Программа учебной дисциплины Математика (ЕН) для специальностей: 440201 Преподавание в начальных классах 440202 Дошкольное образование
МИНИСТЕРСТВО образования и науки Российской Федерации
ГПОУ «Педагогический колледж г. Сретенска»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебной работе
____________ О.А Мальцева
от _________2015г.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.01. Математика
2015 г
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Математика» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, одобренной департаментом государственной политики нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ 16.04.2008 г.
Организация-разработчик: ГПОУ «Педагогический колледж г. Сретенска»
Разработчик: Г.И. Данилова, преподаватель математики
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации программы учебной дисциплины
9
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
10
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Ен.01. Математика
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы для специальностей:
440201 Преподавание в начальных классах;
440202 Дошкольное образование.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: математический и общий естественнонаучный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Применять математические методы для решения профессиональных задач;
Решать текстовые задачи;
Выполнять приближенные вычисления;
Проводить элементарную статистическую обработку информации и результатов исследований;
Представлять полученные данные графически.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Понятие множества, отношения между множествами, операции над ними;
Понятие величины и ее измерение;
Историю создания систем единиц величины;
Этапы развития понятий натурального числа и нуля;
Системы счисления;
Понятие текстовой задачи и процесса ее решения;
Историю развития геометрии;
Основные свойства геометрических фигур на плоскости и в пространстве;
Правила приближенных вычислений;
Методы математической статистики.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося___52__часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося ___35_ часа;
самостоятельной работы обучающегося ___17_ часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
52
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
35
В том числе:
практические занятия
20
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
17
В том числе:
Подготовка сообщений и докладов
9
Решение задач
4
Вычисление погрешностей измерений
2
Построение графиков, гистограмм распределения частот выборки
2
Итоговая аттестация дифференцированный зачет
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины « Математика»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Элементы теории множеств
6
Тема 1.1 Множества. Операции над множествами.
Понятие множества и элемента множества. Способы задания множества. Отношения между множествами. Подмножество. Равные множества. Круги Эйлера
1
2
Операции над множествами. Задачи, связанные с операциями над конечными множествами.
Практические занятия
4
Решение теоретико-множественных задач
Контрольная работа
1
Самостоятельная работа
2
Подготовка реферата по теме «История изучения множеств»
Раздел 2. Понятие величины и ее измерения. История создания систем
единиц величин.
4
Тема 2.1 Понятие положительной скалярной величины и ее измерения. Понятие измерения величины.
Понятие величины. Понятие измерения величины. Скалярные, векторные величины.
1
2
Измерение величин: длина отрезка, площади фигуры, масса тела, промежутки времени, величина угла.
Зависимость между величинами. История создания единиц величины
Практические занятия
3
Решение задач, связанных со знанием зависимости между величинами.
Самостоятельная работа:
1
Подготовка сообщения на тему: история возникновения величин; величины у разных народов; происхождение названий различных величин; старинные русские меры измерения величин
Раздел 3. Этапы развития понятий натурального числа и нуль
3
Тема 3.1 История возникновения понятий натурального числа и нуля
Этапы формирования понятия числа. Натуральный ряд и его свойства
1
3
Практические занятия
1
Нахождение значения числового выражения (отработка вычислительных навыков)
Контрольная работа
1
Сообщение на выбранную тему
Самостоятельная работа
2
Подготовка докладов и сообщений об истории развития понятия числа.
Раздел 4. Системы счисления.
3
Тема 4.1 Непозиционные и позиционные системы счисления .
Непозиционные системы счисления. Римская система. Славянская система.
1
2
Позиционные системы счисления. Запись чисел в позиционной системе счисления. Переход из одной позиционной системы счисления в другую.
Практические занятия
2
Переход из одной позиционной системы счисления в другую.
Самостоятельная работа
2
Подготовка сообщения об использовании систем счисления в различных областях человеческого знания
Раздел 5. Понятие текстовой задачи и процесса ее решения.
6
Тема 5.1 Текстовая задача. Виды текстовых задач.
Понятие текстовой задачи. Структура и виды текстовых задач
1
2
Способы решения текстовых задач. Этапы решения текстовой задачи арифметическим способом, цели и приемы их выполнения.
1
Практические занятия
3
Решение текстовых задач
Контрольная работа по теме: «Понятие текстовой задачи и процесса ее решения»
1
Самостоятельная работа
2
Решение задач на части
Решение задач на движение
Раздел 6. История развития геометрии. Основные свойства геометрических фигур на плоскости и в пространстве
3
Тема 6.1 Зарождение геометрии. Геометрия Евклида, неевклидова геометрия.
Из истории возникновения и развития геометрии: планиметрия, стереометрия. Геометрия Лобачевского. Геометрия Римана.
1
3
Свойства геометрических фигур на плоскости и в пространстве
1
Практические занятия
1
Семинар «История возникновения и развития геометрии»
Самостоятельная работа
2
Подготовка докладов и сообщений об истории возникновения и развития геометрии
Раздел 7. Приближенные вычисления
3
Тема 7.1. Правила приближенных вычислений
Абсолютная и относительная погрешность вычислений. Округление. Действие над приближенными числами.
