Cтатья Создание положительного имиджа будущего фармацевта как стратегия развития его конкурентоспособности.
СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА КАК СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
В условиях социально- экономических перемен особенно актуальным стало формирование воспитательного пространства, обусловленного социальными условиями жизни студентов и условиями их дальнейшей профессиональной деятельности. Поэтому основной целью воспитательной деятельности в современных условиях является подготовка конкурентоспособных специалистов, которые должны быть всесторонне развитыми, обладать нравственными качествами, иметь творческий потенциал, высокий профессионализм, социальную мобильность и стремление к саморазвитию. Необходимость формирования нового стиля социального поведения современного человека, отвечающего задачам современного этапа развития общества, ведет к актуализации проблем, связанных с таким явлением как имидж. Имидж- image в переводе с английского означает «образ». Следовательно, когда говорят об имидже человека, то имеют в виду тот его образ, который возник у других людей. При этом имеется в виду не только визуальный образ (вид, облик), но и образ мышления, действий, поступков и т.п. В настоящее время формирование позитивного имиджа становится актуальной проблемой. Изучение имиджа студента особенно важно и актуально на сегодняшний день, т.к. возрастают требования к будущему профессионалу, к современному специалисту. Осознанная стратегия формирования конкурентоспособности будущего специалиста направлена на обеспечение его конкурентных преимуществ на рынке труда и дальнейшее успешное профессиональное развитие. Еще в процессе обучения она проявляется в способности студента самостоятельно находить пути самореализации:
-формировать личностные компетенции как основу управления собственным развитием (знать сильные стороны своей личности, уметь находить и формировать сферы их результативного применения);
-определять стратегии достижения успеха (личностные, карьерные, здоровьесберегающие, имиджевые);
-осуществлять системное управление собственным развитием (видеть возможности, оценивать риски, действовать);
-создавать положительный личностный и профессиональный имидж как основу будущего профессионального успеха.
Имидж как социально-психологический феномен имеет ряд особенностей: – формируется в процессе непосредственного или опосредованного взаимодействия людей;
– одновременно зависит и от качеств личности, и от особенностей окружающих людей;
– выступает в форме обобщенного группового образа, со временем принимающего форму социального стереотипа;
– имеет символическую форму;
– требует специальных усилий со стороны носителя.
В процессе формирования положительного имиджа будущего специалиста необходимо учитывать основные положения социальной психологии:
– человек – существо социальное, он чрезвычайно зависим от своей группы и социального окружения;
– поведение человека в группе определяется стереотипами – обобщенно-упрощенными представлениями;
– отношение всей группы к конкретному человеку существенно влияет на то, как именно будут относиться к нему ее отдельные участники;
– в различных группах один и тот же человек может иметь разную репутацию и соответствующее ей поведение;
– позитивное отношение группы к отдельному человеку способствует решению его задач.
Таким образом, можно сделать вывод, что феномен имиджа основан на особой чувствительности человека к социальному влиянию. Психологические исследования показывают, что, находясь в группе, человек ведет себя совсем не так, как оставаясь наедине с собой. В присутствии других людей у одних из нас повышается активность, ускоряется реакция и возрастает скорость мышления, у других, наоборот, преобладают тенденции к торможению. Очевидно, что внимание и оценки группы выступают сильнейшими регуляторами поведения людей. Таким образом, надо уметь формировать положительный имидж, не потеряв самого себя. И здесь важную роль играет способ, который помогает найти себя и свой имидж. Поэтому необходимо учитывать следующие элементы имиджа:
1. Умение общаться с окружающими, быть контактной личностью;
2. Занимать активную позицию в жизни (в противовес замкнутой, закрытой манеры самопроявления);
3. Проявлять отзывчивость и доброжелательность (в противовес безразличию или агрессивности);
4. Уметь быстро реагировать на окружающие события и явления, демонстрировать сообразительность;
5. Демонстрировать способность мыслить и излагать свои мысли в хорошем логическом формате (в противовес сбивчивому мышлению и неупорядоченной речи).
