Элективный курс «Дизайн. Декорирование пространства»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 49»
Новоуральский городской округ
ДИЗАЙН.
ДЕКОРИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА
элективный курс
Составитель: Пантелеева Ирина Николаевна
учитель черчения, изо
2014 год
Содержание
Пояснительная записка. 3
Учебный план 5
Учебно – тематический план... 6
Содержание курса. 7
Критерии оценивания... 15
Критерии оценки творческой работы 18
Учебно – методическое обеспечение.. 19
Литература. 20
Аннотация.. 21
Приложения... 22
Пояснительная записка
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия дизайнера. И перед многими учениками встает проблема, что необходимо знать, чтобы стать дизайнером, какие направления в дизайне есть, как лучше обустроить своё пространство.
Специалисту дизайнеру приходится заниматься не только художественным творчеством, но и чертежами, математическими расчетами и т.д. Кроме того, необходимо понимать, что нет дизайнера вообще, что один человек не может быть одновременно хорошим специалистом и в проектировании автомобилей, и в визаже, и в дизайне интерьеров, и в компьютерной графике и т.д. Есть дизайнер в каждом направлении.
В ходе изучения элективного курса учащиеся обзорно ознакомятся с такими направлениями дизайна, как промышленное проектирование, графический дизайн, конструирование одежды, визаж, дизайн среды и др. Это поможет ученикам более осознанно выбрать дальнейшую профессию и умение декорировать, оформлять своё пространство (жилище). Каждому человеку свойственно стремление украсить своё жилище, сделать его не только удобным, но и необыкновенным, единственным в своём роде Домом.
Цель данного элективного курса является вооружение учащихся специальными знаниями по дизайну и декорированию пространства.
Задачи курса:
познакомить учащихся с дизайном интерьера в большом мире дизайна;
овладеть практическими навыками и умениями декора;
развитие художественно – творческих способностей.
Особенность программы в том, что большее количество учебных часов отводится на выполнение учащимися индивидуальных творческих работ, то есть курс носит практико-ориентированный характер.
Программа курса предназначена для учащихся 10-11-х классов и рассчитана на 60 часов. Занятие предполагает как рассмотрение теоретических вопросов, так и выполнение практических работ: эскизов, моделей, мини-проектов и т.п. Во время занятий можно проводить экскурсии, показывать видеофильмы, слайды.
В качестве методического пособия для обеспечения занятий можно воспользоваться книгой Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. – М., МЗ-Пресс, 2001.
Учебный план
№
п/п
Тема
Всего часов
В том числе
теории
практики
1
Дизайн и его место в духовной материальной культуре
6 часов
6 часов
-
2
Дизайн интерьера
42 часа
26,5 часов
15,5 часов
3
Творческая работа
12 часов
1 час
11 часов
Всего
60 часов
33,5 часов
26,5 часов
Учебно - тематический план
№
п/п
Тема
Всего часов
В том числе
теории
практики
1
Дизайн и его место в духовной материальной культуре.
Особенности дизайна, место в системе пластических искусств;
Из истории развития дизайна;
Основы проектирования;
Инструменты и материалы дизайнера;
Направления (виды) дизайна
6 часов
1час
1час
1час
1час
1час
1час
2
Дизайн интерьера
Как избавиться от недостатков планировки;
Проектирование интерьера;
Цвет и свет;
Совмещение основных помещений,
Стильная квартира;
Стильные интерьеры для вашего дома;
Современные материалы
42 часа
4часа
4часа
3часа
5часов
6часов
3,5часа
1час
2часа
3часа
1час
3часа
3часа
3,5часа
3
Творческая работа
Обобщающее занятие
12 часов
-
1час
11часов
-
Всего
60 часов
33,5 часов
26,5 часов
Содержание курса
Раздел I
Дизайн и его место в духовной материальной культуре–6 часов
Тема 1. Особенности дизайна, его место в системе пластических искусств (1 час)
Происхождение термина «дизайн». Пластические искусства (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). Место дизайна в системе пластических искусств, его взаимосвязь с другими видами искусства. Дизайн как процесс художественно-технического проектирования с учетом комплекса взаимосвязанных качеств (красоты целесообразности, функциональности, удобства, безопасности и т.д.).
