Программа информатизации образовательной среды муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 65» на 2013 – 2017 годы
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Председатель Управляющего совета Директор муниципального бюджетного
Н.В.Трынковаобщеобразовательного учреждения
протокол № 6 от 05.02.2014г. «Средняя общеобразовательная школа № 65»
заседания Управляющего совета ________________ Пятибратова Л.А
приказ № 396 от 10.02.2014г.
Программа информатизации образовательной среды
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 65»
на 2013 – 2017 годы
Программа разработана в соответствии с:
Законом «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
Гражданским кодексом Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ Часть четвертая,
Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации В.Путиным 7 февраля 2008 г., № Пр-212,
Федеральным Законом № 149-ФЗ от 27.07.2006г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Федеральным Законом № 139-ФЗ от 05.04.2013г. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Письмом Минобразования РФ от 13.08.2002 № 01-51-088 ин «об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов о ОУ»
Сроки реализации:
Программа разработана на 2013-2017 годы и предусматривает следующие этапы реализации:
- Подготовительный этап — сентябрь - декабрь 2013 года — разработка программы информатизации школы
- 1 этап - 2014-2016 гг. - аналитико-внедренческий: активная реализация основных направлений программы и открытое обсуждение полученных результатов;
- 2 этап - 2017 г. - заключительный: на основании полученных результатов выработка прозрачной стратегии на дальнейшую перспективу
Цели и задачи программы:
Цель:
Повышение качества образования посредством формирования единой информационно-образовательной среды и интенсивного внедрения ИКТ и интерактивного оборудования в образовательный процесс.
Задачи:
Создание единого информационного пространства школы.
Использование ИКТ для непрерывного профессионального образования педагогов и активизации учебного процесса.
Использование интерактивного оборудования на уроках в целях повышения качества образования.
Обеспечение условий для формирования информационной культуры учащихся.
Создание условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство сайт школы.
Основные направления деятельности по реализации
программы информатизации школы.
Приоритетные направления деятельности учителя.
Приоритетные направления деятельности ученика.
Приоритетные направления деятельности администрации.
Приоритетные направления деятельности родителя.
Механизмы реализации.
Проект реализуется через:
укрепление материальной базы компьютерной техникой и программным обеспечением;
работу методических объединений учителей-предметников и систему методической работы;
непрерывное образование и самообразование учителей;
взаимодействие всех участников образовательного процесса, которое обеспечивает сайт школы.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы.
Повышение качества образования.
Создание единого информационного пространства.
Повышение уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя.
Повышение информационной культуры обучающихся.
Система организации контроля за исполнением данной Программы
Контроль за исполнением проекта осуществляется директором школы.
Реализация Концепции модернизации Российского образования предусматривает широкое применение новых информационных технологий и использование Интернет-ресурсов для формирования информационной компетентности учащихся, что предполагает наличие всего необходимого современного и качественного программного обеспечения.
Для этого необходима реализация следующих положений:
1. Создание оптимальных условий для овладения и внедрения в образовательный процесс интерактивного оборудования
2. Организация деятельности по теоретической и практической подготовке учителей к использованию интерактивного оборудования с целью повышения качества образования.
3. Создание единого информационного пространства школы.
4. Оптимизация условий для подготовки учителя к уроку через использование информационных ресурсов и технологий.
5. Оптимизация взаимодействия школы с информационным пространством города, страны, мира.
I. Введение.
1.1. Пояснительная записка.
Программа информатизации школы рассчитана на 4 учебных года и включает в себя пять основных разделов:
создание единого информационного пространства школы;
автоматизация организационно-распорядительной деятельности школы;
использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов и оптимизации учебного процесса с использованием интерактивного оборудования;
обеспечение условий для формирования информационной культуры учащихся;
создание условий взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство школы.
Программа направлена на освоение участниками образовательного процесса интерактивного оборудования и его использование в практической деятельности с целью повышения качества образования. Реализация данного проекта позволит эффективно организовать учебный процесс, опираясь на последние достижения науки, анализировать результаты деятельности всего коллектива и каждого ее участника в процессе обучения, выявлять уровень эффективности внедрения интерактивного оборудования в образовательный процесс.
Программа включает организацию деятельности, направленную на теоретическую и практическую подготовку учителей на всех этапах освоения и внедрения интерактивного оборудования и предусматривает на всех этапах работы компьютерный мониторинг обученности, качество образования, создание информационного банка, компьютерное тестирование и использование мультимедийной техники на школьных мероприятиях.
Кроме того предусмотрена диагностика, анализ результатов и обеспечение необходимой коррекционной работы, применение интерактивного оборудования в работе как с одаренными детьми, так и детьми требующими педагогического внимания.
II. Анализ состояния реализации программы информатизации школы
за 2010-2013 гг.
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Целью данного анализа является определение состояния МБОУ «СОШ № 65» в рамках реализации программы информатизации школы 20010-2013 г.г.