6. Формировать позитивный внешний облик, манеры поведения.
7. Реализация общих внешних данных, полученных от рождения и частично сформированных путем физических упражнений (стиль фигуры и лица, рост, цвет волос и глаз, форма рук и ног).
8. Выражение лица, мимики (приветливое, доброжелательное, легко реагирующее на внешний мир; или же замкнутое, нахмуренное, абсолютно индифферентное).
9. Стиль взгляда (работа глаз).
10.Умение улыбаться, тип улыбки.
11.Принимаемая поза, движение корпуса, жестикуляция (во время заслушивания лекций, при выступлениях с докладами, в процессе разговора с окружающими).
12.Пространственное расположение личности (в аудитории на занятии, при разговоре с преподавателем или коллегами-студентами).
13.Тип одежды и ее цветовое решение (мягко-приветливые линии и цвета или же угловато-мрачные).
Пребывание в стенах учебного заведения – шанс для приобретения столь необходимых для карьеры психологических знаний. Прежде всего, – в области навыков общения, взаимодействия, адаптации и влияния. Процесс формирования имиджа включает самореализацию студентов, «приведение» своих взглядов, оценок, ценностей в соответствие с социально приемлемыми и профессиональными ценностями. Все эти аспекты, безусловно, влияют на успешный имидж, работа студента над собой уже предполагает возможность проявления себя как будущего профессионала, умеющего грамотно выстраивать свой профессиональный имидж.
Если под личностным имиджем мы понимаем образ человека, обусловленный его внутренними качествами и особыми индивидуальными свойствами, то профессиональный имидж – это черты облика человека как субъекта деятельности. Которые отражают степень его профессиональной успешности, стимулируют рост авторитета, расширяют перспективы профессиональной карьеры, профессионального призвания, выступают условием профессиональной самореализации, достижения профессиональных вершин. Деловой успех приходит к тем, кто умеет не только развить, но и донести до других свои лучшие личностные качества. В этой связи особое значение имеет технология построения успешного профессионального имиджа, которая поможет в достижении профессиональных успехов:
1. Найти свой правильный смысл жизни, поставить планку потребностей;
2. Сделать инвентаризацию своих способностей и возможностей, сделать анализ того, что имеешь и что можешь сам изменить к лучшему;
3. Развивать чувство собственного достоинства и при этом избавиться от заниженной или завышенной самооценки; если надо – избавиться от невротического поведения, которое никогда не сделает вас успешным;
4. Самовоспитание, самоконтроль, самоорганизация, самообразование: хронический интерес к профессиональному росту, к науке и – обязательно – к психологии;
5. Найти методы мотивационной готовности к успеху и самомотивации, радоваться за себя «здесь и теперь», за каждый свой шаг вперед;
6. Развивать позитивное мышление, способность превращать неудачу в успех;
7. Работать над своим духовным содержанием, без соблюдения духовных законов путь к успеху закрыт.
