Программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ветошкинская основная общеобразовательная школа по профилактике безнадзорности, правонарушений среди подростков « Дороги, которые мы выбираем…»


Принята на заседании Утверждаю: Совета школы Директор школы: Пугина О.Ф.
Протокол № __ от «__» _____ 2013 года
Программа
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Ветошкинская основная общеобразовательная школа
по профилактике безнадзорности, правонарушений среди подростков
« Дороги, которые мы выбираем…»
2013 -2015 г
Паспорт программы
Наименование
программы. Программа по профилактике безнадзорности, правонарушений среди подростков « Дороги, которые мы выбираем…»
Основание дляразработки. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
Конвенция о правах ребёнка 1989г.
Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г.
Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО 1995г.
Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996г. №12 ФЗ.
Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06ю1999г. №12.
«Национальная доктрина образования» Правительства РФ от 04.10.2000г
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ»
от 11.07.2005г. №422.
Районные профилактические программы.
Устав школы
Разработчики программы. Зам. директора по ВР Ширкина Л.Б.
Инспектор по охране прав детства Пантелеева Е.А.
Цель
программы. Формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни,
раскрытие личностного потенциала ребёнка.
Задачи
программы. формирование социально-активной гражданской позиции учащихся;
активизация развития у детей и подростков отрицательного отношения к распространению и употреблению психоактивных веществ;
формирование навыков здорового образа жизни, неприятия алкоголя, табака, и наркотиков, ценностного отношения к своему здоровью;
совершенствование профилактической работы, основанной на развитии альтернативной употреблению наркотиков активности среди детей и подростков;
развитие творческих способностей детей и подростков, повышение творческой активности подрастающего поколения;
координирование действий педагогического коллектива с работой структур и общественных организаций, работающих с детьми и подростками;
просвещение родителей в вопросах профилактики правонарушений среди учащихся .Сроки и этапы реализации
программы I этап. Подготовительный 2013-2014 учебный год:
– совершенствование нормативно – правовой базы;– определение стратегии и тактики деятельности– укрепление межведомственного сотрудничества;– обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений;– разработки методик и проведение в школе социологического исследования детей, учителей, родителей;
– поиск форм и методов вовлечения учащихся во внеурочную деятельность;
II этап. Внедрение 2014-2015 учебный год:
– оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;– использование в учебно-воспитательном процессе школы личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения;
III этап. Отслеживание и анализ результатов Май 2015 года:
– обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;– соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами– определение перспектив развития школы в этом направлении.
Ожидаемые конечные
результаты программы. - разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников воспитательной системы школы;
- повышение психолого-педагогической грамотности родителей учащихся;
- повышение медико-психологической компетентности педагогического коллектива;
- снижение факторов риска употребления ПАВ в детско-подростковой среде;
- уменьшение числа «трудных подростков» в школе;
- активное и результативное участие школьников в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях;
- формирование здорового жизненного стиля и эффективных линий поведения у детей и подростков; - создание здоровой и безопасной среды в школе.
Введение
Современная школа оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.
Профилактика правонарушений и преступлений среди подростков в настоящее время становится наиболее актуальной, т.к. появилась немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: в значительной мере разрушены прежние нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний: различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей.
Цели и задачи программы.
Принимая во внимание выше изложенное и то, что ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите, мы ставим в своей профилактической программе следующую цель:
Формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни,
раскрытие личностного потенциала ребёнка.
Достижение данной цели предполагается через решение следующих задач:
формирование социально-активной гражданской позиции учащихся;
активизация развития у детей и подростков отрицательного отношения к распространению и употреблению психоактивных веществ;
формирование навыков здорового образа жизни, неприятия алкоголя, табака, и наркотиков, ценностного отношения к своему здоровью;
совершенствование профилактической работы, основанной на развитии альтернативной употреблению наркотиков активности среди детей и подростков;
развитие творческих способностей детей и подростков, повышение творческой активности подрастающего поколения;
координирование действий педагогического коллектива с работой структур и общественных организаций, работающих с детьми и подростками;
просвещение родителей в вопросах профилактики правонарушений среди учащихся
Общая схема программы
Участниками реализации программы профилактики правонарушений являются все структуры образовательного процесса:

Нормативно-правовая база программыНормативно-правовые документы федерального, регионального и муниципального значения:
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетни» от1999 г.
Закон «Об образовании» РФ от 12.10.96 г.
Закон «Об образовании» УР от 19.12.95 г. № 130-1
Конвенция о правах ребенка
Национальная доктрина образования в РФ 2000-2025 г.