Основными задачами программы являлись:
внедрение ИКТ в процесс обучения;
формирование информационной культуры педагогов;
освоение ими дидактики образовательного процесса, построенного на основе ИКТ;
создание школьной Медиатеки, оснащенной необходимыми информационными ресурсами.
Другими словами большинство участников образовательного процесса должны были научиться эффективно использовать имеющуюся компьютерную базу и программное обеспечение школы.
В программе информатизации школы были обозначены следующие направления, оказывающие немаловажное влияние на достижение конечного результата:
1) Нормативно-правовое обеспечение процесса информатизации общего образования:
Создание в школе нормативно-правовой базы обеспечения процесса информатизации;
Разработка должностных инструкций для заместителя директора по ИКТ;
Выработка режима работы компьютерного класса;
1 этап создания школьной Медиатеки.
2) Развитие непрерывного педагогического образования в области ИКТ:
Организация постоянно действующего семинара «Учись учить» по обучению педагогов школы работе на компьютере и умению использовать другие технические средства;
3) Совершенствование технической базы и программного обеспечения информатизации:
Создание единого информационного пространства школы;
Завершение подключения школы к сети Интернет.
4) Развитие информационных ресурсов системы образования:
Организация работы школьной Медиатеки и накопление ее ресурсов;
Сбор содержательных материалов для создания школьного сайта.
5) Научно-методическое обеспечение процесса информатизации:
Сбор и накопление информации о значимых для школы инновациях в области применения ИКТ в образовательной и управленческой деятельности;
Анализ хода и результатов реализации подготовительного этапа информатизации школы.
Успех реализации задач программы информатизации школы во многом зависит от организационно-управленческого и кадрового обеспечения.
Организационно-управленческое обеспечение.
Для организации работы по информатизации в МБОУ «СОШ № 65» возложено на зам. директора по ИКТ Шеметова Сергея Викторовича
Нормативное обеспечение программы информатизации образования.
С целью создания нормативно-правовых условий для реализации подготовительного этапа Программы информатизации школы созданы:
разработана и утверждена должностная инструкция для заместителя директора по информатизации;
выработан режим работы компьютерного класса;
начата работа по созданию школьной медиатеки.
Использование компьютерной техники в школе.
Кабинет информатики:
Деятельность кабинета информатики подразделялась на учебный процесс и внеурочных занятий. Загруженность компьютерного класса по часам – 6 дней по две смены, а в понедельник, вторник и четверг – 3 смены.
Учебный предмет «информатика» введен в учебный план со 2 класса, в 1 классе по 1 часу внеурочной деятельности «информатика в играх (инфознайка)»
В кабинете установлены 9 персональных компьютеров для обучающихся и 1 – учительский.
Внутри класса создана локальная сеть. Все компьютеры подключены к сети Интернет через DSL модем. Имеется отдельный телефонный номер, работает электронная почта. Для пользователей, работающих в кабинете, предоставлена возможность сканировать информацию, распечатывать материалы на лазерном ч/б принтере и струйном цветном. Кроме этого в кабинете есть мультимедиа проектор Sony.
В кабинете информатики имеется мультимедийный комплект.
Медиатека:
Школьная медиатека находится в библиотеке. В ней содержатся более 200 электронных изданий. Проведена систематизация имеющихся ЭД по предметам и создан каталог имеющихся дисков и презентаций по учебным предметам.
Библиотека:
В школьной библиотеке установлено 3 персональных компьютера с мониторами 17”, лазерный принтер и сканер предназначенный для работы учителей школы и дополнительных занятий учеников.
Кабинеты начальной школы:
С 2010г. по 2013год в рамках модернизации образовательного процесса школой было приобретено: 6 ноутбуков, мультимедийный проектор, 6 интерактивных досок и сопутствующее к ним оборудование, 3 компьютера для обучения детей с ОВЗ (слабослышащих, слабовидящих, с заболеванием ДЦП).
Во всех учебных кабинетах имеется компьютер с выходом в Интернет.
В кабинетах: математика, история имеются интерактивные доски, в кабинете физики – мультимедийный комплект.
В школе создана локальная сеть, объединяющая все компьютеры школы.
Школьное делопроизводство.
Школьный секретарь осуществляет делопроизводство, используя компьютер. Пакетом программной поддержки делопроизводства служат программы фирмы Microsoft Office.
Для организации эффективной работы администрации все зам. директора (по УВР, БЖ, АХР) используют компьютер. Ноутбуки получили для использования зам. директора по воспитательной работе, педагог – психолог.
Содержание и структура курса «Информатика и информационные технологии».
Информатика является не только средством информационной поддержки педагогического процесса и высокоэффективным педагогическим инструментом, но и весьма важным и необходимым предметом школьного образования. Хорошо поставленная система обучения в рамках предмета «Информатика» своеобразная «точка роста» и одно из условий реализации Программы информатизации образования.
