Рабочая программа учебной дисциплины Культура речи для специальности среднего профессионального образования 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"Себряковский технологический техникум"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Культура речи
для специальности среднего профессионального образования
151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
2012
РАССМОТРЕНА
Протокол заседания ПЦК
№ _________
от «______» ____________ 20 _____ г.
_______________ О. И. Урюпинская
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
________________Н.А. Фирсова
«______» ____________ 20 _____ г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Себряковский технологический техникум»
Разработчики:
ГБОУ СПО «Себряковский технологический техникум» преподаватель О. И. Урюпинская
Эксперты:
____________________ __________________________ __________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________________ __________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации учебной дисциплины
10
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Культура речи
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» (по отраслям).
Программа учебной дисциплины предназначена для изучения культуры речи в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих специалистов среднего звена.
1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общегуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- знать особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы;
- знать лексические и фразеологические единицы языка;
- знать служебные и самостоятельные части речи;
- знать синтаксический строй предложения;
- знать функциональные стили литературного языка, иметь представление о социально-стилистическом расслоении современного русского языка.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности, пользоваться орфоэпическими словарями;
- владеть нормами словоупотребления, уметь пользоваться словарями, находить и исправлять в тексте лексические ошибки и ошибки в употреблении фразеологизмов;
- уметь употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой; выявлять грамматические ошибки в чужом и своем тексте;
- уметь редактировать собственные тексты и тексты других авторов;
- уметь различать тексты по их принадлежности к стилям; анализировать речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; создавать тексты учебно-научного и официально делового стилей.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 12 часа.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
58
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
12
в том числе:
Самостоятельная работа по теме: «Орфоэпические нормы».
2
Самостоятельная работа по теме: «Лексические нормы».
2
Самостоятельная работа по теме: «Морфологические нормы».
2
Самостоятельная работа по теме: «Синтаксические нормы».
2
Самостоятельная работа по теме: «Текст. Стили речи».
2
Оформление деловых бумаг
2
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета (в 1 семестре)
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Культура речи»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Введение
Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы норм. Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества речи.
2
1
Раздел 1. Фонетика.
10
Тема 1.1. Фонетические единицы языка.
Фонемы. Особенности русского ударения. Логическое ударение.
2
1
Тема 1.2. Орфоэпические нормы.
Произносительные нормы и нормы ударения, орфоэпия отдельных форм и отдельных слов.
2
2
Тема 1.3. Варианты русского литературного произношения.
Произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов; сценическое произношение и его особенности.
2
1
Тема 1.4. Фонетические средства речевой выразительности.
Ассонанс и аллитерация. Ритм и интонация.
2
1
Самостоятельная работа:
По теме: «Орфоэпические нормы».
2
Раздел 2. Лексика и фразеология.
10
Тема 2.1. Слово.
Слово. Лексическое значение слова. Однозначность и многозначность слов.
2
1
Тема 2.2. Лексические и фразеологические единицы русского языка.
Лексико-фразеологическая норма, ее варианты.
2
1
Тема 2.3. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии.
Употребление в устной и письменной речи синонимов, антонимов паронимов. Употребление профессиональной лексики и научных терминов.
2
2
Тема 2.4. Речевые ошибки.
Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление.
2
2
Самостоятельная работа:
По теме: «Лексические нормы».
2
Раздел 3. Словообразование.
4
Тема 3.1. Способы словообразования.
Морфологический, лексико-семантический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический способы образования слов. Стилистические возможности словообразования.
2
1
Тема 3.2. Особенно