Рабочая программа по профессиональному модулю Обработка отраслевой информации для специальности Прикладная информатика

областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего специального образования «Ульяновский Авиационный колледж»















Рабочая ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 01

Обработка отраслевой информации
название программы модуля

для специальности: 09.02.05 «Прикладная информатика» (для отрасли машиностроение)


среднее профессиональное образование
(базовый уровень)

















Ульяновск

2016 г.

Основная профессиональная образовательная программа профессионального модуля разработана в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования
230701 Прикладная информатика (по отраслям) (базовый уровень)


РЕКОМЕНДОВАНА
Методической цикловой комиссией (МЦК)

Председатель ЦМК Протокол заседания ЦМК
_________________ №_____от «__»________2016__г.



УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР Зам. директора по УПР
ОГБОУ СПО УавиаК ОГБОУ СПО УавиаК _____________________________ _____________________________

«___»__________________2016г. «___»________________2016г.


Автор-разработчик:

О.В.Богатырева., преподаватель колледжа

Рецензент:


СОДЕРЖАНИЕ



1. ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

8

4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

25

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

26


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Обработка отраслевой информации

1.1. Область применения программы
Примерная программа профессионального модуля (далее примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230701 Прикладная информатика (по отраслям) (базовой и углубленной подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Обработка отраслевой информации и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
Обрабатывать статический информационный контент.
Обрабатывать динамический информационный контент.
Осуществлять подготовку оборудования к работе.
Настраивать и работать с отраслевым оборудованием обработки информационного контента.
Контролировать работу компьютерных, периферийных устройств и телекоммуникационных систем, обеспечивать их правильную эксплуатацию.

Примерная программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области программирования в компьютерных системах при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
обработки статического и динамического информационного контента;
монтажа динамического информационного контента;
работы с отраслевым оборудованием обработки информационного контента;
осуществления контроля работы компьютерных, периферийных устройств и телекоммуникационных систем, обеспечение их правильной эксплуатации;
уметь:
устанавливать и конфигурировать прикладное и системное программное обеспечение;
работать в графическом редакторе;
работать с прикладными пакетами верстки текстов;
работать с программами подготовки презентаций;
записывать динамическое информационное содержание в заданном формате;
конвертировать аналоговые форматы динамического информационного содержания в цифровые;
осуществлять выбор средств монтажа и монтаж динамического информационного контента;
работать со специализированным оборудованием обработки статического и динамического информационного контента;
выбирать оборудование для решения поставленной задачи;
осуществлять техническое обслуживание оборудования на уровне пользователя;
знать:
технологии работы со статическим информационным контентом;
основы эргономики;
математические методы обработки информации;
информационные технологии работы с динамическим контентом;
программное обеспечение обработки информационного контента;
принципы линейного и нелинейного монтажа динамического контента;
принципы коммутации и эксплуатационные характеристики отраслевого оборудования;
технические средства сбора, обработки, хранения и демонстрации статического и динамического контента;
правила и регламент технического обслуживания оборудования.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 660 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 426 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 284 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 142 часа;
учебной и производственной практики – 234 часа.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля на базовом уровне является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код
Наименование результата обучения

ПК 1.1
Обрабатывать статический информационный контент

ПК 1.2
Обрабатывать динамический информационный контент

ПК 1.3
Осуществлять подготовку оборудования к работе.

ПК 1.4
Настраивать и работать с отраслевым оборудованием обработки информационного контента

ПК 1.5
Контролировать работу компьютерных, периферийных устройств и телекоммуникационных систем, обеспечивать их правильную эксплуатацию

ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологи в профессиональной деятельности.