В школе определены следующие этапы изучения информатики:
первый этап - пропедевтический (2 -4 классы) 34 часов в учебном году, предусматривающий знакомство школьников с компьютером, формирование первых элементов информационной культуры, обучение школьников началам алгоритмизации на учебных исполнителях, участие в телекоммуникационных проектах. Для преподавания информатики на этом этапе учителями используются пакеты специализированных программ, разработанное специалистами в данной области, гарантирующими высокий психолого-педагогический уровень своей продукции.
на втором этапе – осваивается начальный курс информатики (5 – 7 классы),
в 8-9 классах осваивается базовый курс: в 8 классе - 34 часа информатики и 34 часа – информационные технологии, в 9 классе – 68 часов. Базовый курс обеспечивает овладение учащимися методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в учебных целях.
третий этап - (10-12 классы) обеспечивает продолжение изучения информатики.
Уровень подготовки учащихся
Уровень успеваемости по предмету 100%.
Сравнительный анализ за 2 года показал увеличение среднего балла, качества знаний. Это связано с увеличением мотивации к изучению предмета.
В результате анкетирования было выявлено, что в настоящее время 90 % обучающихся нашей школы имеют дома компьютер и 60 % - выход в Интернет, поэтому многие ученики понимают важность предмета информатика и его практическое применение в жизни.
Внеурочная деятельность по предмету
Работа по информатике и Информационным технологиям в школе не заканчивается только уроками информатики. Из 20 работ представленных в рамках школьной научно – практической конференции 90% были связаны в той или иной степени с использованием ИКТ.
Использование ИКТ в методическом комплексе школы.
В плане подготовки и повышения квалификации учителей – предметников в области ИКТ были осуществлены следующие действия:
- Все учителя прошли курсовую подготовку по программе «ИКТ в деятельности учителя»;
- Проведение производственных совещаний по использованию ИКТ в образовательном процессе.
Сделан анализ по использованию педагогами школы в повседневной практике цифровых инструментов и технологий:
- Текстовый редактор – 85%;
- Электронные таблицы – 35 %;
- Программы для создания презентаций – 50%;
- Распечатка дополнительных материалов для урока – 60%;
- Программы для работы с видео звуком и графикой – 10 %;
- Использование электронной почты – 100%;
- Поиск информации в Интернет – 100%;
Учителя школы постепенно осваивают и вводят в практику работы мультимедийные презентации. Каждый год все больше учителей на открытых уроках по своему предмету обмениваются опытом работы с другими учителями школы с использованием ИКТ технологий на уроках: использование мультимедийных презентаций, различных программ для расширения опроса, объяснение нового материала.
Уровень применения ПК в профессиональной деятельности педагогических работников (без учета учителей информатики) можно оценить как удовлетворительный. В тоже время педагогический коллектив не в полной мере использует возможности ИКТ, причин этому несколько: психологические трудности, связанные с применением технических средств обучения; недостаточная мотивация учителей, связанная с не проработанной нормативной базой; большие затраты времени для подготовки к урокам с использованием ИКТ и др.
В течении последних лет велась подготовительная работа по внедрению СПО в учебный процесс, но она не оправдала себя. Учителям и ученикам очень трудно дался переход на новую операционную систему. Так же возникли проблемы с подключением интерактивного оборудования, поэтому решено было перейти на windows.
III. Задачи на следующий год:
Продолжить обучение учителей в области ИКТ;
Создавать условия в школе для применения педагогическими кадрами ИКТ в учебном процессе;
Организовать работу по освоению интерактивного оборудования учителями и учениками школы.
Включить в индивидуальные планы каждого учителя разделы по ИКТ и интерактивному оборудованию;
Обеспечить условия и контроль за своевременностью повышения квалификации педагогических работников в области ИКТ со стороны заместителя директора по ИКТ;
IV. Выводы.
Несмотря на проблемы, которые были описаны в данном анализе, хочется отметить, что произошли позитивные качественные изменения в области информатизации.
Во-первых, стали более доступны коммуникационные технологии.
Во-вторых, стало ясно, что информатика является весьма важным и необходимым предметом школьного образования, своеобразной «точкой роста» и одним из условий успешной информатизации ОУ.
В-третьих, число педагогов, осваивающих ИКТ составило 100%.
В-четвертых, идет реализация инновационных технологий информатизации воспитательно-образовательного процесса наиболее активными учителями.
Дальнейшее развитие информатизации возможно лишь при условии качественных изменений процесса, - превращения стихийного развития информатизации в хорошо продуманную систему, основой которой должен стать новый Проект информатизации школы.
V. Этапы реализации проекта
Приоритетные направления деятельности участников образовательного процесса.
Единое информационное пространство школы – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация, преподаватели, ученики и их родители: администрация в сфере управления, а преподаватели в области повышения эффективности процесса обучения. Практически все участники объединены между собой соответствующими информационными потоками.
Приоритетные направления деятельности администрации.
Мероприятия Сроки Ответственные
Создать банк данных для информатизации управления ОУ. Выбор и эффективное использование программного продукта 2013-2017 Шеметов С.В.
