Элективный курс Дизайн и декоративно-прикладное искусство
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 города Юрьев - Польского»
Элективный курс для 9 класса
« Дизайн и декоративно-прикладное искусство»
Разработала учитель технологии : Окаемова Т.М.
2013-2014 уч.год
Пояснительная записка
Элективный курс «Дизайн и декоративно-прикладное искусство» ориентирован на обучение, воспитание и творческое развитие учащихся.
Современных выпускников школы особенно привлекают профессии, востребованные в области дизайна. Дизайн – термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн – это художественное моделирование. Деятельность специалистов, работающих в области дизайна, направлена, в частности, на проектирование комфортной для человека предметной среды с учетом правил и закономерностей дизайна.
Содержание данного курса направлено на изучение: сущности понятия дизайн; профессий, связанных с деятельностью в области дизайна костюма; принципов и законов композиции ; этапов художественного моделирования костюма; создание имиджа современного делового человека.
Элективный ориентационный курс «Технология дизайна и художественного творчества» преследует своей целью
Формировать у учащихся эстетический вкус
Развивать интерес к изучению народных традиций, художественных ремёсел России.
Развивать творческое мышление учащихся ,воображение и фантазию.
Познакомить учащихся с многообразием, особенностями и возможностями природного материала и текстиля, использование их для создания произведений декоративно- прикладного искусства.
5..Подготовить учащихся к профессиональному самоопределению с учётом их особенностей и интересов.
6.Дать первоначальные сведения о профессиях дизайнера, художника- декоратора, оформителя, технолога, конструктора.
Курс выполняет задачи практико-ориентированной помощи приобретения личностного опыта выбора собственного содержания образования, учитывающего познавательные потребности школьников.
Курс «Дизайн и декоративно прикладное искусство» рассчитан на 10 часов учебного времени. Содержание разработано на основе учебно-методического пособия «Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников» «Текстильный дизайн интерьера» под ред. О.В.Павловой Издательство «Учитель»2009год.
Основным предназначением курса является продолжение формирования культуры труда учащихся, уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.
Учебный материал дает возможность освоения содержания на основе включения учащихся в различные виды технологической деятельности, имеющих технологическую направленность - дизайнерская разработка изделий декоративно-прикладного характера для оформления интерьера.
Варианты объектов труда: разработка эскизов жилого помещения, декорирование стен, изготовление аксессуаров для костюма,
диванных подушек, декоративных панно и других аксессуаров интерьера.
Основными результатами освоения учащимися элективного курса являеся:
- умения ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
- развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности
Учащиеся должны знать:
- профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них;
виды декоративной отделки изделий;
функциональные возможности профессий дизайнерского направления;
виды художественного творчества.
Учащиеся должны уметь:
- составлять алгоритм дизайна изделия декоративно-прикладного характера;
- находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;
- соблюдать требования безопасности труда;
- осуществлять контроль качества изготавливаемого изделия, находить и устранять допущенные дефекты;
находить способы повышения потребительских качеств изделий.
Планируемые результаты обучения. Изучив данный курс, учащиеся овладеют знаниями о содержании и характере труда профессий творческой направленности: дизайнер, конструктор, художник, и др.; приобретут умения работы с дополнительными источниками информации.
Для решения этих задач в содержании курса предусмотрены разделы:
Понятие дизайна
Дизайн жилых помещений
Флористика
Имидж современного делового человека
Написание реферата.
В рамках проведения курса предполагается использовать различные
·формы занятий: лекции, практическую деятельность и написание реферата..
В результате учащиеся должны получить зачет в форме защиты реферата по любой из изученных тем.
Тематическое планирование элективного курса «Дизайн и декоративно-прикладное искусство»
№
п/п
Форма
занятия
Колич.
часов
Тема занятия
1
лекция
1
Понятие дизайна
2
Лекция
Практич.
занятие
0,5
0,5
Интерьер жилых помещений
Эскиз жилого помещения
3
Лекция
1
Декорирование стен ( Техника Кракле)
4
Практич.
занятие
1
Выполнение панно – мозаика из яичной скорлупы .
5
Лекция
1
Текстильный дизайн
6
Лекция
Практич.
занятие
0.5
0,5
Имидж современного делового человека
Дизайн одежды ( Эскизы делового костюма)
7
Лекция
Практич.