ОК 6
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


3.1. Тематический план профессионального модуля Обработка отраслевой информации

Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля
Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика




Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Учебная,
часов
Производственная (по профилю специальности),
часов





Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов



1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

ПК 1.1
Раздел 1. Обработка статического информационного контента
180
36
28


36


80


ПК 1.2
Раздел 2. Обработка динамического информационного контента
324
94
80

68

82


ПК 1.3- 1.5
Раздел 2. Использование технических средств обработки, хранения и демонстрации статического и динамического контента

84

22

24


38







Производственная практика (по профилю специальности), часов
72

72


Всего:
660
152
132

142

162
72

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел ПМ 1. й
. Обработка статического информационного контента

180


МДК 01.01. Обработка отраслевой информации
уметь:
осуществлять процесс допечатной подготовки информационного контента;
работать в графическом редакторе;
обрабатывать растровые и векторные изображения;
работать с прикладными пакетами верстки текстов;
осуществлять подготовку оригинал-макетов;
работать с программами подготовки презентаций;
знать:
технологии работы со статическим информационным контентом;
основы эргономики;
математические методы обработки информации;
информационные технологии работы с динамическим контентом;
программное обеспечение обработки информационного контента;
принципы линейного и нелинейного монтажа динамического контента;
принципы коммутации и эксплуатационные характеристики отраслевого оборудования;
технические средства сбора, обработки, хранения и демонстрации статического и динамического контента;
правила и регламент технического обслуживания оборудования.

180


Тема 01.01.1.
Основы информационных технологий


14



Содержание
2



1.
Информация и информационные технологии(ИТ), основные черты современных ИТ. Определение информационных технологий; виды информационных технологий (хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации); основные черты современных ИТ (компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам; хранение больших объёмов информации на машинных носителях; передача информации на значительные расстояния в ограниченное время);

2





2


2.
Компьютерная и интернет терминология. Понятия «информационные процессы», «измерение информации»; «сервер» «хост», «хостинг», «узел» и т.п. Программное обеспечение обработки статического информационного контента. Классификация программного обеспечения.

2




2



3
Стандарты форматов статического информационного контента, графических данных, стандарты для оформления технической документации. Государственные и международные стандарты, регламентирующие разработку технической документации;
2



4
Технические средства сбора, обработки, хранения и демонстрации статического и динамического контента.
2



5
Прикладное и системное программное обеспечение отраслевой направленности
2



Практические занятия
4



1.
Поиск информации по стандартам оформления технической документации в программе Консультант Плюс ;
2



2
Определение конфигурация компьютера, его производительности, анализ системного и прикладного программного обеспечения
2








Тема 01.01.2. Технологии обработки статического информационного контента


16



Содержание
8



1
Сравнительные характеристики текстовых редакторов: MS Word, Open Office Writer, Word Pad и т.п.
Анализ возможностей текстовых редакторов, их сравнительный анализ. Размер файлов одинакового содержания.
2



2
Программы подготовки публикаций и вёрстки оригинал-макетов:MS Publisher, Adobe Acrobat. Создание публикации с помощью мастера публикаций, создание публикации с помощью Publication Design Set, сохранение публикации как шаблон
2



3
Макетирование и верстка в Adobe InDesign или аналогичных программах. Создание документа и разметка страницы, основы интерфейса, макет страницы, управление страницами, шаблоны (мастера) страниц, управление файлами.
2



4
Правила подготовки и оформления презентаций.
Подготовка и планирование презентации. Этапы создания презентации: сбор информации, разработка содержания, создание эффективных визуальных средств, окончательная раскадровка по слайдам. Программы создания презентаций: MS Power Point, OpenOffice.org Impress
2



Практические занятия
8



1
Подготовка оригинал-макета в текстовом редакторе.
Создание колонтитулов, сносок, ссылок и содержания документов в программах MS Word, Open Office Writer
2



2
Создание публикации по шаблону. Вёрстка материала для публикации. Использование готовых шаблонов MS Publisher и создание собственного шаблона.
2



3
Создание газеты в Adobe InDesign. Разметка документа. Создание модульной сетки. Вставка, размещение и форматирование текста.
2



4
Создание презентации по собственному шаблону.
Подготовка и создание презентации в программе MS Power Point и OpenOffice.org Impress
2


Тема 01.01.3 Векторная графика.