Тема 2. Из истории развития дизайна (1 час)
Бурное развитие промышленного производства в XIX веке. Проблема «бес - стилья и эклектики» изделий машинного производства. II половина XIX века - появление движений и организаций, стремящихся возродить эстетическую значимость изделий промышленности. Начало XX века- «Германский веркбунд» (1907). «Создание культуры путем сведения вместе искусства и техники» (П. Беренс). 1920-е годы - появление центров дизайна: Баухауз (Германия), ВХУТЕМАС (СССР), дизайнерских фирм в США. Бурное развитие дизайна в XX веке, появление различных направлений дизайна. Конец XX века - определение цивилизации как эпохи проектной культуры, в которой дизайн является основным методом создания всей материальной, социальной и духовной среды.
Тема 3. Основы проектирования (1 час)
Понятие о проекте. Общее представление об этапах проектирования. Различные виды представления проектов (эскизы, чертежи, технические рисунки, макеты, модели и т.д.).
Тема 4. Инструменты и материалы дизайнера (1 час)
Основные инструменты и материалы художника-графика: карандаши, кисти, перо, тушь, гуашь, акварель, рейсфедер, рапидограф, аэрограф, гелиевая ручка и т.д. Некоторые правила и приемы работы с инструментами и материалами.
Тема 5. Направления (виды) дизайна (2 часа)
Теория – 1 час, практика – 1 час
Многообразие сфер применения дизайна. Направления дизайна: промышленный (индустриальный) дизайн, графический дизайн (график-дизайн), компьютерная графика, арт - дизайн, фитодизайн, дизайн интерьера, дизайн одежды, обуви, визаж и т.д. Составление схемы «Направления дизайна» с разработкой эмблемы каждого направления.
Возможность выделения крупных сфер дизайна: промышленный дизайн; графический дизайн; дизайн интерьера; дизайн среды, дизайн имиджа.
Практическая работа - выполнение небольших композиций эмблем каждого направления в дизайне.
Раздел II
Дизайн интерьера (42 часа)
Понятие дизайна интерьера. Зависимость дизайна интерьера от предназначения помещения. Роль композиции, стиля, цвета, различных материалов, освещения и др. в интерьере. Некоторые способы и приемы оформления интерьера.
Тема 1. Как избавиться от недостатков планировки (6 часов)
Теория – 4 часа, практика – 2 часа
Низкие или непропорционально высокие потолки, изменение высоты – 1 час;
Неудачная форма комнаты, расширение пространства, сужение пространства – 1 час;
Недостаток естественного освещения, усиление светоотражающей способности поверхностей – 1 час;
Неудачное расположение дверей, недостатки звукоизоляции и звукопоглощения конструкций, звукоизоляция окон, звукоизоляция входной двери, стен, пола и потолка, звукопоглощение - 1 час.
Практическая работа - Создание оптических иллюзий. Оптические (зрительные) иллюзии – изменения в восприятии пропорций, возникающие в результате психологических особенностей организма человека.
Добиться таких эффектов можно, применяя различной величины, формы и направленности основные составляющие композиции интерьера.
Тема 2. Проектирование интерьера (7 часов)
Теория – 4 часа, практика – 3 часа
Необходимый набор мебели – 1 час;
Зонирование пространства – 1 час;
Проектирование интерьеров основных помещений –
2 часа.
Практическая работа - Проектирование интерьера по выбору:
Гостиная;
Комната отдыха;
Кабинет;
Проектируя интерьер квартиры, прежде всего, нужно определиться с назначением комнат. Помещения квартиры делятся на жилые и нежилые. К жилым помещениям относятся такие комнаты, как гостиная, столовая, кабинет и спальни. В состав нежилых входят кухня, прихожая, холл, коридор, санузлы, подсобные помещения.
Любая комната предназначена, в первую очередь, для обеспечения нормальных человеческих потребностей: отдых, приём пищи, общение, сон, различные занятия. Чтобы обеспечить выполнение этих функций, нужно определить необходимый набор мебели и продумать способ её расстановки.