Автоматизация планирования и организации учебной деятельности 2013-2017 Бирюкова О.А.
Трунова И.А.
Доступ к информации всех участников педагогического процесса. 2013-2017 Шеметов С.В.
Обеспечение контроля доступа к нежелательным ресурсам. 2013-2017 Шеметов С.В.
Организация электронного документооборота по финансовой и хозяйственной деятельности школы. 2013-2017 Пятибратова Л.А.
Шеметов С.В.
Организовать компьютерный мониторинг качества образования 2013-2017 Шеметов С.В.
Бирюкова О.А.
Организовывать обучение вновь прибывших учителей. 2013-2017 Шеметов С.В.
Поэтапное повышение уровня подготовки педагогического коллектива в области информационных технологий и интерактивного оборудования 2013-2017 Шеметов С.В.А.
Мониторинг проведения учителями уроков с использованием интерактивного оборудования 2013-2017 Шеметов С.В.
Проведение конференций, семинаров, педсоветов по внедрению интерактивного оборудования в образовательный процесс
Материальное поощрение руководителей семинаров. 2013-2017 Шеметов С.В.
Зубова И.Ю.
Создание и пополнение школьной медиатеки 2013-2017 Шеметов С.В.
Маляренко Н.П.
Назначение и поощрение ответственных за школьную медиатеку2013-2017 Пятибратова Л.А.
Создание и поддержание сайта школы, Web – страниц отдельных школьных проектов 2013-2017 Шеметов С.В.
Установление тесного информационного контакта с партнерами и родителями школы 2013-2017 Шеметов С.В.
Материальное поощрение ответственных за создание и сопровождение сайта 2013-2017 Пятибратова Л.А.
Приоритетные направления деятельности учителя.
Мероприятия Сроки Ответственные
Организация доступа всех учителей к информационным ресурсам сети Интернет 2013-2017 Шеметов С.В.
Пополнение базы образовательных Интернет-ресурсов по предмету 2013-2017 Руководители МО
Внедрение интерактивного оборудования и ресурсов сети Интернет в отдельные этапы урока. Использование на уроках готовых программных продуктов.
Включение учителями-предметниками интерактивное оборудование в свои тематические планирования 2013-2017 Бирюкова О.А. Учителя школы
Дистанционное образование, повышение квалификации в области интерактивного оборудования 2013-2017 Шеметов С.В.
учителя школы
Организация внутришкольного обмена опытом работы на заседаниях МО учителей-предметников. Оказание помощи учителям, использующим интерактивные средства обучения. 2013-2017 Руководители МО Шеметов С.В.
Участие учителей в различных конкурсах, связанных с ИКТ. 2013-2017 Шеметов С.В.
учителя школы
Публикация на школьном сайте материалов и практических результатов деятельности учителей школы. 2013-2017 Руководители МО Шеметов С.В.
Организация внутришкольных конкурсов педагогических разработок, методических статей. 2013-2017 Шеметов С.В.
Приоритетные направления деятельности ученика.
Мероприятия Сроки Ответственные
Использование информационных ресурсов сети Интернет в ходе самообразования.
Безопасность интернета для учеников 2013-2017 Шеметов С.В.
Пискунова Е.С.
Создание базы данных по предметам с использованием интерактивного оборудования (программы, рекомендуемые учебники, лекционный материал, контрольные и практические работы, тестовые задания). 2013-2017 Учителя школы
Внедрение системы дистанционных учебных курсов. 2013-2017 Шеметов С.В.
Бирюкова О.А.
Компьютерные технологии для подготовки к уроку.
Организация свободного доступа к школьной медиатеке2013-2017 Шеметов С.В.
Маляренко Н.П.
учителя школы
Организация кружковой и факультативной деятельности на основе интерактивного оборудования. 2013-2017 Трунова И.А.
Составление графика доступа к компьютерному оборудованию школы 2013-2017 Шеметов С.В.
Введение в практику работы компьютерного тестирования учащихся по подготовке к ЕГЭ 2013-2017 Бирюкова О.А.
Введение систематической работы по участию в сетевых конкурсах, конференциях и олимпиадах, обобщение опыта и организация возможности ознакомления с результатами. 2013-2017 Шеметов С.В.
Проведение и консультирование проектной деятельности обучающихся в различных предметных областях в части, связанной с применением ИКТ.2013-2017 Шеметов С.В.
Учителя школы
Приоритетные направления деятельности родителя.
Мероприятия Сроки Ответственные
Получение информации о расписании учебных занятий, о проводимых школьных мероприятиях и их результатах через сайт школы 2013-2017 Шеметов С.В.
Интернет общение с администрацией школы и учителями в гостевой книге сайта 2013-2017 Шеметов С.В.
Интернет-знакомство с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса. 2013-2017 Шеметов С.В.
Приоритетные направления деятельности по созданию
единого информационного пространства школы.
