращается в 4…5 раз.
Интенсивность эксплуатации автомобиля зависит также от величины города, развития общественного транспорта, расстояния до постоянного места стоянки, технического состояния автомобиля, возраста, доходов и характера работы владельца, местных и других факторов.
С каждым годом растет число автомобилей, находящихся в индивидуальном пользовании, что приводит к необходимости увеличения количества городских станций технического обслуживания.
Количество автомобилистов в России постоянно растет. Согласно данным исследовательского холдинга Ромир, за последние пять лет число граждан имеющих в личной собственности автомобиль увеличилось на 15% и в 2013 году достигло отметки в 37% населения. В 2008 году этот показатель составлял лишь 25%. На рис. 1 отражено изменение количества автомобилей, находящихся в личной собственности граждан в городе Перевоз и Перевозском районе. Поддержание автомобилей в состоянии высокой технической готовности требует не только повышения производительности труда ремонтных и обслуживающих рабочих, качества проведения ТО и ТР, но и создания или реконструкции материальной базы предприятий автомобильного транспорта, а также структур управления. В крупных городах с большим сосредоточением автомобилей создаются более прогрессивные структурно-организационные подразделения, а именно: объединения, автокомбинаты, базы централизованного обслуживания и ремонта, автоцентры по обслуживанию грузовых и легковых автомобилей и придорожные станции.
Для эксплуатации, обслуживания и хранения новых моделей подвижного состава необходимы качественно новые предприятия автомобильного транспорта. Инженерно-техническим работникам автотранспорта в своей практической деятельности приходится решать вопросы проектирования и реконструкции производственно-технических баз АТП и СТО, на которых они работают. Эта задача должна решаться с учетом прогрессивных форм методов технического обслуживания и ремонта подвижного состава, повышения уровня механизации производственных процессов, использования средств диагностики для объективной оценки технического состояния автомобиля, научной организации труда, наиболее рациональных с технической и экономической точек зрения планировочных решений помещений и зданий предприятия.В последнее время в г. Перевоз появились новые предприятия автосервиса. Некоторые предприятия стараются предоставлять максимальный, связанный с ремонтом и обслуживанием автомобилей, спектр услуг, некоторые специализируются только на определенных видах, например, кузовной ремонт или ремонт ходовой части.
Рисунок 1 –Парк автомобилей в личной собственности граждан.
Автосервисов с широким спектром услуг в городе перевоз нет. К предприятиям, специализирующихся по видам работ, можно отнести
ООО «Фаворит», ИП «Дёмкин», ИП «Закурин», ИП «Сидорин», СТО «ПСК», которые занимаются диагностикой, ремонтом и регулировкой рулевого управления, тормозной системы и системы подвески автомобиля. Но самое большое количество предприятий – это небольшие гаражные мастерские , в которых, как правило, работают 1-2 человек, оснащенные старым оборудованием и предлагающие «качественный» ремонт за небольшую плату.
Для того, чтобы определить положительные и отрицательные аспекты работы необходимо провести подробный анализ предприятий автосервиса в г. Перевоз.
1.2 Методика сбора данных
Поскольку в качестве базового предприятия было выбрано СТО перевозского строительного колледжа, то анализировались все предприятия технического сервиса автомобилей города Перевоз.
Для сбора информации о состоянии сервисных станций по обслуживанию и ремонту автотранспортных средств были разработаны опросные листы определенного формата и перечня параметров. Формы для сбора данных уже в заполненном виде приведены в приложении А. Было обследовано 5 предприятий автосервиса г. Перевоз. По результатам сбора данных можно провести сравнительный анализ об организации процесса производства этих предприятий. Для возможности анализа были разработаны оцениваемые параметры, такие как:
• уровень оснащения;
• удобство расположения;
• спектр услуг;
• комфортность для клиента;
• квалификация персонала;
• наличие стоянки;
• реклама;
• качество выполнения работ;
• внешнее оформление;
• организация услуг;
• приемлемость цен;
• чистота на предприятии;
• сроки выполнения работ;
• вежливость обращения с клиентами.
Также учитывались виды работ и наличие основного оборудования на предприятиях автосервиса.
1.3 Обработка результатов
Данные параметры оценивались в виде экспертной оценки по стобалльной системе, а виды работ и наличие основного оборудования – по процентному соотношению. Для наглядного отображения результатов и облегчения сравнения предприятий были построены графики и гистограммы, приведенные ниже. В результате сбора и обработки данных была выведена интегрированная экспертная оценка оснащения и предоставляемых услуг, которая представлена в таблице 1.1.
По данным таблицы 1.1. были построены графики экспертной оценки предприятий автосервиса (рис. 1,2,3,4,5) и средних значений экспертной оценки по критериям предприятий австосервиса г. Перевоз (рис. 6). На данных графиках можно увидеть как средние значения интегральной оценки каждого предприятия, так интегральную среднюю оценку уровня каждого из показателей для всех предприятий г. Перевоз.