Тема 3. Цвет и свет (4 часа)
Теория – 3 часа, экскурсия – 1 час
Цветовая палитра – 1 час;
Создание цветового ансамбля, колористика - 1 час;
Световой дизайн – 1 час.
Экскурсия – магазины, офисы, учебные классы
В проектировании интерьера необходимо учитывать рациональную планировку, эргономику. Но даже самая правильная расстановка мебели не сделает ваш Дом привлекательным и уютным. В создании такого жилища немалую роль играют совершенно другие факторы. Прежде всего, это цветовое решение и освещение помещений квартиры.
Для начала мы познакомимся с цветом как таковым, а потом создадим гармоничные цветовые композиции, которые не только украсят ваше жилище, но и помогут создать нужную вам эмоционально – психологическую обстановку в Доме.
Всем известна поговорка: «На вкус и цвет товарища нет». Действительно, у каждого человека свои пристрастия в мире цвета, свои ассоциации, связанные с сочетанием тех или иных оттенков, один и тот же цвет, в зависимости от сочетания с другими красками, может оказать различное психологическое воздействие. Однако есть общие законы, зная которые можно при проектировании и создании интерьеров начинать игру со светом.
Тема 4. Совмещение основных помещений (8 часов)
Теория – 5 часа, практика – 3 часа
Совмещение гостиной – 1 час;
Совмещение спальни – 1 час;
Совмещение кухни – 1 час;
Совмещение рабочей зоны – 1 час;
Квартира – студия – 1 час.
Практическая работа – Банк идей и предложений. Эскизирование. Представление мини – проекта (совмещение комнат по собственному выбору).
К сожалению, самые распространённые и самые существенные пороки современной квартиры – её маленькая площадь и недостаточное количество комнат. Можно ли избавиться от них, не прибегая к средствам магии? Попробуем. Для этого нам придётся научиться совмещать в границах одной комнаты несколько более – менее родственных, а иногда и не очень, функций.
В качестве гостиной, как правило, используют самую большую комнату. Что ж, значит, придётся пожертвовать её частью для того, чтобы приютить кабинет или столовую, а в случае необходимости и спальню.
Для разграничения зон, используют конструктивные и цветовые приёмы зонирования, ковры и зональное освещение, барные стойки, мебель, перегородки
Тема 5. Стильная квартира – (9 часов)
Теория – 6 часов, практика –3 часа
Эпоха и стиль – 1 час;
Эпоха стилей - 1 час;
Двадцатый век – 1 час.
Стилевые потоки современности – 1 час;
Подбор мебели – 1 час;
Группа поддержки – текстиль – 1 час.
Практическая работа – Классификация мебели, шторная композиция, работа с текстилем.
Из предыдущих тем мы познакомились с инструментами, которые понадобятся при разработке интерьера квартиры. Но вполне понятно, что, даже имея полный набор элементов, невозможно построить прекрасный дворец, если вы не имеете представления о дворцах. Чтобы его создать, понадобится нечто большее, чем просто строительный материал, - необходимо вдохновение, вкус, наконец, образец для осмысленного подражания. Поэтому предварительно, на бумаге, создав внутреннее пространство жилища, нужно приступать к самой ответственной части проектирования интерьера его стилистическому решению. Само слово «стиль» несет в себе огромную и разнообразную смысловую нагрузку. Говоря о стилистическом решении, мы имеем в виду не только архитектурно-художественный стиль оформления того или иного помещения, со звучность эпохе, которую мы впускаем в дом, но и общее ощущение от интерьера, созданного в жилище. Мы ведь можем сказать «стильный» о доме, в котором отнюдь не воспроизводятся классические интерьеры, и в то же время даже наличие подлинных вещей, принадлежащих той или иной исторической эпохе, неудачно собранных и расставленных в квартире, не придаст ей той самой вожделенной «стильности». Кратко познакомимся с «образцами для осмысленного подражания»: романский, готический, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, ампир, бидермейер, историзм, модерн, конструктивизм, арт – дизайн.
