КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


ДОКЛАД
на тему: КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Известно, что в СССР реализовать конституционное право на образование могла лишь треть детей с нарушениями развития. В современной России охват образованием детей с ОВЗ достиг 58%, что превышает показатели советского периода, но не гарантирует реализацию права на образование каждому ребенку. Проект специального федерального государственного стандарта образования детей с ОВЗ направлен на преодоление существующей социальной несправедливости.
Ратификация Россией международных Конвенций свидетельствует об изменении представления государства и общества о правах ребенка-инвалида и постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ОВЗ. Легитимным становится право любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности его развития, что влечет за собой необходимость структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы страны.
Отказ от представления о "необучаемых детях" как и признание государством ценности социальной и образовательной интеграции, обусловливают необходимость создания адекватного инструмента инновационного развития образовательной системы страны - специального стандарта образования детей с ОВЗ. Он призван гарантировать реализацию права каждого ребенка на образование соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от региона проживания, тяжести нарушения психического развития, способности к освоению цензового уровня образования и вида учебного заведения.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития:
нарушениями слуха,
зрения,
речи,
опорно-двигательного аппарата,
интеллекта,
с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА, ранний детский аутизм;
с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Биологическое неблагополучие ребенка, являясь предпосылкой нарушения его взаимодействия с окружающим миром, обусловливает возникновение отклонений в его психическом развитии. Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире вероятным, но необязательным следствием слепоты. Таким образом, уровень психического развития пришедшего в школу ребенка с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего обучения и воспитания.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей.
Дети с ОВЗ – неоднородная по составу группа школьников
Вследствие неоднородности состава группы, диапазон различий в требуемом уровне и содержании школьного образования тоже должен быть максимально широким, соответствующим возможностям и потребностями всех детей с ОВЗ, включая как полное среднее образование, сопоставимое по уровню и срокам овладения с образованием нормально развивающихся сверстников, так и возможность обучения на протяжении всего школьного возраста основным навыкам жизни вместе с близкими людьми. Т.е. для каждой категории и внутри каждой категории детей с ОВЗ требуется дифференциация специального образовательного стандарта, разработка вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей образованием, соответствующим их возможностям и потребностям; преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванные тяжестью нарушения психического развития и неспособностью ребенка к освоению цензового уровня образования, а также ограничения в получении инклюзивного образования детьми с ОВЗ, достигшими к моменту поступления в школу уровня психического развития, сопоставимого с нормально развивающимися сверстниками.
Дети с ОВЗ - это дети с особыми образовательными потребностями
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:
начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;
ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения;
индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
Соответственно, еще одним важнейшим основанием для разработки специального образовательного стандарта является необходимость предусмотреть в структуре образования удовлетворение как общих со здоровыми сверстниками, так и особых образовательных потребностей, единых для всех группы и специфичных для каждой категории детей с ОВЗ. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребенка, можно открыть ему путь к общему образованию.
Таким образом, представлены факторы, определяющие необходимость разработки проекта специального стандарта образования каждой категории детей с ОВЗ. Неоднородность состава детей и максимальный диапазон различий в требуемом уровне и содержании образования обуславливает важность разработки дифференцированного стандарта, включающего такой набор вариантов, который даст возможность обеспечить на практике максимальный охват детей с ОВЗ образованием; гарантировать им удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей; преодолеть зависимость получения образования детьми с ОВЗ от места проживания, вида образовательного учреждения, тяжести нарушения психического развития, способности к освоению «цензового» образования.
Функции специальных федеральных государственных стандартов образования
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Разрабатываемый для каждой категории детей с ОВЗ специальный федеральный государственный стандарт общего образования должен стать инструментом инновационного развития Российской образовательной системы, позволяющим:
максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям;
дать ребенку возможность реализовать на практике Конституционное право на школьное образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития и возможностей освоения цензового уровня, от типа учреждения, где он получает образование;
гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала;
обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего желанию семьи, и рекомендациям специалистов, предоставив семье диапазон возможных достижений ребенка при выборе того или иного варианта стандарта;
обеспечить на всей территории РФ сопоставимое качество образования детей с ОВЗ;
эволюционно перейти от двух параллельных к единой национальной системе, обеспечив механизм взаимодействия общего и специального образования и сделав регулируемым процесс совместного обучения нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ;
обеспечить детям с ОВЗ равную с другими сверстниками возможность беспрепятственно переходить из одного типа образовательного учреждения в другое;
создать условия и стимулировать модернизацию специального образования в его структурно-функциональном, содержательном и технологическом аспектах.