1
2
Практические занятия
2
Вычисление погрешностей
Выполнение действий над приближенными числами.
Самостоятельная работа
2
Вычисление погрешностей
Раздел 8. Элементы математической статистики
7
Тема 8.1. Статистическая обработка данных.
Основные понятия математической статистики. Генеральная совокупность. Виды выборок. Варианта. Приемы обработки выборок. Точечные оценки параметров генеральной совокупности
1
2
График распределения выборки. График распределения частот выборки. Гистограмма распределения частот.
1
Размах выборки. Мода выборки. Среднее значение выборки
Практические занятия
4
Решение задач по теме
Построение графиков, гистограмм распределения частот выборки
Контрольная работа
1
Самостоятельная работа
4
Решение задач по теме
Построение графиков, гистограмм распределения частот выборки
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально – техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета математики.
Оборудование учебного кабинета:
Учебная мебель: посадочные места по количеству обучающихся, стационарный экран.
Технические средства обучения: проектор, компьютер, ксерокс, принтер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Стойлова Л.П. Математика: учебник для студ. Учреждений высш. проф. образования / Л.П. Стойлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 464 с.
Фрейлах Н.И. Математика для педагогических училищ/ Н.И. Фрейлах. - М.: ИД «Форум»: ИНФА – М, 2008. – 144с.
Дополнительные источники:
Демидова Т.Е, Тонких А.П. Теория и практика решения текстовых задач / Т.Е Демидова, А.П.Тонких. – М.: Издательский центр « Академия», 2002.
Погорелов А.В. Геометрия 7-11 кл. / А.В. Погорелов. – М.: Просвещение, 2000. – 383 с.: ил.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел (тема) учебной дисциплины
Результаты
(освоенные умения, усвоенные знания)
Основные показатели результатов подготовки
Формы и методы контроля
Раздел 1
Множества и операции над ними
Умения: определять тип отношений между множествами, выполнять операции над множествами; решать теоретико-множественные задачи.
Знания: понятия множества, отношения между множествами, операции над множествами.
Определение и демонстрация типов отношений между множествами с помощью диаграмм Эйлера-Венна; выполнение операций над множествами; решение теоретико-множественных задач.
Устный и письменный контроль.
Устный опрос, контрольная работа.
Раздел 2
Величины и их измерение
Умения: приводить примеры величин
Знания: понятия величины и ее измерения; история создания систем единиц величины
Определение понятия величины и ее измерения, изложение истории создания систем единиц измерения; приводить примеры зависимости между величинами.
Устный и письменный контроль.
Устный опрос
Раздел 3
Этапы развития понятий натурального числа и нули
Умения: выполнять приближенные вычисления
Знания: этапы развития понятий натурального числа и нуля, правила приближенных вычислений
Определение понятий натурального числа и нуля, изложение этапов развития понятий натурального числа и нуля, вычисление значения числового выражения (отработка вычислительных навыков), обоснование применения правил приближенных вычислений.
Устный и письменный контроль.
Устный опрос, контрольная работа.
Раздел 4
Системы счисления
Умения: выполнять арифметические действия в позиционных системах счисления
Знания: системы счисления; позиционные и непозиционные системы счисления
Определение системы счисления, позиционной и непозиционной системы счисления; выполнение перевода чисел из одной системы счисления в другую; выполнение арифметических действий в десятичной и других позиционных системах счисления
Устный и письменный контроль.
Устный опрос
Раздел 5
Текстовая задача
и процесс ее решения
Умения: решать текстовые задачи
Знания: понятие задачи и процесс ее решения
Определение текстовой задачи; выделение условия и заключения задачи; обоснование метода решения задачи; решение текстовой задачи арифметическим и алгебраическим методами.
Устный и письменный контроль.
Устный опрос, контрольная работа.
Раздел 6
История развития геометрии. Основные свойства геометрических фигур на плоскости и в пространстве
Умения: формулировать основные свойства геометрических фигур на плоскости и в пространстве
Знания: история развития геометрии; основные свойства геометрических фигур на плоскости и в пространстве
Изложение истории развития геометрии; определение и демонстрация на чертежах и моделях основных свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве; изготовление моделей некоторых пространственных геометрических фигур
Устный контроль.
Устный опрос.
Раздел 7
Статистическая обработка информации
Умения: проводить элементарную статистическую обработку информации и результатов исследований, представлять полученные данные графически; применять математические методы для решения профессиональных задач.
Знания: методы математической статистики.
Определение выборочной и генеральной совокупности, объема совокупности, варианты; планирование и выделение отбора исследуемых объектов; использование методов математической статистики для статистической обработки результатов исследований; графическое представление результатов исследований.
Устный и письменный контроль.
Устный опрос, контрольная работа.
Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
90 - 100
5
отлично
80-89
4
хорошо
70-79
3
удовлетворительно
менее 70
2
не удовлетворительно
15