1.4 Анализ оценки предприятий по каждому показателю
Оценка по среднему интегрированному показателю предприятий автосервиса
По среднему интегрированному показателю предприятия автосервиса расположились следующим образом:
ИП «Сидорин»
ИП «Дёмкин»
ИП «Закурин»
ООО «Фаворит»
СТО «ПСК»
Если учесть, что область оценок хорошего уровня начинается после 71, то только предприятие ИП «Сидорин» приблизилось к этому значению. Область удовлетворительной оценки начинается ниже значений 71 до 51. При этом в области неудовлетворительной оценки предприятий нет , а предприятие СТО ПСК едва превысило указанный порог.
Таблица 1.1
Экспертная оценка предприятий автосервиса г. Перевоз.
Наименование предприятия Уровень оснащения Удобство расположения Спектр услуг Комфортность для клиента Квалификация персонала Наличие стоянки Реклама Качество выполнения работ Внешнее оформление Организация услуг Приемлемость цен Чистота на предприятии Сроки выполнения работ Вежливость обращения с клиентами Средняя оценка
ИП «Сидорин» 70 85 60 35 55 45 25 80 85 45 60 85 80 70 63
ИП «Дёмкин» 60 80 50 35 50 45 20 80 80 45 60 70 75 70 59
ИП «Закурин» 60 50 55 25 50 80 35 80 60 45 70 55 80 70 58
ООО «Фаворит» 60 60 50 30 50 90 45 70 50 45 50 60 80 60 56
СТО «ПСК» 60 80 45 20 45 80 15 55 50 25 60 70 75 45 52
Средняя оценка 62 71 52 29 50 68 28 73 65 41 60 68 78 63 57.6
Следовательно, все предприятия в целом по среднему показателю интегрированной оценки можно распределить по уровням:
• высокий уровень – отсутствует;
• хороший уровень – отсутствует(максимально приближен ИП «Сидорин»)
• средний уровень – ИП «Дёмкин», ИП «Закурин», ООО «Фаворит», СТО «ПСК»
• низкий уровень – отсутствует..Для предприятия СТО «ПСК» должна быть поставлена цель повысить уровень обслуживания и перейти из среднего к хорошему уровню сервиса
Рисунок 6- Средние значения экспертной оценки по критериям предприятий автосервиса г. Перевоз.
Рисунок 7 – Экспертная оценка предприятий автосервиса г. Перевоз.
Уровень оснащения предприятий автосервиса
Если рассматривать «Уровень оснащения» предприятий автосервиса, то в соответствии с оценками они распределяются по группам:
· высокий уровень – 0тсутствует;
· хороший уровень – ИП «Сидорин»;
· средний уровень – ИП «Дёмкин», ИП «Закурин», ООО «Фаворит» ,СТО «ПСК»;
· низкий уровень – Отсутствует.
Расположение предприятий характеризуется удобством для посещения предприятий клиентами. В этом отношении можно сказать, что все предприятия расположены в целом в удобных местах (среднее значение – 72),. Тем не менее, предприятия – ИП «Сидорин» и СТО «ПСК» расположены достаточно удобно, что позволяет им иметь позитивные предпосылки для развития, особенно для предприятия ИП «Сидорин» имеющему свою сеть автомагазинов по запасным частям всего перечня автомобилей. С другой стороны предприятия ИП «Дёмкин», ИП «Закурин», ООО «Фаворит» расположены в неудобных местах, что ограничивает их потенциальные возможности развития на ближайший период.
Спектр услуг
Спектр услуг, как характеристика предприятия, определяет его универсальность. И в этом смысле предприятия можно расположить по уровню универсальности:
· универсальные широкого спектра –отсутствуют;
· универсальные – ИП «Сидорин»; ИП «Дёмкин», ИП «Закурин», ООО «Фаворит» ,СТО «ПСК»;
· специализированные – ИП «Закурин», ООО «Фаворит»
На данный момент главной задачей всех предприятий автосервиса должно быть расширение перечня спектра услуг. Так как им будет гораздо легче конкурировать с гаражными асами авторемонта выполняющих узкоспециализированные работы в нашем городе.
Комфортность для клиента
По уровню комфортности клиента все предприятия автосервиса решили сильно не заморачиваться и не на одном из выше указанных предприятиях нет специально отведённой зоны для ожидания, клиенты чувствуют себя достаточно не уютно.
Квалификация персонала
Кроме формальных показателей оценки квалификации персонала, существует субъективная оценка клиентами и экспертами. В соответствии с экспертной оценкой квалификации персонала предприятий автосервиса г. Перевоз выделились три группы:
· достаточно высокая квалификация персонала – ИП «Сидорин»
· средняя квалификация персонала – ИП «Дёмкин»
· недостаточная квалификация персонала – ИП «Закурин», ООО «Фаворит» СТО «ПСК»;
Рассматриваемое предприятие СТО «ПСК» по этому важному показателю попала в третью группу.