16



Содержание




1
Векторные редакторы: Corel Draw, Adobe Illustrator и т.д.
Интерфейс программы Corel Draw. Цветовые модели RGB и CMYK.
2



2
Манипулирование объектами в Corel Draw
Экструзия объектов. Редактирование объектов инструментом Shape.
2



3
Группировка, комбинирование и формирование объектов. Инструмент - художественные средства.
Объединение, исключение и комбинирование объектов. Использование инструмента Artistic Media (Художественное оформление)
2



4
Интерактивная и интеллектуальная заливка. Фигурный текст.
2




Применение Smart Fill (Интеллектуальная заливка) Режимы работы инструмента Artistic Media (Художественные средства):
Preset (Заготовка) заготовка для живописи;
Brush (Кисть) художественная кисть;
Sprayer (Распылитель) распылитель;
Calligraphic (Каллиграфический) каллиграфическое перо;
Pressure (С нажимом) перо с нажимом.





Практические занятия
8



1
Освоение инструментов векторных редакторов: линии, примитивы. Отработка навыков использования графических примитивов при создании рисунка в Corel Draw и MS Visio
2



2
Освоение инструмента Shape.
Выделение и перемещение узлов, средства редактирования узлов. Растяжение и вращение узлов.
2



3
Работа с объектами и слоями в Corel Draw.
Группировка, формирование, объединение, исключение и комбинирование объектов
2



4
Преобразование фигурного текста
Освоение эффекта Fit Text To Path (Разместить текст вдоль кривой). Создание макета печати и вывески.
2


Тема 01.01.4 Растровая графика


16



Содержание




1
Растровые редакторы. Основные сведения об изображении. Форматы растровой графики.




2
Панель инструментов в Adobe Photoshop. Слои. Управление слоями. Корректирующие слои. Интерфейс программы Adobe Photoshop. Режимы наложения слоев. Смешение каналов.




3
Параметры цвета. Коррекция тонов. Цветокоррекция. Цифровой монтаж. Ресурсы диалогового окна Levels. Тоновая коррекция настройкой чёрной, белой и средней точек. Окно Curves.




4
Основы цифровой фотографии. Программы редактирования цифровых фотоснимков: ACDSee, Picasa и т.п. Сочетание 3-х основных параметров: выдержка, диафрагма и чувствительность, как основа цифровой фотографии. Бесплатные программы для обработки цифровых фотографий.










Практические занятия
8



1
Техническая отделка изображений. Обрезка. Сглаживание неровностей и удаление «грязи». Использование инструмента Crop (Рамка). Обрезка по выделению. Изменение размеров холста, расширение фона. Приёмы ручной очистки.
2



2
Ретушь и коррекция изображений. Декорирование изображений. Команда Variations(варианты). Исправление «красных глаз». Создание виньетки.
2



3
Монтаж растровых изображений. Создание фотоальбомов.
Создание коллажа посредством градиентной маски. Соединение объектов при помощи маски слоя.
2



4
Подготовка изображения для публикации в сети Интернет.
4 этапа подготовки фотографии: первоначальная ретушь, конверсия цвета, понижение разрешения и оптимизация файла.
2


Учебная практика
Виды работ
Работа с текстовыми процессорами в операционных системах Windows 7, XP, Linux (Microsoft Word, Open office.org writer);
Работа с векторными графическими редакторами (Corel Draw, КОМПАС);
Работа с растровых графических редакторов (Adobe Photoshop);
Работа по разметке HTML-страниц;
Работа по созданию сценариев презентаций (MS Power Point, Camtasia Studio, Screen Camera и др.);
Создание информационной и логической модели базы данных;
Изучение эргономических правил работы за компьютером и компьютерным монитором;
Установка специального прикладного программного обеспечения;
Знакомство с интеллектуальными системами работы с текстом (программы-переводчики, программы распознавания печатного и рукописного текста);
Компьютерной верстка (InDesign);

