Урок по русскому языку для 7 класса по теме «Орфограммы в корне»
Конспект к видеоуроку русского языка
в 7 классе по теме «Орфограммы в корне»
Тип урока по этапам освоения материала: повторительно-обобщающий урок
Тип урока по ведущему методу: урок-практикум
Результаты деятельности учащихся
Предметные результаты: обучащиеся должны уметь опознавать орфограммы в тексте, классифицировать их, группировать по видам; знать правила, определяющие написание орфограмм.
Метапредметные результаты.
Познавательные: анализировать текст, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы; строить логические цепочки рассуждений; синтезировать материал при составлении таблицы с восполнением недостающих компонентов.
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в способ действия, соотносить свои действия с планируемым результатом, оценивать результаты работы.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, обосновывать свою позицию, работать в группе, согласовывать свою деятельность с деятельностью других.
Личностные: определять цели своего обучения.
Ход урока:
1 этап «Мотивационный компонент»
Учитель:
- Я сегодня к вам пришла не одна, я пришла с картиной. Это картина известного русского художника 19 века Исаака Левитана « Золотая осень». Рассмотрим её изображение (Слайд «Золотая осень» Левитан) Картина написана в 1895 году. Сейчас она находится в Государственной Третьяковской галерее.
- Мне кажется, что именно эта картина передаёт восхищение красотой русской природы в дни осени. Нет ни одного человека, которого не трогала бы эта хрупкая, недолгая пронзительная красота.
- Может быть, вы вспомните имя поэта, которому дороже всех времён года была осень? (А.С.Пушкин)
- Какие поэтические строки об осени вы помните? (стихотворные цитаты)
- Мне нравятся пушкинские строки: (слайд 2)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
- Как вы думаете, подходят ли эти строчки к картине Левитана? Что в обоих произведениях искусства соответствует друг другу? Каким языком говорит художник Левитан? (цветом) Какими средствами воздействует на читателей Пушкин? (метафора «очей очарованье», эпитеты «унылая», «прощальная», «пышное», олицетворение «в багрец и золото одетые», оксюморон «пышное увяданье»). 2 этап «Планирование деятельности на уроке»
- У порога школы нас каждый день встречает одно деревце – берёзка: зимой, покрытая то инеем, то снегом, весной с длинными пахучими серёжками, летом с шумной весёлой листвой, а осенью, одетая в необыкновенный наряд. Но сегодня она решила прийти к нам на урок. (Изображение берёзки раздаётся каждому ученику, в течение урока ребята приклеивают на него «листочки» - оценки за выполненные задания)
- Попробуем к концу урока «одеть» каждый свою берёзку в «багрец и золото». Вот вам «золотые» и «багровые» листочки. «Багровые» – это ваша самооценка, которая означает «задание выполнил быстро и правильно», «золотые» – «задание выполнил с недочётами». У меня тоже есть листочки, с помощью которых я вам помогу украсить ваши берёзки.
3 этап «Подготовка к обобщению правил»
- Отрывок из стихотворения А.С.Пушкина на слайде3 выглядит в качестве деформированного текста. Что пропущено? (орфограммы в корне) ( слайд4 Тема) Это тема нашего урока. Какова общая цель урока? (повторить) Мы будем изучать или повторять орфограммы в корне? А когда изучали их? (в начальных классах, в 5 и 6 классах) Почему повторяем? (чтобы закрепить) Зачем нам это нужно? (грамотно писать, сдать ЕГЭ, частые ошибки в этих орфограммах, быть образованными) (слайд 5 Цель)
(Оценка учителем)
- Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните их написание.
З.1. П..ра (поры), ..чей (очи), оч..рованье (чары), тв..я (твой), кр..са(краше), зол..то (позолота),ув..данье, л..са (лес).Проверьте себя и оцените. (Слайд6) (самооценка)
- Назовите орфограмму, над которой вы работали. (правописание безударной проверяемой гласной в корне слова)
(оценка учителем).
З.2.Посмотрите на следующий слайд и назовите орфограмму, имеющуюся в корнях подчёркнутых слов.(слайд7)
Приятна, прощальная, природы, багрец (непроверяемые безударные гласные в корне слова)
- Что может помочь в правописании этих слов? (словарь)
- Это все орфограммы в корне? Мы выполнили цель урока? (нет)
- Что ещё нужно повторить? Ваши предположения?
- Рассмотрите схему (слайд8 Схема 1)
- Почему много ещё пустых фигур? (много других орфограмм в корне)
- Каковы наши задачи на уроке? (повторить и закрепить правила написания гласных и согласных в корнях слов)
(оценка учителем)
- Как это сделать? На материале заданий, которые я вам буду предлагать. Вы готовы? По мере выполнения заданий будут заполняться фигуры в схеме.