Наличие стоянки
Наличие стоянки для клиентов в некоторых случаях является одним из решающих факторов, от которых зависит принятие решения об обслуживании на данном предприятии. В соответствии с экспертной оценкой наличия стоянки на предприятиях автосервиса г. Перевоз можно выделить три группы:
· достаточно удобная стоянка – ИП «Закурин», ООО «Фаворит», СТО «ПСК»;
· удобная стоянка – ИП «Сидорин»
· неудобная стоянка – ИП «Дёмкин».
Реклама
Наличие рекламы является существенным фактором, по которому привлекаются клиенты на предприятие. В этом случае можно выделить только одну группу предприятий:
· практически отсутствует рекламная деятельность – Поларис (3).
Это говорит о большом упущении руководителей предприятий автосервиса
г. Перевоз.
Качество выполнения работ
Качество выполнения услуг является одним из ключевых показателей, влияющим на успех развития предприятия. В целом качество сервиса на предприятиях достаточно среднее (73). В целом выделились две группы предприятий:
· достаточно высокое качество выполнения работ – ИП «Сидорин», ИП «Дёмкин».
· среднее качество выполнения работ – ИП «Закурин», ООО «Фаворит» ,СТО «ПСК».
Рассматриваемое предприятие СТО «ПСК». по этому очень важному показателю попало во вторую группу. Это означает, что для развития предприятия уровень качества необходимо существенно повысить.
Внешнее оформление
Этот показатель также является необходимым как с формальной точки зрения при сертификации предприятия, так и для создания благоприятной обстановки для клиента. В целом выделились две группы предприятий по уровню внешнего оформления:
· достаточно хорошее внешнее оформление – ИП «Сидорин», ИП «Дёмкин».· · недостаточное внешнее оформление – ИП «Закурин», ООО «Фаворит», СТО «ПСК»;
Организация услуг
Уровень организации услуг существенно влияет как на финансовые показатели, так и на впечатление клиента. Необходимо отметить, что в целом уровень организации услуг на предприятиях г. Перевоз достаточно низкий (45). Среди анализируемых предприятий в целом выделились две группы предприятий:
· хорошая организация услуг – ИП «Сидорин», ИП «Дёмкин».
· неудовлетворительная организация услуг – ИП «Закурин», ООО «Фаворит», СТО «ПСК»;
Приемлемость цен
Приемлемость цен может быть решающим фактором при прочих равных условиях для клиента. Согласно экспертной оценке общий уровень цен на услуги автосервиса сравнительно среднее. Среди анализируемых предприятий можно выделить две группы предприятий:
· достаточно приемлемый уровень цен – ИП «Дёмкин»
· завышенный уровень цен – ИП «Закурин», ООО «Фаворит», СТО «ПСК»; ИП «Сидорин».
Чистота на предприятии
Этот показатель также формирует позитивное впечатление у клиента. Здесь определились три группы предприятий по уровню чистоты:
· достаточно чисто в производственных помещениях и на территории – СТО «ПСК»; ИП «Сидорин».
· приемлемый уровень чистоты – ИП «Дёмкин»
· недостаточно чисто на предприятии ИП «Закурин», ООО «Фаворит»
Сроки выполнения работ
Этот показатель, как и уровень организации услуг, существенно влияет на финансовые показатели. В целом сроки выполнения работ на предприятиях г. Находки значительные . Среди анализируемых предприятий в целом выделились две группы предприятий:
· достаточно приемлемые сроки – ИП «Сидорин», ИП «Дёмкин».
· длительные сроки – ИП «Закурин», ООО «Фаворит», СТО «ПСК»;
Рассматриваемому предприятию СТО «ПСК»; необходимо сокращать сроки выполнения заказов.
Вежливость обращения с клиентами
Этот показатель является ключевым показателем, особенно для принятия решения клиентом об обращении на данное предприятие во второй раз. С точки зрения вежливости обращения с клиентами выделились две группы предприятий:
· достаточно вежливое обращение – ИП «Сидорин», ИП «Дёмкин».
· низкий уровень вежливости – ИП «Закурин», ООО «Фаворит», СТО «ПСК».
Предприятие Фортуна по этому очень важному показателю попало во вторую группу, что требует проведения мероприятий по корректировки процесса организации работы с клиентами на предприятии.
1.5 Сравнительная оценка показателей предприятия Фортуна с другими предприятиями
Сравнение показателей предприятия СТО «ПСК» со средними значениями предприятий г. Перевоз
В соответствии со значениями средней оценки предприятие СТО «ПСК» размещается на пятом месте после.