Тема 6. Стильные интерьеры для вашего дома (7 часов)
Теория – 3,5 часа, практические советы (практика) – 3,5 часа (на каждом занятии этой темы учащиеся делают зарисовки своего интерьера, используя готовые шаблоны)
Прихожая - 1час;
Гостиная - 1час;
Столовая – 1час;
Кабинет – 1час;
Спальня – 1 час;
Кухня – 1час;
Ванная – 1час.
Ну а теперь, будучи во всеоружии, можно приступать к заключительному аккорду в сложной игре в интерьер. Учащиеся уже решили, какой из существующих стилей им ближе всего? Попробуем оформить квартиру так, чтобы стилизация доставляла эстетическое удовольствие всем домочадцам. Для этого совершенно не нужно досконально копировать парадные покои королевского дворца или будуар томной светской дамы, достаточно обозначить стилевую принадлежность вашего интерьера при помощи нескольких предметов мебели и аксессуаров, создающих единый ансамбль.
Тема 7. Современные материалы (1 час)
Можно сказать, что на бумаге легко и просто нарисовать любой интерьер. Чтобы учащимся было легче осуществить на практике самые смелые задумки, необходимо знать ряд практических рекомендаций по использованию различных материалов. В последние годы в продаже появилось огромное количество красок, лаков, обоев, плитки, напольных покрытий, которые раньше можно было увидеть только на страницах импортных журналов. С одной стороны, такой выбор великое благо, а с другой большая головная боль, ведь любой из этих материалов требует умения с ним обращаться. Немного поговорим о материалах, которые играют наиболее важную роль в создании интерьеров.
Раздел III
Тема 1. Творческая работа – (11 часов)
Разработка и представление (защита) проектов интерьера выполнен- ных в объёме.
Обсуждение возможной темы проекта. Анализ существующего состояния. Выявление проблем и потребностей в усовершенствовании. Банк идей и предложений. Обсуждение и выбор наилучшего варианта. Эскизирование. Изготовление проекта – творческая часть проекта. Представление мини-проекта.
Тема 2. Обобщающее занятие (1час)
Общий обзор пройденного материала. Выставка творческих работ учащихся. Знакомство с учебными заведениями, где можно продолжить дальнейшее обучение по выбранному направлению.Критерии оценивания
Для актуализации организации самостоятельной деятельности учащихся формирующей художественные компетенции были разработаны следующие формы деятельности учащихся:
Таблица № 1
Виды деятельности
Традиционный подход
Компетентностный подход
1. Усиление коммуникативной направленности через увеличение информационной составляющей занятия.
Общение
Учитель - Ученик
Источник для поиска информации – учебник.
Создание ситуаций, провоцирующих диалог, общение со сверстниками и взрослыми в самых различных жизненных и учебных ситуациях через увеличение количества источников информации за счет ресурсов сети Интернет, дополнительной литературы по предмету, в том числе, периодических изданий, энциклопедической и справочной литературы.
2. Усиление значимости технологической составляющей занятия.
Использование традиционных материалов и техник.
Изменение системы оценивания учебных успехов (достаточный, выше достаточного) Оценку определяют учитель и ученик сообща.
Расширение спектра технологий, используемых на уроках: технология работы с текстом, работа с дополнительным материалом (компьютер), проектная технология, технология освоения нетрадиционных материалов и техник.
Формирование знаний, умений, навыков.
Формирование ключевых навыков, направленных на развитие практических художественных компетенций учащихся.
4. Увеличение доли самостоятельной работы школьников.
Незначительная доля самостоятельности ученика, ученик выполняет задания учителя, учитель контролирует.
Активизация деятельности при получении нового знания, используются проблемная технология обучения, проектная и исследовательская деятельность ученика. Ученик определяет область своего незнания и направление работы, учитель – направляет и консультирует.
Понятие «компетенция» в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает широкими познаниями и богатым опытом в какой - либо области знаний. Компетентный в определённой области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной, продуктивной деятельности к ним.
Ключевые образовательные компетенции – к ним относятся: ценностно-смысловые; учебно-познавательные; информационные; коммуникативные; общекультурные; художественные и другие.