Мероприятия Сроки Ответственные
Повышение технической оснащенности школы. Выполнение необходимого совершенствования и ремонта техники 2013-2017 Шеметов С.В.
Зубова И.Ю.
Поддержание в работоспособном состоянии единой локальной сети школы и подключение ее к сети Интернет 2013-2017 Шеметов С.В.
Создание системы защиты информации от несанкционированного доступа. Ведение контроля за использованием Интернет. 2013-2017 Шеметов С.В..
Установка и настройка необходимого ПО. 2013-2017 Шеметов С.В.
VI. Механизмы реализации проекта.
Проект реализуется через:
укрепление материальной базы компьютерной техникой и программным обеспечением;
работу методических объединений учителей-предметников и систему методической работы;
непрерывное образование и самообразование учителей;
взаимодействие всех участников образовательного процесса, которое обеспечивает сайт школы.
VII. Планируемые результаты проекта.
Эффективность реализации проекта информатизации школы оценивается по следующим критериям:
Создание единого информационного пространства.
Показатели:
повышение эффективности образовательного процесса;
автоматизация организационно-распорядительной деятельности школы.
Повышение уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя.
Показатели:
создание условий для творческого роста всех участников образовательного процесса через использование интерактивного оборудования;
повышение качества образования;
распространение и обобщение опыта учителей через участие в научно-методических и научно-практических семинарах, конференциях,
публикации, в том числе в Интернет - форумах;
создание оптимальных условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство ОУ;
эффективность использования сайта.
Повышение информационной культуры обучающихся.
Показатели:
использование компьютерных технологий для организации самостоятельной работы;
участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях.
Программа рассмотрена и принята на педагогическом совете школы № 4 от 06.02.2014г.
протокол №_____от_______________
Содержание
2.1 Информационная справка о школеОсобенности учебного процессаОсобенности воспитательного процесса.Характеристика материальной базы школы3. Обоснование актуальности поставленных задач4.Основные программные мероприятия5. Краткая характеристика проектовОжидаемые конечные результаты7. Оценка результативности реализации программыВозможные рискиПрограмма информатизацииМБОУ СОШ № 16 на 2013-2017 гг.Содержание
Паспорт программы
Содержание проблемы и обоснование необходимости принятия программы
Информационная справка о школе
Анализ состояния процесса информатизации
Основные цели и задачи программы.
Обоснование актуальности поставленных задач
Система программных мероприятий
Направления реализации программы (проекты)
Ожидаемые конечные результаты
Оценка результативности реализации программы
Возможные риски
Наши координаты
ПАСПОРТПРОГРАММЫ «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МБОУ СОШ № 16 на 2013-2017 гг.»
Наименование программы Программа информатизации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 16 на 2013-2017 гг.
Основные разработчики программы Школьная команда: Казачук Н.В. - директор школы МБОУ СОШ № 16, Пупынина З.Я. - заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 16,
Конечная цель программы Создание единой образовательной среды МБОУ СОШ № 16 с использованием компьютерной техники и ИКТ для повышения качества обученности школьников и эффективности управленческой деятельности.
Задачи программы - Оснащение школы средствами информатизации и организация единого информационного пространства школы;-Информатизация учебного процесса, приобретение и создание цифровых образовательных ресурсов;- Повышение уровня компетентности педагогического коллектива и управленцев в области использования ИКТ, повышение ИКТ компетентности родителей.
Сроки реализации программы 2013-2017 гг.
Исполнители основных мероприятий Администрация, школьная команда, руководители МО, библиотекарь, учителя-предметники, учащиеся, родительская общественность.
Источники финансирования программы Муниципальный бюджет, спонсорская помощь, внебюджетные и иные средства
Ожидаемые конечные результаты - Создание единого образовательного пространства школы;- Создание банка ЦОРов педагогов школы;- Повышение эффективности, доступности и качества образования на основе использования ИКТ в учебном процессе;- Повышение оперативности и качества управления системой образования школы на основе информационно-коммуникационных технологий;- 100 % педагогов овладеют ИКТ;- Все педагоги школы используют информационно-образовательную систему «Дневник.ру»;- Введение непрерывного курса информатики и ИКТ во 2-11 классах во внеурочную деятельность;- Проведение тестирование тестирования 9-11 классов с использованием информационных ресурсов.
Система организации контроля заисполнением Программы Ежегодный анализ итогов реализации программы на педагогическом совете.