4 этап «Обобщение понятий и правил темы и определение их роли в речи»
- На предыдущих уроках мы повторили два вида орфограмм в корне. Напомните их. (о-ё после шипящих в корне слова, и-ы после ц в корне слова)
З.3.- Расскажите о правописании букв О-Ё после шипящих в корне слова. (оценка учителем). (слайд9 схема2)
З.4.Найдите эту орфограмму в следующем поэтическом отрывке (слайд 10)
Ночь побледнела, и месяц садитсяЗа реку жёлтым серпом.Сонный туман на лугах серебрится,Чёрный камыш отсырел и дымится,Ветер шуршит камышом. (И.А.Бунин)
Выпишите эти слова. Проверьте (слайд 11)
(самооценка)
З.5.- Расскажите о правописании букв И – Ы после Ц в корне слова (слайд12 схема3).
(оценка учителем)
- Какие ещё безударные гласные вы знаете? (чередующиеся) Почему они в конце схемы?
5 этап «Самостоятельная работа»
З.6.- Рассмотрите задание на раздаточных рабочих листах. Сформулируйте задание. Какова ваша задача? (заполнить пропущенные чередующиеся корни) Проверьте выполнение задания по таблице-помощнику. (на каждой парте) Оцените себя.
(Самооценка)
- Посмотрите, как разрослась наша схема.(Слайд13 схема4)
З.7. Прочитайте ещё одно стихотворение об осени. (Слайд14)
Горит заря.
Туман ложится пологом в низинах.
И в зарослях не видно больше птиц,
Скакавших бойко утром по вершинам, -
Их сон касается и клонит клювы ниц.
Природа замирает. На равнине
Луч стелет сочетание теней.
Седеющий туман в долине
Чуть дремлет на перине из камней…
- Как вы думаете, зачем на этом этапе урока я предложила вам это стихотворение? (много слов с чередующимися гласными). Какова ваша задача работы над стихотворением? (выписать слова с чередующимися гласными)
- Верно, выпишите слова с чередующимися гласными, обозначьте корни, подчеркните чередующиеся гласные, объясните их написание графически. Пользуйтесь таблицей-помощником. Самопроверка (слайд 15)
(самооценка)
Задание на выбор: кто считает это задание для себя лёгким, предлагаю другое: составьте небольшой текст, используя в нём следующие слова с чередующимися гласными:
касаются неба, пробираются лучи солнца, загораются золотистые зайчики.
(оценка учителем)
-Переходим ко второй части схемы. (слайд 16 схема 5) Согласные в корне так же, как и гласные бывают проверяемые и непроверяемые. Вернёмся к картине «Золотая осень».
- Что изображено на переднем плане картины? (берёзки)
- Где они расположены? (на берегу реки)
-Запишите эти слова в И.п. – берёзки, берег. Выделите орфограмму в корнях этих слов. Какой фонетический процесс происходит в этих словах? (оглушение в середине слова и на конце) Как доказать, что именно эти согласные буквы должны писаться на месте звуков с и к?
-Как называется орфограмма? (проверяемые звонкие и глухие согласные в корне слова) (слайд 17 схема 6)
(оценка учителем)
- Подберите прилагательные, которые помогут нам выразить восхищение этой картиной.
Какая она? (Красивая, чудесная, прекрасная, прелестная, яркая, солнечная и т.д.)
- Выберем из перечисленных слова с непроизносимым согласным в корне слова. (Солнце, чудесное, прекрасное, прелестная)
- Как можно проверить непроизносимую согласную в корне? (Подбираем однокоренное слово, где чётко слышится эта согласная).
- Назовите орфограмму, над которой сейчас работали. (слайд 18 схема 7)
(оценка учителем)
З.7 Работа в группах по 3 человека на рабочих листах. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите слова, распределяя их на группы в соответствии с правилами, отраженными в схеме.
День выд…лся солнечный, теплый. Вокру.. п..стрела наб…рающая силу ос…нь. Все р…стения приобрели уд…вительную кр..соту, которая заст..вляет зам…рать от в..сторга.
Орфограммы в корне словаПроверяемые гласные и согласные Непроверяемые гласные и согласные Чередующиеся гласные
Проверьте выполнение задания по эталону (слайд 19 эталон задания)
(самооценка)
6 этап «Подведение итогов урока. Оценивание деятельности на уроке»
- Подведем итоги нашего урока. Что хорошего из урока вы для себя взяли? Оцените работу свою и своих одноклассников. (презентация «берёзок»)
- Рефлексия
1.Как вы чувствовали себя на уроке?
2.Какие возникали трудности при выполнении заданий?
3. Вспомните цель урока.
4.Как вы считаете, достигнута ли цель урока?
5.Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке?
(слайд 20 оценка) Выберите ответ:
А) я всё понял, могу этот материал объяснить другому;
Б) я сам всё понял, но объяснить другому не берусь;
В) для полного понимания мне нужно повторить тему;
Г) я ничего не понял.
7 этап. «Домашнее задание» (слайд 21 д/з)
Упр.113 , стр.47 (п) – выписать слова с пропусками и графически их объяснить
и/или подобрать 20 слов с разными орфограммами в крне для диктовки в классе на следующем уроке.
- Какие виды работы нам предстоят на следующем уроке?