80


Раздел ПМ 2 й
Обработка динамического информационного контента


324


МДК 01.01. Обработка отраслевой информации







уметь:
инсталлировать и работать с прикладным программным обеспечением обработки динамического информационного контента;
записывать динамическое информационное содержание в заданном формате;
конвертировать аналоговые форматы динамического информационного содержания в цифровые;
осуществлять выбор средств монтажа и монтаж динамического информационного контента;
работать с прикладным программным обеспечением обработки экономической информации;
инсталлировать и работать со специализированным прикладным программным обеспечением монтажа динамического информационного контента;
работать в одном из пакетов трёхмерного моделирования;
создавать трёхмерные объекты и сцены;
осуществлять анимацию объектов и сцен;
знать:
информационные технологии работы с динамическим контентом;
стандарты форматов представления динамических данных;
терминологию в области динамического информационного контента;
программное обеспечение обработки информационного контента.
принципы линейного и нелинейного монтажа динамического контента;
правила построения динамического информационного контента;
программное обеспечение обработки информационного контента;
правила подготовки динамического информационного контента к монтажу;
особенности трехмерной графики и анимации;
алгоритмы создания различных трехмерных объектов и сцен;
программное обеспечение создания трехмерных объектов;
терминологию трехмерного моделирования;
основы анимации объектов и сцен;





Тема 01.02.1 Технологии обработки динамического контента
Программирование основных структур


36



Содержание
22



1
Парадигмы программирования. Стандартный ввод/вывод. Различия "процедурного", "модульного" и "объектно-ориентированного" программирования. Абстракция данных в C++. Операторы cout, cin.
2



2
Переменные и базовые типы данных языка C++.
Изучение базовых типов и их размеров языка программирования С, объявления и программы с переменными, включая простейшие арифметические операции.
2



3
Организация циклов в языке C++.
Операторы цикла while, for, do–while. Составные операторы цикла и операторы отношения.
2



4
Условные операторы в языке C++.
Операторы if, if–else, if–else if–else, switch–case–default, оператор условия ?, операторы перехода break, continue, безусловный оператор перехода goto. Вложенные условные операторы, а также логические условия.
2



5
Числовые массивы в языке C++.
Определение и инициализация числовых массивов в языке программирования С++. Программные решения типовых примеров с многомерными числовыми массивами.
2



6
Символьные массивы. Работа со строками.
Изучение решений задач с символьными массивами, базовые функции для работы со строками.
2



7
Указатели в языке программирования С++. Указатель как средство доступа к данным. Определение адреса переменных основных типов. Допустимые операции с указателями. Использование указателей в элементарных задачах программирования.
2



8
Динамическое распределение памяти в языке C++. Функции динамического распределения памяти и их применение для числовых и символьных массивов, для хранения данных.
2



9
Функции в языке C++. Особенности объявления и определений функций, способов задания формальных параметров и типов возвращаемых данных, вызов функций, передача аргументов по значению и по ссылке.
2



10
Файловый ввод/вывод в языке C++. Базовые функции файловой системы языка программирования С++. Создание, чтение, запись и модифицирование файлов.
2



11
Структуры в языке C++. Перечислимые типы в языке C++. Вопросы создания и использования структур в языке программирования С++. Операции инкрементирования "++" и декрементирования "--"с перечислимой переменной
2









Практические занятия
14



1
Программирование базовых операций ввода/вывода в C++. Программирование вычислений в C++ (арифметические операции)
2



2
Программирование вариаций цикла for в C++. Программирование операторов цикла while, do–while в C++.
2



3
Программирование операторов принятия решений if, if–else, if–else if–else в C++. Программирование операторов switch–case–default в C++
2



4
Программирование числовых массивов в C++. Работа со строками в C++.
2



5
Программирование указателей в C++. Программирование динамической памяти в C++
2



6
Программирование с использованием функций в C++. Программирование с использованием структур в C++
2



7
Комбинированное использование переменных типа структуры и объединения в C++.
2





2


Тема 01.02.2 Монтаж динамического контента


26









Содержание




1
Видеоинформация. Три вида монтажа. Программное обеспечение монтажа динамического контента. Восприятие человеком видеоинформации. Монтаж линейный, нелинейный и гибридный. Программы для обработки видео Pinnacle Studio, Adobe Premier, Sony Vegas.
2