Нормативная база 1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 30.11.2010 2. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»
Закон РФ «Об образовании» (в редакции № 122-ФЗ от 22.08.2004)
Национальный проект «Образование» (компонент «Информатизация»)
Устав школы
6. Программа развития школы на 2011-2015 гг.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методамиИнформатизация образования — широкомасштабный процесс трансформации содержания, методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающий подготовку (эффективную социализацию) школьников к жизни в условиях информационного общества. Одним из наиболее заметных проявлений информатизации образования является расширяющиеся использование новых информационных и коммуникационных технологий. Однако, информатизация образования – это не только установка компьютеров в школах или подключение их к Интернету. За трудностями, которые переживает сегодня школа, нелегко заметить, что на наших глазах начинается практический переход от образования в условиях ограниченного доступа к информации к образованию в условиях неограниченного доступа к информации. Складывается «новая педагогика» школы ХХ1 информационного века. Информатизация образования связана с глубинными сдвигами в работе современной школы, в содержании образования, которое все больше трансформируется. Это обусловлено ростом мобильности общественных, производственных, организационных институтов и индивидуумов, резким возрастанием объема информационных потоков, новыми задачами, которые необходимо решать членам информационного общества.Информатизация образования в первую очередь должна способствовать решению педагогических проблем. Информационные технологии эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями: если учитель мыслит прежними категориями, то использование технических средств не меняет сути образовательного процесса и традиционного репродуктивного метода подачи материала. Информатизация позволяет от авторитарной школы перейти к педагогике сотрудничества, когда учитель и ученик, находясь в равном отношении к информационным ресурсам, становятся партнерами при ведущей роли учителя. Информатизация образовательного учреждения осуществляется путем создания и развития школьного информационного пространства.^ 2.1 Информационная справка о школеМБОУ СОШ № 16 г. Хабаровска создана в 1969 году. Школа включает в себя три ступени.Обучение на первой ступени осуществляется по программам начального общего образования, на второй ступени обучения – по программе основного общего образования, на третьей ступени обучения – среднего (полного) общего образования.^ Особенности учебного процессаС 01.09.2006 г. введён базисный учебный план 2004 г. Информатика и ИКТ преподается по рабочей программе по информатике и ИКТ, составленной на основе Примерной программы по информатике и ИКТ, М. Дрофа, 2007 и авторской программы под редакцией И.Г.Семакина. ^ Особенности воспитательного процесса.Воспитательная деятельность осуществляется через реализацию учебно-познавательного, художественно-эстетического, спортивно-оздоровительного и досугового направлений.На протяжении ряда лет в школе работает совет старшеклассников.Воспитательная работа в школе направлена на удовлетворение разнообразных потребностей школьников через воспитательную работу в процессе обучения, через внеурочную деятельность, через внешкольную деятельность. Деятельность педагогов протекает в пространстве детства, которое мы рассматриваем как совокупность разных «пространств», каждое из которых оказывает воздействие на процесс развития личности ребёнка. Создание воспитательной среды в рамках открытого информационного образовательного пространства школы предполагает:
корректировку учебного процесса;
изменение форм и методов учебной работы: преодоление пассивности школьников через дидактические ролевые игры, разнообразие форм обучения, раскрепощение личности ребёнка в учебном процессе;
ориентацию учащихся на вечные ценности, выраженные в таких категориях, как «человек», «красота», «здоровье», «добро», «знание», «культура», «Отечество», «труд», «мир», которые охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания;создание условий для свободного самовыражения и самореализации каждого ребёнка в информационном пространстве школы.
^ Характеристика материальной базы школыОбразовательный процесс по информатике осуществляется в компьютерном кабинете, в котором 10 рабочих мест. В школе имеется 42 компьютера (10 - в кабинете информатики, 15 – в классных комнатах, 2 комплекта для дистанционного обучения), 3 интерактивные доски (информатика, русский язык, начальные классы), 12 проекторов, 13 – принтеров, 1 сканер. Целью нашей программы является создание единой образовательной среды с использованием компьютерной техники и ИКТ для повышения качества обученности школьников и эффективности управленческой деятельности.^ 3. ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧЗАДАЧА 1: Оснащение современными средствами информатизации и организация единого информационного пространства школы, т.к. основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологическая информационно-образовательная среда, которая существует на материальной базе (компьютеры, периферийные устройства, оргтехника, средства телекоммуникации, системное и прикладное программное обеспечение), соединенная в локальные сети и обеспечивающая доступ к российским и международным электронным ресурсам.Созданная материально-техническая база позволит кардинально изменить преподавание информатики и других учебных предметов, повысить качество образования.ЗАДАЧА 2: Информатизация учебного процесса, приобретение и создание цифровых образовательных ресурсов.Информатизация учебного процесса позволит привлекать как учащихся, так и педагогический коллектив к более интенсивному и широкому освоению компьютерных технологий. Это позволит создать и структурировать различные информационные потоки: административно-управленческие программы и формы, цифровые образовательные ресурсы, что приведет к созданию общей информационной базы данных, к которой будут иметь доступ все участники образовательного процесса.ЗАДАЧА 3: Повышение уровня компетентности педагогического коллектива и управленцев в области использования ИКТ, повышение ИКТ компетентности родителей.Уровень и культура использования вычислительной техники определяет степень информатизации школы, ее готовность к жизни в информационном веке.Для создания единой образовательной среды необходимо обучение всех участников учебного процесса применению программно-аппаратных комплексов, информационных технологий, повышение квалификации педагогов-предметников, разработки новых методик, учитывающих и использующих информационные и коммуникационные технологии.^ 4.ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯРаздел 1. Создание и оптимизация ЕИПЗадача: Оснащение школы средствами информатизации и организация единого информационного пространства школы
Мероприятия Ответственные исполнители Сроки реализации
1.1 Модернизация кабинета информатики и учебных кабинетов Администрация школы 2013-2017 гг.