Конвенция профилактики злоупотребления психоактивных веществ в образовательной среде. Приказ МНО РФ № 619 от 28.02.00 г.
Федеральный закон об ограничении курения табака от 10.06.01 г. № 87-03
Приказ МНО РФ « Об экстренных мерах по решению проблем детской безнадзорности» 29.01.02 г. № 237
Районная программа по профилактике правонарушений и беспризорности среди несовершеннолетних.
Нормативно-правовые документы школьного уровня:
Устав школы
Программа развития школы
Локальный акт «Положение о порядке постановки на внутришкольный учет и снятие с учета».
Локальный акт «Положение о Совете профилактики правонарушений и безнадзорности».
Основное содержание программы.
За годы работы в школе накоплен положительный опыт в создании системы профилактики правонарушений учащихся в различных формах деятельности: работа летнего школьного лагеря, трудоустройство учащихся из группы «риска» на летний период через Центр труда и занятости с.Гагино. В школе создан Совет по профилактике правонарушений среди учащихся, работающий по плану. На Совет профилактики приглашаются учащиеся и их родители, нуждающиеся в педагогической помощи.
Ведущую роль в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, отводится классному руководителю.Большая целенаправленная работа проводится с этими детьми по учебной работе. Заместители директора по УВР, классные руководители проводят индивидуальные беседы с детьми и их родителями по результатам учебы и поведения. Взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса по обеспечению учащимся прав на получение основного общего образования показано в схеме:

Особое значение классные руководители уделяют диагностированию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Практика работы показала, что недостаточно работать с детьми, проводя беседы, консультации родителей и педагогов, посещение семей.
Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно.
Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования учащихся.
Чем больше ребенок будет задействован во внеурочной деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение правонарушений.
Внеурочная деятельность и дополнительное образование в школе рассматриваются как важнейшие составляющие образовательного процесса, обеспечивающего развитие успешной личности.
Это база для формирования досуговых предпочтений – хобби, что является расширением пространства самореализации личности и способа самовыражения.
Основным принципом этого процесса является инициатива, идущая от самих учащихся и включение всех учащихся во внеучебную деятельность на бесплатной основе.
При этом важно, чтобы было обеспечено необходимое разнообразие программ, соответствующих индивидуальным запросам учащихся, их половозрастным особенностям.
Успех развития системы образования в значительной степени зависит от организации дополнительного образования в школе и досуга учащихся. Этот процесс своей целью ставит научить детей общаться, понимать друг друга, мир и жизнь, принимать и исповедовать золотые правила нравственности.
Внеучебная деятельность учащихся должна быть наполнена содержанием, интересным и увлекательным.
Принципы реализации программы:
Дифференцированность: учёт возрастных особенностей и специфики работы с детьми группы риска.
Аксиологичность: формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку и т.д., которые являются регуляторами их поведения, что является одним из основных морально-эстетических барьеров формирования асоциальных форм поведения.
Многоаспектность: сочетание различных направлений целевой профилактической работы, где ведущими аспектами такой деятельности являются образовательный, воспитательный, социальный, психологический.
Последовательность (этапность).
Преемственность.
Законность: первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка в области безопасности, здоровья и законодательства.
Партнерство: консолидация возможностей социальных групп, общественных и межведомственных организаций.
Целостность: единство стратегии скоординированного развития всех частей программы, что может быть достигнуто на основе баланса интересов участников программы.
Саморазвитие: уровень самодостаточности программы, наличие внутренних источников совершенствования, способных адаптировать ее к изменениям в обществе.
Работа по реализации цели и задач программы ведётся по направлениям:
- работа с учащимися;
- взаимодействие с родительской общественностью;
- работа с педагогами школы;
- сотрудничество с межведомственными и общественными организациями.
Для достижения положительного результата действия программы педколлектив использует следующие технологии: личностно-ориентированные, групповые, коллективные, коррекционные, интегративные, интерактивные.
Данные технологии реализуются в диспутах, лекциях, семинарах, тренингах круглых столах, педсоветах конференциях, экскурсиях, играх, конкурсах, олимпиадах, беседах, коллективных творческих дел, соревнованиях и других форма работы. Предполагаемый результат
В ходе реализации программы, направленной на совершенствование и дальнейшее развитие системы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, планируется достижение следующих результатов:
- разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников воспитательной системы школы;
- повышение психолого-педагогической грамотности родителей учащихся;
- повышение медико-психологической компетентности педагогического коллектива;
- снижение факторов риска употребления ПАВ в детско-подростковой среде;
- уменьшение числа «трудных подростков» в школе;
- активное и результативное участие школьников в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях;
- формирование здорового жизненного стиля и эффективных линий поведения у детей и подростков;
- создание здоровой и безопасной среды в школе.
