Рабочий лист Средневековье в Западной Европе

Рабочий лист
Европа в период средневековья.
1.Дайте определение:1. соседская община 5.Вселенские соборы 9.теология 2.феод 6.крестовые походы 10.рента 3.вассал 7. уния 11.ересь4.сеньор 8.догмат 12.миссионеры
2.Вопросы
1.Жак Ле Гофф писал, что на Западе появился новый мир, возникший благодаря слиянию римского и варварского миров. Согласитесь или опровергните это мнение.
2.Укажите особенности социально – экономических отношений , складывавшихся в Европе в период раннего Средневековья. Сформулируйте отличия соседской общины от родовой.
3.Проследите процесс формирования системы крупного землевладения в раннефеодальных государствах. Объясните специфику землевладения и землепользования в раннефеодальном государстве.
4.Охарактеризуйте положение зависимого населения. Как складывалась эта зависимость? Какие повинности выполняли крестьяне для пользования землей?
5.Укажите особенности феодального землевладения. Что означали отношения вассалитета?
6.Почему в Средние века сложилось особое военное сословие - рыцарство? В чем состояла специфика военной службы?
7.Какую роль играла христианская церковь в раннем Средневековье? Какими были отношения между церковной и светскими властями?
8.Почему первые века жизни западноевропейской цивилизации называют «темными»? Кажется ли вам это правильным? Объясните свой ответ.
9.Проследите процесс становления средневековых городов в Европе. Почему в городах складывалась система самоуправления?
10.Назовите причины и цели крестовых походов. Назовите их направления. Какие государства были образованы крестоносцами на Востоке.
3. Задания
Человек и общество в средневековом мире. Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада.
Пытаясь приблизиться к людям Средневековья в их индивидуальности, мы неизменно убеждаемся , что индивид , принадлежавший сразу к нескольким общинам и группам, не столько утверждался, сколько полностью растворялся в этих общностях.
Гордыня считалась «матерью всех пороков» лишь потому, что она являла сбой «раздутый индивидуализм». Спасение может быть достигнуто лишь в группе и через группу, а самолюбие есть грех и погибель
Средневековый человек не видел никакого смысла в свободе в современном её понимании Свобода – это гарантированный статус Без общины не было и свободы. Она могла реализоваться только в состоянии зависимости, где высший гарантировал низшему уважение его прав. Свободный человек – это тот, у кого могущественный покровитель.
Вопросы и задания:
Прочитайте текст. Вспомните, что такое корпоративизм и какую роль он сыграл в политической жизни Европы. Какие права и свободы обеспечивали человеку средневековья корпорации? Как понимали в эту эпоху слово «свобода»? Чем отношение к свободе в средние века отличалось от современного? Подумайте, сковывал ли корпоративизм творческую инициативную личность?
Средневековый западноевропейский город. Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада.
Настоящий средневековый город и получил развитие благодаря именно своей экономической функции. Город был создан возобновленной торговлей и стал детищем купцов, но также он был порожден и подъемом сельского хозяйства на Западе, которое стало лучше обеспечивать городские центры припасами и людьми. Города нуждались в том, что бы их кормили.
Горожане, бесспорно, составляли меньшинство в том преимущественно сельском мире. Но мало – помалу городскому обществу удалось поставить свои собственные интересы выше сельских.
Роль предводителя, двигателя , фермента, которую отныне взял на себя город , прежде всего утвердился в экономической сфере. Если даже сначала город и был преимущественно местом обмена, торговым узлом, рынком, его существеннейшей функцией в этой сфере стало производство. Город -это мастерская. И особенно важно, что в этой мастерской началось разделение труда.
Не менее глубокую печать город наложил и на духовную жизнь. В XI и отчасти в XII в. монастыри, несомненно, создавали наиболее благоприятные условия для развития культуры и искусства. Перемещение центра тяжести культуры, благодаря чему первенство от монастырей отошло к городам, ясно проявилось в двух областях – образовании и архитектуре.
В течении XII в. городские школы решительно опередили монастырские. Новые учебные центры благодаря своим программам и методике, благодаря собственному набору преподавателей и учеников стали самостоятельными. Учеба и преподавание наук стали ремеслом. Книга из объекта почитания превратилась в инструмент познания и стала предметом массового производства и торговли.
Вопросы и задания:
Прочитайте текст. Как развивался средневековый западноевропейский город. Какие основные функции он выполнял? Какое значение для развития городов имели торговля и с\х ? Что позволило городу стать «двигателем» экономической жизни, несмотря на малочисленность городского населения? Вспомните, какую роль городское сословие сыграло в политической жизни, в становлении капитализма. На основании прочитанного текста и материала учебника составьте ответ на тему «Город и прогресс средневековой европейской цивилизации».







15