1.2 Дооснащение школы компьютерной техникой для выполнения программы по информатизации (библиотеки, учителей-предметников, учителей начальной школы) Администрация школы 2013-2017 гг.
1.3 Завершение прокладки школьной локальной сети и глобальной сети Интернет для каждого компьютера в школе. Учредитель, Администрация, 2014-2017 г.
1.4 Обеспечение сохранности и эффективного использования учебного компьютерного оборудования Учителя -предметники 2013-2017 гг.
1.5. Разработка и приобретение стандартных лицензионных программных средств Администрация школы 2013-2017 гг.
1.6. Обновление паспортизации кабинета информатики Учитель информатики Ежегодно
1.7. Проведение работы по защите персональных данных, антивирусная защита Администрация школы, сетевой администратор 2013-2017 гг.
1.8. Усовершенствование системы мер защиты учащихся от возможных негативных последствий ненормируемого использования компьютерной техники Администрация школы, сетевой администратор постоянно
1.9 Модернизация школьной библиотеки Администрация школы, зав. библиотекой 2013 -2017 гг.
Раздел 2. Развитие информационных технологий сферы образованияЗадача: Информатизация учебного процесса, создание цифровых образовательных ресурсов
Мероприятия Ответственные исполнители Сроки реализации
2.1. Поддержка школьного Web-сайта с помощью Конструктора сайтов, систематическое обновление школьного сайта, добавление «Гостевой книги» на сайт. Сетевой администратор 2013-2017 гг.
2.2. Пополнение медиатеки школы Администрация школы, зав. библиотекой 2013-2017 гг.
2.3. Разработка номенклатуры и форм материалов школы в электронном формате Инспектор по кадрам 2013-2017 гг.
2.4.Издание школьной газеты «ШКОЛА.RU» в электронном и бумажном вариантах. Пресс-центр, зам. директора по ВР 2013-2017 гг.
2.5. Проведение конкурсов компьютерных презентаций, компьютерных рисунков и web-сайтов. Участие в конкурсах российского и международного масштаба по информатике. Учитель информатики 2013-2017 гг.
2.6. Проведение школьной научно-практической конференции с презентацией проектов. Зам. директора по УВР Ежегодно
2.7. Создание банка ЦОРов Учителя-предметники 2013-2017 гг.
2.8. Использование программы «1С:Хронограф 2.5» и «1С: Хронограф Мастер 3.0» Администрация школы, Инспектор по кадрам 2013-2017 гг.
2.9 Информационное наполнение стенда «Информатизационный процесс» Команда по информатизации 2013-2017 гг.
2.10. Ведение школьного электронного дневника Администрация школы, классные руководители 2013-2017 гг.
2.11. Введение непрерывного курса информатики во внеурочной деятельности Администрация школы 2013 -2014 гг.
2.12. Проведение тестирования для 9-11 классов по профориентации и по подготовке к ГИА и ЕГЭ Администрация школы 2013-2017 гг.
Раздел 3. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных кадров, повышение ИКТ компетентности родителей.Задача: Повышение уровня компетентности педагогического коллектива и управленцев в области использования ИКТ, повышение ИКТ компетентности родителей.
Мероприятия Ответственные исполнители Сроки реализации
3.1. Организация повышения квалификации работников школы по программам педагогической ИКТ – грамотности и ИКТ- компетентности. Администрация школы 2013-2017 гг.
3.2. Систематическое пополнение школьной библиотеки изданиями, отражающими направление информатизации Зав. библиотекой, зам. директора по УВР 2013-2017 гг.
3.3. Организация семинаров и мастер-классов для педагогических работников школы по вопросам информатизации образования. Администрация школы 2013-2017 гг.
3.4. Введение информационно-методических материалов по применению информационных технологий в управлении образованием. Администрация школы, инспектор по кадрам 2013-2017 гг.
3.5.Организация повышения ИКТ компетентности родителей. Реализация проекта «Современный родитель». Зам. директора по ВР. постоянно
3.6 Организация дистанционного обучения учителей и учеников. Зам. директора по УВР 2013-2017 гг.
3.7. Соблюдение регламентов работы в ИКТ-насыщенной среде Администрация школы, педагоги 2013-2017 гг.
^ 5. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТОВПроект 1. «Современный кабинет» Цель: создание школьных современных кабинетов, дооборудование и оснащение материально-технической базы кабинетов информатики и предметных кабинетов согласно санитарно-гигиенических и противопожарных норм, библиотеки, рабочих мест администрации. Задачи:
Дооборудование кабинета информатики и предметных кабинетов, проведение косметических ремонтных работ.