Предмет стандартизации
СФГОС рассматривается как неотъемлемая часть стандарта общего образования, поэтому предмет стандартизации образования детей с ОВЗ в основе совпадает с общим - оба обеспечивают образование ребенка развивающегося, образовывающегося, социализирующегося.
Соответственно, предметом стандартизации и здесь являются:
результаты образования на каждой ступени
структура образовательной программы
условия, необходимые для получения образования
В то же время предмет стандартизации здесь и специфичен, поскольку адресован разнородной группе школьников с ОВЗ, имеющих не только общие, но и особые образовательные потребности. При этом диапазон различий в развитии детей с ОВЗ в целом и каждой категории в отдельности столь велик, что единый итоговый уровень школьного образования - невозможен. В связи с этим требуется выделение нескольких уровней, соответствующих всему диапазону возможностей детей с ОВЗ, и их стандартизация. Таким образом, предметом стандартизации в специальном стандарте образования детей с ОВЗ становится сам уровень образования, который в результате обучения осваивает ребенок.
Первый вариант специального стандарта (цензовый уровень)
Ребёнок получает цензовое образование — сопоставимое по конечному уровню с образованием здоровых сверстников, — находясь в их среде и в те же календарные сроки. Он полностью включён в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники. Осваивая в общеобразовательной школе основную образовательную программу (ФГОС), ребёнок с ОВЗ имеет право на специальные условия сдачи ЕГЭ, РИЛ и других текущих контрольных срезов. Эти условия конкретизируются применительно к каждой категории детей с ОВЗ в данном варианте СФГОС. В случае необходимости Среда и рабочее место ребёнка должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательной является систематическая специальная помощь — создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, помощь в формировании полноценной жизненной компетенции. Требования к структуре программы коррекционной помощи, условиям и её результатам на каждой ступени образования применительно к каждой категории детей с ОВЗ задаются СФГОС.
Коррекционную помощь оказывает специалист (дефектолог, специальный психолог), который может работать как в общеобразовательной школе, так и в специальной (коррекционной) школе соответствующего вида или в другой структуре системы образования (а для отдельных категорий детей с ОВЗ — и здравоохранения), где есть специалисты необходимого ребёнку профиля (Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации, ПМС-центры, сурдологический центр, ПМПК и др.).Первый вариант СФГОС адресован детям, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Родители ребёнка с ОВЗ, готового к обучению в общеобразовательной среде, выражают в письменной форме желание обучать сына/дочь совместно со здоровыми сверстниками, а также готовность систематически оказывать помощь своему ребенку дома. В Случае появления явных затруднений в ходе обучения и/или взаимодействия со здоровыми сверстниками ребёнок направляется на комплексное обследование в ПМПК с целью выработки рекомендаций родителям по его дальнейшему обучению.
Неспособность ребёнка с ОВЗ полноценно освоить отдельный предмет в структуре основной образовательной программы не должна служить препятствием для выбора или продолжения освоения первого варианта СФГОС.
Второй вариант специального стандарта (цензовый уровень)
Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню его академического компонента с образованием здоровых сверстников, при этом находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и в более пролонгированные календарные сроки. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития категории детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребенку. Условием освоения второго варианта стандарта является организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Второй вариант стандарта отличается от первого и усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в реальных условиях. В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду. Смыслом такой работы является поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка с нормально развивающими сверстниками.