Программа профилактической работы
в течение года.
Ключевые компоненты
Формы работы Сроки
Ответственные
Изучение и диагностическая работа с учащимися и их семьями.
Целенаправленная работа
по диагностике детей, поступающих в школу. Изучение документов,
личных дел, беседы с родителями и детьми. сентябрь-октябрь зам. директора по ВР, классные руководители
2. Изучение детей и составление социального паспорта семьи с целью пролонгированной работы. Сбор материалов, выявление первоочередных задач воспитания и обучения, наблюдение, тестирование. сентябрь-
ноябрь классные руководители, родители.
3. Адаптация школьников
1, 5-х классов.
Индивидуальные беседы со школьниками, их родителями, приобщение учащихся к творческим делам класса, запись в кружки и секции, т.е. формирование детского коллектива сентябрь-
декабрь зам. директора по УВР и ВР, кл. руководители, учителя.
4. Изучение личности каждого ребенка и выявление среди них учащихся, требующих особого внимания педагогического коллектива школы. Коллективные школьные и классные мероприятия, родительские собрания. в течение учебного года классные руководители и учителя, зам. директора по ВР, вожатая, Совет по профилактике.
2. Профилактическая работа со школьниками.
1. Коррекционная работа с учащимися «группы риска». Организация свободного времени, отдыха в каникулы, специальные формы поощрения и наказания, раскрытие потенциала личности ребенка в ходе бесед, тренингов, участия в КТД. в течение учебного года вожатая, классные руководители.
2. Работа по формированию потребности вести здоровый образ жизни. Классные часы, лекции, спортивные секции и соревнования, экскурсии, проведение дней Здоровья, организация активного общественно-полезного зимнего и летнего отдыха. в течение учебного года зам. директора по ВР, вожатая, классные руководители, учителя.
3. Профориетационная работа со школьниками с целью поиска своего места в жизни и смысла жизни. Круглые столы, проектная деятельность, конференции, предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны, конкурсы, презентации, встречи с интересными людьми.в течение учебного года зам. директора по учебной работе, учителя.
4. Правовое воспитание учащихся. Классные часы, лекции, беседы с представителями межведомственных и общественных организаций, конференции, уроки обществоведения. в течение учебного года учителя обществознания и ОБЖ, представители ПДН, ГИБДД, наркодиспансера, инфекционной больницы
5. Просветительская работа среди учащихся о негативном влиянии ПАВ, табакокурения на организм человека. Лекции, беседы в малых группах и индивидуальные. в течение учебного года учителя биологии, химии, ОБЖ, представители наркодиспансера .3. Медико-психологическое и правовое просвещение классных руководителей и учителей-предметников.
Учебно-просветительская работа среди учителей, классных руководителей в области негативного влияния ПАВ, табакокурения на организм человека, психологической и правовой помощи подростку. Лектории, семинары, малые педсоветы, психолого-педагогические консилиумы. в течение учебного года администрация школы при сотрудничестве с межведомственными государственными и общественными организациями.
4. Работа с родительской общественностью.
1.Выявление семей, нуждающихся в психологической и социальной поддержке.
Анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы.
в течение учебного года Совет по профилактике, школьный родительский комитет.
2. Учебно-просветительская деятельность среди родителей. Лекции, семинары, род. собрания, беседы. в течение учебного года межведомственные и общественные организации, зам. директора по ВР.
5. Подведение итогов.
Подведение итогов профилактической работы всего педагогического коллектива, рассмотрение предложений, рекомендаций по данной проблеме. Круглый стол, конференция, семинар, педсовет. апрель-
май администрация школы, зам.директора по ВР.
План профилактической работы в течение учебного года.
№ мероприятия сроки ответственные
1. Работа с педагогами.