занятие
0,5
0,5
Аксессуары для костюма
Выполнение броши из ткани и лент
8
Лекция
1
Флористика
9
Лекция
Практич.
занятие
0,5
0,5
Правила построения композиции
Создание композиции из цветов.
10
Зачет
1
Защита реферата.
Итого
10 часов
Содержание курса:
1.Понятие дизайна
Общее понятие о дизайне интерьера.Понятие стиля.Виды стиля.Теория цвета.Основные характеристики цвета. Влияние цвета на эмоциональную сферу человека. Колорит. Гармония цета. Освещение интерьера жилого дома.
2.Дизайн жилых помещений:
- Теоритическая часть.
Перепланировка квартиры. Зонирование .Макетирование. Интерьер детской комнаты. Интерьер кухни.
- Практическая часть.
Выполнение эскиза жилого помещения. Разработка эскизов способствует развитию творческого воображения, индивидуальности. Ребята учатся находить свои пути в решении поставленной перед ними задачи, используя полученные знания.
3,4.Декорирование стен.
Выразительность мозаики "[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]" придают так называемые кракелюры - трещины, образующие на поверхности различных материалов причудливый сетчатый рисунок. При распрямлении яичная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] разламывается на множество мельчайших кусочков, которые не распадаются благодаря тонкой пленке, находящейся с внутренней стороны. Многие образовавшиеся между скорлупками трещины почти незаметны. Но стоит их проявить с помощью какого-нибудь красителя, сетчатый рисунок трещин становится зримым, превращая обычную яичную скорлупу в привлекательный декоративный материал. - Практическая работа.
Выполнение панно – цветочный узор.
Притягательность мозаики из яичной скорлупы – в её доступности: можно своими руками добиться великолепных результатов, не имея ни специальных навыков, ни особых приспособлений. Можно украсить самые разные предметы, оформить любую поверхность: от дерева до металла, от картона до стекла. Декорировав вазы, тарелки, рамки для картин, столешницы, Обычные вещи превращаются в уникальные произведения искусства.
А потребуется для этого лишь:
поверхность для декорирования
яичная скорлупа
краска для её окрашивания
клей
пинцет
лак
5.Текстильный дизайн
-Теоритический курс
Декорирование окон.Элементы декора интерьера.Декоративное оформление интерьеров помещений различного назначения.
6. Имидж современного делового человека
- Теоритическая часть
Понятие имиджа.Технология создания имиджа. Критерии выбора модели поведения. Имидж современной деловой женщины. Пятнадцать правил для делового мужчины. Правила делового дресс кода.
- Практическая часть
Выполнение эскиза делового костюма.Для этого потребуется: бумага, карандаш.
7. Аксессуары для костюма
- Теоритическая часть
Мужские и женские аксессуары. Часы, запонки, бумажник,ремень, авторучка, зажим для галстука, украшения ,обувь, сумка.
- Практическое занятие
Выполнение броши из органзы:
Нежные цветы из органзы станут прекрасным украшением не только домашнего интерьера, их можно использовать как аксессуары, например в качестве изысканной броши или романтической заколки для волос, они прекрасно будут смотреться на кольцах для салфеток или во флористической композиции.
Материалы:
Органза,свеча, бисер, нитки и игла.
Вырезание по шаблону.Закручивание лепестков при помощи свечи.Соединение заготовок при помощи иглы и бисера.
8. Флористика
Общее понятие флористики. Креативная флористика. Законы аранжировки.Правила составление композиции.Примеры размещения комнатных растений.
9. Правила построения композиции
- Теоритическая часть
Подбор цветов по форме, цвету, совместимости видов. Назначение композиции. Виды композиций . Пропорция. Аксессуары.
- Практическая часть.
Создание композиции из цветов.
Литература
Народные художественные промыслы России, «Советская Россия» Москва 1984г..
2. Технология Л.П.Барылкина,С.Е. Соколова Москва 2006г.
3.Евстратова Л.М. Цветы Москва культура и традиции1997г.
4.Техника рукоделия Издательство «Полымя» 1985г.
5.Стиль, журнал направления моды и культуры одежды
6.Симоненко В.Д.Технология учебник 9, 10 класса «Вентана-граф ,1999г.
7.Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии 8-11 класс М. Просвещение, 1995г.
8.Чернякова В.Н. Технология обработки ткани 7-9 кл. М. Просвещение 2000г.
9.http://revolution.allbest.ru/management/00035138_0.html
15