Для детального сравнения показателей предприятия СТО «ПСК» со средними значениями предприятий г. Перевоз рассмотрим графики, представленные на рис. 6. Из этих графиков видно, что предприятие Фортуна по некоторым показателям имеет оценку выше, по другим примерно равную, а по отдельным показателям значения оценки предприятия ниже среднего уровня.
Сравнение оценки предприятия СТО «ПСК» и средних значений по городу Перевоз.
В сравнении с лидером предприятий автосервиса в г. Перевоз предприятием ИП «Сидорин» у предприятия СТО ПСК есть также как сильные, так и слабые стороны.
Рисунок 9 – Сравнительная оценка предприятий СТО «ПСК» и лидера ИП «Сидорин».
1.6 Анализ оценки предприятий автосервиса
по группам показателей
После проведенной оценки предприятий по отдельным показателям необходимо сделать оценку по группам отдельных показателей. Сгруппировать показатели необходимо основываясь на последовательности этапов принятия решения клиентом о выборе предприятия для заказа на сервис или ремонт автомобиля. В этом случае необходимо выбрать следующие группы показателей:
Таблица 1.2
Распределение показателей по группам
Наименование группы Наименование показателей
I. Выбор предприятия для обращения Реклама
Удобство расположения
Наличие стоянки
II. Первое впечатление об уровне оснащения предприятия Уровень оснащения
Комфортность для клиента
Внешнее оформление
Чистота на предприятии
III. Принятие окончательного решения клиентом о подписании договора на оказание услуги Спектр услуг
Организация услуг
Приемлемость цен
Сроки выполнения
IV. Оценка клиентом качества после выполнения услуги Квалификация персонала
Качество выполнения услуг
Вежливость обращения с клиентами
Анализ предприятий по группе показателей «Выбор предприятия для обращения»
Рассматривая первую группу показателей, которая влияет на принятие клиентом обращения на предприятие, видим, что здесь выделяются два предприятия – СТО «ПСК», ИП «Сидорин. Следовательно, потенциалы возможности у предприятия СТО «ПСК» для привлечения клиентов высокие.
Анализ предприятий по группе показателей «Первое впечатление об уровне оснащения предприятия»
В этой группе показателей также у предприятия СТО «ПСК» средние шансы, уровень оценки оказался средним среди всех предприятий. Это говорит о том, что на предприятии сделано недостаточно для создания благоприятного первого впечатления у клиента.
Анализ предприятий по группе показателей «Принятие окончательного решения клиентом о подписании договора на оказание услуги»
Оценка предприятия по этой группе показателей оказалась низкая. Получается, что клиенты приезжают на предприятие, у них создается первое благоприятное впечатление, а затем, чтобы принять окончательное решение, играют отрицательную роль завышенный уровень цен, сроки выполнения работ при достаточно узком спектре услуг.
Анализ предприятий по группе показателей «Оценка клиентом качества после выполнения услуги»
Качество выполнения услуг и квалификация персонала, которую клиент оценивает после выполнения услуги, оказалось для предприятия средним.
ИП «Сидорин» ИП «Дёмкин». СТО «ПСК» ИП «Закурин» ООО «Фаворит»
Рисунок 9 – Сравнительная оценка внешнего оформления предприятий
ИП «Дёмкин» ИП «Закурин» ИП «Сидорин» ООО «Фаворит» СТО «ПСК»
Рисунок 10 – Оценка комфортности для клиента и оснащения предприятий
ИП «Сидорин» ИП «Дёмкин» ИП «Закурин» ООО «Фаворит» СТО «ПСК»
Рисунок 11 – Оценка сроков, спектра и приемлемости цен на услуги
ИП «Закурин» ИП «Сидорин» СТО «ПСК» ИП «Дёмкин» ООО «Фаворит»
Рисунок 12 – Качество выполнения услуг и квалификации персонала
1.7 Направления развития технологии и организации услуг на предприятии СТО «ПСК»
Из проведенного анализа оценки технологии и организации услуг на предприятии СТО «ПСК» в сравнении с предприятиями г. Перевоз, можно сделать выводы, которые определят основные направления развития и совершенствования.
1. Расширить спектр услуг.
2. Пересмотреть соотношение цен в сравнении с другими предприятиями и уровнем качества выполнения услуг.
3. Сокращать сроки выполнения услуг.
4. Применять более совершенные методы организации услуг на предприятии.
5. Постоянно повышать квалификацию персонала.
6. Разработать и применять методы контроля качества оказания услуг на каждом этапе.
7. Применять методы управления качеством удовлетворения клиентов.
8. Улучшить внешнее оформление, чистоту и комфортность для клиента.
9. Разработать программу повышения уровня оснащения предприятия и расширения спектра услуг.
10. В рекламную кампанию внести информацию о совершенствовании предприятия в соответствии с первыми девятью пунктами.