Третий вариант специального стандарта
(не цензовый)
Третий вариант не предполагает освоения цензового уровня образования: в структуре содержания его «академический» компонент редуцирован за счет расширения области развития жизненной компетенции. Ребенок находится в среде сверстников с ограничениями возможностей здоровья. Детский коллектив и рабочее место организуются в соответствии с нуждами данной категории детей и особенностями развития конкретного ребенка. Обязательной является организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей, при необходимости индивидуализируется и содержание основной программы обучения.
В связи со значительной вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания. Максимально приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную и богатую среду. Смыслом этой работы является расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов ребенка в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов таких детей с их нормально развивающимися сверстниками.
Четвертый вариант специального стандарта
(индивидуальный уровень конечного результата школьного образования)
Ребенок получает образование, уровень которого определяется, прежде всего, его индивидуальными возможностями. При значительном ограничении и утилитарности содержания «академического» компонента образования требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции. В этом варианте стандарта обязательной и единственно возможной является индивидуальная образовательная программа. Ребенок находится в среде сверстников с различными нарушениями развития, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка. Обязательной является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях школы и дома. Требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, ее смыслом является индивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов таких детей с их нормально развивающимися сверстниками. Таким образом, данный вариант стандарта, как и предыдущий, предусматривает не только адаптацию ребенка к условиям домашней жизни, но и доступное ему социальное развитие.
Представленные четыре варианты специального стандарта рассматриваются как системные интегральные характеристики требований к уровню конечного результата школьного образования, структуре образовательной программы, условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ.
Мне хотелось бы рассказать о нашем специально-коррекционном учреждении VI вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
С 1994 года мы назывались реабилитационным центром для детей с ДЦП.
В 2000 году нас переименовали в школу-интернат для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
На сегодняшней день детей - 90, при проектной мощности – 70 человек. Посещают учреждение дети из разных городов Татарстана: Бугульма, Бавлы, Азнакаево, Нурлат и дети с сельской местности Альметьевского района.
Мы обучаем детей по I – II программе VI вида.
Обучение ведется как во всех общеобразовательных школах города, но у нас у нас свой учебный план:
II программа VI вида (умственная отсталость) – это по программе VIII вида, но опять же свой учебный план.
Наше учреждение, как и все общеобразовательные школы нашего города, под чутким руководством Управления Образования перешли на ФГОС начального звена. В этом нам помогала и контролировала нашу работу Гульфия Габдуловна, спасибо ей.
Мы прошли аккредитацию начального звена, по программе ФГОС.
Результаты аккредитации были неплохие.
На обучение детей по стандартам ФГОС для общеобразовательных школ города, было выявлено и очень много проблем для наших детей.
70% детей не передвигаются самостоятельно, у них плохо развита мелкая моторика рук, а вследствие этого – многие дети не могут писать в клетку, в линейку.
По разрешению МО и Н РТ мы перешли на индивидуальные компьютеры для детей.
Работа на уроке стала выполняться четче и лучше.
Работы складываем в папу компьютера, а контрольные работы распечатываем и сливаем для хранения.
У многих детей нарушена речь, а то и вообще ее нет. Поэтому много нарушений в составлении предложений, не могут выразить свою мысль. Не могут самостоятельно делать выводы.
Много проблем на уроках по трудовому обучению. Большую часть работ приходится помогать выполнять учителям.
Мы надеемся, что по новым стандартам ФГОС для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата нам будет работать легче, чем сейчас.
Поэтому ФГОС для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата является необходимым и своевременным для реализации конституционных прав каждого ребенка с учетом его индивидуальных и психофункциональных особенностей развития.
Но, пользуясь тем, что сегодня выступая, хочу обратиться ко всем директорам школ (особенно сельских) отправляйте детей на обучение в наше учреждение. Многие родители не знают о существовании данного учреждения. Кроме обучения мы осуществляем большую медицинскую реабилитацию, у нас очень большой медицинский блок, где работают шесть врачей: невролог, педиатр, физиотерапевт, травматолог, врач МРТ, психиатр, 15 медицинских сестер.
Работает много кабинетов: парафин лечебница, кабинет МРТ, физиотерапевтический кабинет, процедурный, массажный, 3 ЛФК, плавательный бассейн, галокамера и многое другое.