1. Проведение «Круглого стола»
«Адаптация учащихся 5х классов в основной школе» Сентябрь
декабрь зам. директора по УВР
зам. директора по ВР
2. Диагностика учащихся и их семей на начало учебного года сентябрь классные руководители
3. Заседание методобъединения классных руководителей «Работа с детьми, требующими особого внимания. Работа с документацией по внутришкольному контролю». октябрь инспектор по
охране прав детства,
зам. директора по ВР
4. Составление и утверждение плана проведения мероприятий по профилактике правонарушений, наркомании, курения, употребления алкоголя. октябрь инспектор по
охране прав детства
5. Семинар для учителей школы «Права ребенка» в международных документах и документах РФ ноябрь зам. директора УВР
6. Встреча учителей школы с инспектором полиции февраль инспектор по
охране прав детства
7. Проведение собеседования с классными руководителями об учащихся, состоящих на внутришкольном учете, с целью выявления положительных результатов и снятия учащихся с внутришкольного учета. В течение года
апрель инспектор по
охране прав детства
9. Составление перспективного плана работы на новый учебный год май инспектор по
охране прав детства
2. Работа с родителями.
1. Составление плана тематических выступлений на родительских собраниях
в целях адаптации учащихся в новом учебном году и профилактики стресса у детей:
«Особенности подросткового возраста»
«Как стать достаточно хорошим родителем»
«Роль и ответственность семьи в воспитании ребенка»
«Формирование здорового образа жизни у школьников – традиция школы»
сентябрь
сентябрь
ноябрь
январь
март
май инспектор по
охране прав детства
зам. директора по ВР
классные руководители
2. Ознакомление родителей с расписанием работы школьных спортивных секций, кружков дополнительного образования сентябрь
октябрь классные руководители
3. Ознакомление родителей с Правилами для учащихся школы сентябрь
классные руководители
4. Привлечение родителей для участия в классных и КТД школы (концертах, творческих встречах, встречах с ветеранами, экскурсий, походов, проведения тематических классных часов и т.д.) в течение года администрация
классные руководители
5. Участие родителей в праздниках окончания учебного года, на которых объявляются достижения учащихся. май классные руководители
учителя предметники
3. Работа с детьми.
1. Ознакомление учащихся 5х – 9х классов с Правилами для учащихся
школы сентябрь классные руководители
2. Выявление причин отсутствия ученика в школе, опоздания учащегося в школу ежедневно
в течение года классные руководители
администрация
3. Ознакомление учащихся с расписанием
дополнительных занятий, спортивных секций, творческих кружков в школе сентябрь
в течение года классные руководители
руководители секций, кружков
4. Диагностика учащихся 1х классов, 5х
классов, учащихся вновь прибывших в школу сентябрь
октябрь
ноябрь классные руководители
5. Изучение занятости учащихся во второй половине дня в течение года классные руководители
6. Анкетирование учащихся 9-х классов о дальнейшем выборе профессии ноябрь классные руководители
7. Индивидуальная работа с детьми «группы риска» по вовлечению кружки, секции, факультативы в течение года классные руководители
9. Привлечение учащихся школы к участию в проектной деятельности, школьных КТД, к деятельности школьного соуправления .в течение года зам по ВР
вожатая
учителя предметники
классные руководители
10. Проведение школьных массовых мероприятий с участием ветеранов, бывших выпускников, родителей, представителей общественности в течение года директор,
администрация
11. Беседы по профилактике правонарушений, наркомании, табакокурения, алкоголизма. в течение года классные руководители
12. Проведение конкурсов плакатов, выступление агитбригады на тему пропаганды здорового образа жизни в течение года вожатая
14. Классные часы по ПДД
Встреча с инспекторами ГИБДД ежемесячно
сентябрь, апрель классные руководители
инспектор ГИБДД
15. Проекты, классные часы по правовой культуре в течение года учитель обществознания, классные руководители
16. Организация каникул ноябрь, декабрь, март, май зам по ВР, классные руководители
17. Туристические походы
в течение года
июль, август классные руководители
18. Выставка книг, журналов в библиотеке, стенды по профилактике правонарушений, наркомании, табакокурения, алкоголизма в течение года заведующий библиотекой,
учитель биологии
19. Экскурсионная работа профориентационной направленности экскурсии на предприятия кл. руководители
20. Выбор учащимися 8 классов курсов предпрофильного образования в течение года зам. директора по УВР
4. Работа с органами системы профилактики безнадзорности, правонарушений, употребление ПАВ
1. Утверждение совместного плана работы по профилактике безнадзорности, правонарушений среди подростков.
сентябрь администрация, начальник отдела по несовершеннолетних ОВД поГагинскому р-ну
2. Профилактические беседы с учащимися в течение года зам по ВР, классные руководители
6. Профилактические беседы с участковым в течение года участковый инспектор
7. Участие в программах и проектах по формированию здорового образа жизни и профилактике негативных проявлений В течение года инспектор по
охране прав детства
зам. директора по ВР