Роль учителя английского языка в образовательном пространстве урока в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Роль учителя английского языка в образовательном пространстве урока в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее ФГОС ООО) говорится, что по итогам получения основного общего образования ученики должны демонстрировать не только личностные и предметные результаты, но и метапредметные результаты (см. ФГОС ООО, раздел II, “Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования”), которые включают в себя освоение метапредметных понятий и универсальных учебных действий (далее УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных. Метапредметный подход обеспечивает переход от предметоцентризма, дробления знаний на предметы, к метадеятельности учащихся, использованию ими УУД, которые применимы на нескольких или всех учебных предметах и в реальных жизненных ситуациях (А.А. Кузнецов). Учебный предмет “Английский язык” метапредметен по сути своей. Ведь именно на уроках английского языка учащиеся осваивают лексику, относящуюся практически ко всем сферам жизни человека, изучают грамматику иностранного языка, оперируя понятиями, изученными на уроках русского языка, учатся выполнять математические операции на английском языке, знакомятся с культурой и традициями стран изучаемого языка, что связывает его с такими предметами, как история, география и мировая художественная культура; читают произведения на языке оригинала, что позволяет ученикам применить и расширить знания по литературе. Возникает логичный вопрос: кем же должен выступать учитель английского языка в образовательном пространстве урока, чтобы обеспечить ученикам возможность получить знания и умения, которые они смогут применять в дальнейшей жизни?
В первую очередь, современный учитель английского языка должен стать помощником в поиске знаний: фронтального типа работы на уроке становится меньше; ученику дается возможность самому ориентироваться в предлагаемой информации учебника. Но роль учителя не преуменьшается. Напротив, учитель должен помогать ученику ориентироваться в новых знаниях, указывать, с помощью наводящих вопросов, где можно найти дополнительную информацию по интересующей теме, какими ресурсами воспользоваться, что является главным, а что второстепенным. Например: фрагмент урока в 5 классе “Town life. London”. Ученики знакомятся с текстом про достопримечательности Лондона. Учитель: «What other famous places in London do you know? Where can you find more information about it? Oh, Dasha, you have an Ipad. Can you use it to learn more about London? Kirill, what a nice book do you have? Can you go to the library and ask for a book about London there?».
Однако это отнюдь не значит, что урок будет носить форму сорокаминутного самостоятельного изучения учебника. Учитель выступает в роли режиссёра, составляющего не жесткий план урока, а его технологическую карту, по сути своей больше напоминающую сценарий. Такая карта позволяет добавить, убрать или изменить какой-то элемент урока без ущерба для знаний учащихся, но в соответствии с их индивидуальными особенностями. Рассмотрим в качестве примера тот же урок “Town life. London”. Учитель планирует, что на уроке будет введена новая лексика путем чтения новых слов с паралелльной отработкой звука [t], будет прочитан текст про достопримечательности Лондона и разобран тематический диалог. Однако в течение урока учитель видит, что кто-то из учеников может дополнить текст учебника собственными знаниями. Ценнее выслушать ученика, дать ему возможность развить коммуникативные УУД, чем строго следовать плану урока.
Кроме того учитель английского языка должен быть хорошим оратором. Ведь на уроках английского языка ученик приобретает коммуникативные УУД, которые помогают ему как в устной, так и в письменной речи. Если говорить о письменной речи, то сочинение – это выражение собственного мнения или рассказ о каком-то реальном или вымышленном событии. В работе с текстом применяются, как было сказано выше, знания учебных предметов «Литература» и «Русский язык» (литературный и грамматический анализ текста). Учителя английского языка не понаслышке знают, как сложно сломать «языковой барьер» ученика, помочь ему говорить на иностранном языке, свободно выражать свое мнение. А что лучше всего может воодушевить школьника, как не личный пример учителя? Поэтому учитель должен в совершенстве владеть грамотной речью и богатым словарным запасом, чтобы иметь возможность объяснить тот или иной материал разными словами.
Именно поэтому нам кажется, что учитель английского языка должен выполнять несколько ролей в образовательном пространстве урока. Например, роль тьютора: индивидуально подходить к фонетической стороне речи каждого учащегося (работа со звуками, интонацией каждого учащегося во время устных ответов). Необходимо отслеживать усвоение материала каждым учащимся с помощью рефлексивных заданий. Так, в конце урока можно раздать карточки, с помощью которых ученики анализируют уровень усвоения ими учебного материала. В дальнейшем карточки собираются учителем, анализируются. На следующем уроке с учетом полученной информации можно дать индивидуальные задания. Ученик быстрее запомнит лексику, которая касается непосредственно его жизни, поэтому уместно в обучении использовать метод индивидуальных проектов.
В контексте проектной деятельности учитель английского языка может выступать как в роли руководителя проекта, так и в роли эксперта и консультанта проекта. В связи с этим учитель английского языка должен обладать знаниями, касающимися практически всех областей жизни человека. Так, например, при изучении традиционных праздников Соединенного Королевства учитель должен обладать информацией, касающейся не только данной темы, но и праздников России и других стран. Другими словами, учитель английского языка должен давать возможность детям получить знания из области географии, истории, мировой художественной культуры, литературы и т.д.
Итак, в условиях реализации ФГОС ООО учитель английского языка должен быть разносторонне развитой личностью, обладающей знаниями из разных областей науки и жизни. Важным фактором успешной деятельности учителя английского языка в контексте реализации ФГОС ООО является его постоянное самосовершенствование как личности и профессионала.
15