Дооснащение библиотеки, кабинета социального педагога, педагога-психолога, рабочих мест администрации компьютерной техникой.
Оснащение кабинетов: жалюзи на окна; интерактивные и маркерные доски; компьютерные столы.
Приобретение компьютерной и оргтехники (сканеры, проекторы, цифровые видеокамеры, Web-камеры, интерактивные доски, интерактивные приставки и т.д.).
Установка школьной локальной сети и глобальной сети Интернет.
Обеспечение сохранности и эффективного использования учебного компьютерного оборудования.
Паспортизация кабинета информатики.
Пополнение программно - методического материала.
Оформление стендов в учительской «Информатизационный процесс».
Проект 2. «Сайт школы»Цель: содержание сайта школы в соответствии с «Законом об образовании» и открытие доступа к нему всем непосредственным участникам учебного процесса.Задачи:
Создать команду учителей и учащихся, ответственных за работу сайта.
Обеспечить возможность интерактивного общения участников учебного процесса (создание форума, гостевой книги и т.д.).
Обеспечить постоянное обновление информации для всеобщего просмотра.
Обеспечить поддержку создания подсайтов педагогов и учеников школы.
Проект 3. «Ярмарка талантов»Цель: Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся и учителей на основе использования ИКТ.Задачи проекта:
Обеспечение широкого доступа участников образовательного процесса к школьным, городским, региональным и российским информационно-образовательным и развивающим электронным ресурсам.
Повышение ИКТ компетентности учителей, учащихся и родителей.
Широкое внедрение ИКТ в образовательный процесс.
Создание ЦОРов и их эффективное использование в образовательном процессе.
Выявление талантливых и одаренных детей:
Виды деятельности:1.Презентации конкурса по параллелям.2.Мастер - классы для учащихся по созданию презентаций.3.Мастер-классы для учащихся «Презентации предметного проекта в программе PоwerPоint, создание Web-сайтов с использованием различного программного обеспечения.4.Конкурсные отборы презентаций и учебных проектов:- Конкурсы компьютерных презентаций- Конкурсы компьютерных рисунков- Конкурсы web-сайтов- Конкурсы по созданному ПО5. Участие учащихся в конкурсах городского, российского и международного масштаба по информатике.6. Участие учащихся в дистанционных олимпиадах по информатике.Проект 4. «Школа учителя»Цель: проводить научно-методическую работу в коллективе по внедрению ИКТ.Задачи проекта:
Создать творческую группу учителей работающих по программе «Информатизация школы».
Организовать повышения квалификации работников школы по программам базовой педагогической ИКТ - компетентности.
Принять участие в подготовке преподавателей по сетевому и дистанционному обучению учащихся.
Провести семинары, мастер - классы, для педагогического коллектива школы по использованию ИКТ «Использование электронных учебных изданий в образовательном процессе».
^ ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выполнение программы «Информатизация школы» позволит нам достигнуть следующих результатов: 1. Улучшить материальную-техническую базу: модернизированный кабинет информатики и предметные кабинеты, соответствующие санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, оснащенные современной компьютерной техникой.2. Улучшить информационный обмен документацией с помощью открытого пространства на сервере.3. Поддержка школьного сайта в глобальной сети.4. Дать возможность всем участникам образовательного процесса использовать школьные, городские, региональные, российские и мировые информационные и образовательные ресурсы.5. Дать возможность принимать активное участие всем участникам образовательного процесса в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах, конференциях, форумах и т.д.6. Иметь ЦОРы созданные педагогическим коллективом и учащимися школы.7. Раскрывать творческий потенциал учащихся и учителей при реализации проекта «Ярмарка талантов». 8. Участвовать родителям в реализации программы «Информатизация школы». 9. Добиваться свободным владением и использованием в образовательном процессе ИКТ до 100% педагогов. ^ 7. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫОценка результативности реализации программы «Информатизация школы» должна осуществляться с учетом трех основных направлений:первое – оценка качества созданных условий для ее реализации;второе – оценка процесса ее реализации;третье – оценка конечных результатов реализации программы.Для практической оценки реализации программы необходимо определение следующих критериев:
Критерий результативности. Методика – экспертная оценка и объективные данные об образовательном учреждении.
Критерий удовлетворенности всех субъектов, включенных в реализацию программы. Методика – опрос, анализ «поля конфликтов».
Критерий роста достижений. Методика - анализ «поля достижений».
Критерий результативности на уровне роста научно-методического обеспечения. Показатели – рост педагогической компетентности педагогов.
^ ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ
Здоровьесбережение (СанПиНы…)
Дефицит кадрового обеспечения (системные администраторы, лаборанты);
Заинтересованность педагогов в реализации проекта;
Невостребованность системы электронного документооборота учителями.
ИКТ – не может быть панацеей от множества существующих проблем.