Художественная компетентность (обучающегося) – сформированность понимания и эстетической оценки произведений искусства и развитость практической художественно – творческой деятельности.
Художественная компетенция (обучающегося) – достижение ребёнком оптимального уровня креативности посредством включения его в изобразительную творческую деятельность и формирование у него творческого потенциала.
Дизайнерская творческая компетенция ученика не включает в себя по причине объемности весь багаж знаний и умений для создания материального мира. Однако она должна опираться на основы ключевых компетенций, а так же на умение ими импровизировать для получения собственного неповторимого результата (элементы творческой деятельности), строящегося на основе поставленной цели.
Ключевые художественные компетенции, которые должны быть отработаны у учащихся:
Овладеть первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; проверка необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
Проводить анализ признаков, характерных для сопоставляемых предметов;
Составлять план действий (замысел);
Уметь решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно;
Находить ошибки в работе, исправлять их;
Определять причины возникающих трудностей, пути их устранения; предвидение трудностей;
Уметь мотивированно отказываться от образца;
Самостоятельно выбирать материалы и техники исполнения;
Уметь договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности;
Определять способы контроля и оценки деятельности;
Участвовать в представлении и защите проектов на разных уровнях.
Для проведения мониторинга успешности учащихся в формировании художественных компетенций автором разработаны критерии оценки художественных компетенций и соответствующие им уровни успешности. Рассмотрим их на примере оценивания уровней успешности умения решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций.
Таблица № 2
Предметно - образная
Изобразительно - языковая
Умение использовать понятия: конструкция, форма, колорит, грамотно пользуясь средствами художественной выразительности, языком дизайнерского искусства.
Умение разрабатывать, учитывая прочность, устойчивость, удобство, должны отвечать выбранной идее;
Пользоваться нетрадиционными материалами и техниками;
Строить предметы, учитывая гармонию пропорций;
Создавать объём через образ.
Критерии оценки творческой работы
Учебно-методическое обеспечение
Эскизы, схемы, чертежи
Стенды с готовыми работами
Чертёжные инструменты и материалы
Таблицы
Литература
В.Ф.Рунге, В.В. Сеньковский «Основы теории и методологии дизайна». - М.: МЗ-Пресс,2001.
А. А.Зайцева «Дизайн своими руками», Москва «АСТ – ПРЕСС», 2006.
Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе». - VI.: Академия, 2002 (гл. IV «Теоретические основы обучения дизайну»; М., Академия, 2002).
Технология. Трудовое обучение. Программы общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2000.
Технология. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. Под ре. В.Д. Симоненко. – М., Вента-Граф, 2000.
Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.
Аннотация
Каждому человеку свойственно стремление украсить свое жилище, сделать его не только удобным, но и необыкновенным, единственным в своем роде Домом. Но сейчас, когда стремительно меняется мода на интерьеры, для этого появляются новые возможности, связанные с развитием производства декоративных отделочных материалов, мебели, аксессуаров. Элективный курс «Дизайн интерьера» поможет учащимся не растеряться в бескрайнем море предметов, предлагаемых для дизайна квартиры и улучшения быта. Он поможет ребятам «отделить зерна от плевел», выбрав именно то, что по-настоящему придаст Дому неповторимый облик, воплотит в жизнь представление об уюте, удобстве и красоте.
Процесс создания интерьера дело не самое простое. Для того чтобы квартира стала воплощением мечты, придется потрудиться. Как это можно сделать с минимальными затратами времени и сил? В этом поможет элективный курс, рассчитанный на 60 часов.
Программа курса предназначена для учащихся 10-11-х классов. Количество часов может быть увеличено за счёт практических занятий с соответствующей корректировкой учебных тем. Завершающим этапом курса, является самостоятельная разработка проекта. Проект условно разделен на две части: эргономическая и декоративная, научная и художественная. Эргономика наука, позволяющая сделать жилище максимально удобным, ну а декоративное оформление в себя все то, с чем мы связываем понятие о красоте.
Приложение
irinapanteleeva@list.ru
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142215
Схема 515