2
Аудиоинформация. Аудио редакторы. Их назначение и применение для монтажа звуковой информации.
Дискретизация звука. Аудио редакторы: Sound Forge, Audio Edition и т.п. Интерфейс программ и основные возможности.
2



3
Форматы видеоинформации, аудиоинформации. Программы конвертации форматов. Грабберы и рипперы.
Различия между форматами видео и аудио файлов. Бесплатные и лицензионные программы конвертации. Перенос информации с CD/DVD диска на компьютер в пригодном формате с помощью программ-грабберов или рипперов.
2



4
Линейный монтаж фильма в одной из программ: Pinnacle Studio, Adobe Premier, Sony Vegas. Понятие- ключевой кадр.
Компоновка фильма из клипов, а также основные операции линейного монтажа: подгонка (подрезка) клипа, разрезание клипа, работа со связанными клипами (звук+видео).
2



5
Настройка и применение видео переходов и видео эффектов.
Работа на панели Timeline и панели Управление эффектом. Приемы работы с эффектами: их назначение, редактирование параметров, временное отключение и удаление, включая переходы между клипами.
2



6
Статические, динамические: вертикальные и горизонтальные титры.
Добавление титров в фильм и их настройка, включая прямое и стилевое форматирование. Приемы выбора свойств объектов титров, а также применение шаблонов титров.
2



7
Аудио монтаж файлов. Приемы работы со звуковыми клипами, а также связанными клипами (содержащими видео- и аудио-ряд). Редактирование громкости звука вдоль клипа, использование ключевых кадров громкости. Работа на панелях Timeline и Аудиомикшер.
2









Практические занятия
12



1
Работа с программами конвертации видео и аудио файлов.
Преобразование форматов AVI, MPEG4, CDA, MP3 с использованием программ грабберов и рипперов.
2



2
Основы видеомонтажа.Настройка проекта. Импорт исходных файлов. Работа с исходными файлами, монтирование роликов, использование рабочей области.(Timeline).
2



3
Использование видео переходов и видео эффектов при монтаже фильма.
Переходы между клипами. Группы видеопереходов. Группы аудиопереходов. Использование переходов для монтажа.
2



4
Создание статических и динамических ( бегущих) титров.
Работа с редактором титров. Динамические и статические титры.
2



5
Обработка звуковых файлов. Монтаж звука. Аудиотреки. Изменение громкости звукового клипа. Микширование звука. Управление эффектами объемного звучания
2



6
Создание DVD-меню
Создание меню для нескольких клипов. Вывод фильма на DVD-диск, а так же – запись в файл
2


Тема 01.02.3
Анимация динамического контента


26



Содержание




1
Введение в компьютерную анимацию. Технологии создания анимации для www: gif, Flash, Java и JavaScript Интерфейс программы Adobe Flash
Знакомство с интерфейсом программы. Работа с инструментами рисования и редактирования. Маркировка кадров в палитре Timeline
2



2
Покадровая анимация. Предварительная заготовка кадров. Плавность переходов. Понятие ключевого, пустого и непустого кадра. Частота отображения кадров.
2



3
Анимация формы. Автоматическая анимация трансформации объекта. Применение слоев для создания сложных анимаций. Векторизация растровых изображений.
2



4
Анимация движения. Анимация вдоль заданной траектории. Настройки анимации движения. Создание траектории движения для нелинейного перемещения объектов.
2



5
Маски, маскирующие и маскируемые слои. Анимированные маски. Работа с библиотекой и символами. Понятие маски, маскирующего и маскируемого слоя; общие принципы построения слоя-маски; Графические символы, кнопки и мувики. Четыре состояния кнопки. События и свойства кнопок и мувиков.
2



6
Сцены во Flash. Переходы между сценами. Создание сцен. Основные команды перехода между сценами.
2



7