Общество, порождая требования к профессиональному имиджу фармацевта, провизора, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменным остаются такие качества «идеального фармацевта», как доброжелательность, уравновешенность, чуткость, терпимость, скорость реакции, хорошая память, внимание и наблюдательность. По результатам анкетирования, свыше 75% покупателей выбирают аптеку, исходя из положительного личного опыта или по рекомендациям знакомых. Имидж аптек у клиентов в немалой степени зависит от работников первого стола, их профессионализма, личных качеств и создаваемого образа, то есть от имиджа фармацевта. Своим внешним видом, поведением, манерой общения, культурой речи фармацевт дает информацию о квалификации сотрудников аптеки и способствует формированию ее положительного образа у посетителей. Клиенты аптек на первое место ставят компетентность фармацевта, на второе - доброжелательность, на третье терпеливость. Согласно мнению потребителей, имидж идеального фармацевта таков: располагающая манера общения, спокойствие, отзывчивость, доброжелательность и компетентность. Но нельзя забывать народную мудрость: встречают по одежке, а провожают по уму. Работник аптеки должен быть внешне приятен для посетителя. Первостольнику достаточно просто завоевать доверие покупателя с помощью своей внешности - в этом помогает стандартная униформа и профессиональный опыт, основные составляющие внешности идеального фармацевта, с точки зрения покупателя это:
-строгий, чистый и отглаженный халат;
-аккуратная прическа;
-макияж в естественных тонах. Излишне яркий макияж, растрепанные волосы, пирсинг в носу вряд ли придутся по вкусу посетителям аптеки, значительную часть которых составляют пожилые люди. Большинство посетителей аптек - люди, имеющие проблемы со здоровьем, и вполне естественно, что они иногда нервничают, бывают раздражены и даже неадекватны.Уметь терпеливо выслушать покупателя, не перебивая его и не делая преждевременных выводов, помогает завоевать его доверие. Терпение пригодится и в ситуации, когда следует разъяснить что-либо малограмотному покупателю - правила приема лекарства или информацию об аналогах. Если нет уверенности, что покупатель усвоил объяснения, следует написать на листе бумаги, как принимать лекарство. Идеальный фармацевт умеет поставить себя на место покупателя и относится к людям так, как хотел бы, чтобы относились к нему. Чуткость, понимание и терпение фармацевта обязательно будут оценены посетителями аптеки. Таким образом, опрятный вид, грамотная речь, приветливость, умение общаться, хорошее знание ассортимента, профессионализм при консультировании - все это формирует положительный имидж фармацевта и, безусловно, влияет на поведение и лояльность клиентов аптеки. Роль классного руководителя и преподавателей профессиональных учебных дисциплин неоценимо велика в формировании положительного имиджа будущих специалистов как стратегического фактора в воспитании конкурентоспособной личности. В данном направлении педагогам следует решать задачи по формированию у студентов нравственных и морально-волевых качеств личности, воспитанию правовой культуры, активной гражданской позиции, привитию навыков здорового образа жизни, развитию информационной культуры, профессионального самосознания, воспитания национального характера. Решая поставленные задачи, классный руководитель должен вести целенаправленную, системную работу. Начиная работу с первокурсниками необходимо уделить внимание вопросу адаптации студентов, так как необходимо помочь им безболезненно пройти период вхождения в жизнь колледжа. Следует поближе ознакомить с профессией, которую они выбрали. Большое значение в этом для нас, преподавателей отделения «Фармация» имеют следующие формы воспитательной работы:
-встреча с работодателями, экскурсия в ГУП «Таттехмедфарм», в аптеки, в информационный центр; - проведение классного часа «Я и моя профессия», «Обязанности и основные требования культурного поведения студентов»; Важным является развитие эстетической культуры студентов, формирующая творческую, активную личность, способная воспринимать и оценивать прекрасное в природе и в повседневной жизни. В этом направлении положительные результаты можно получить через посещение музеев, театров, организуя различные экскурсии. Неоценимую роль играет воспитание у студентов чувства патриотизма. Оно предполагает формирование знаний по проблемам интернационализма и патриотизма, понимание роли национального вопроса в современных условиях, воспитание чувства осознания себя гражданином России, проявления любви к своей Родине, своему народу, осознания подлинных обязанностей перед обществом, перед своей профессией. Положительную роль играют классные часы: «Фармацевты в годы Великой Отечественной войны», «Мы - граждане России», экскурсия в музей ГУП «Таттехмедфарм», в музей естественной истории Татарстана, экскурсии по памятным местам Казани, в остров-град Свияжск, в Великие булгары и др. В воспитании у студентов потребности к непрерывному образованию помогают участие студентов в олимпиадах, конкурсах, конференциях. Не будем забывать, что одно из самых главных качеств личности – способность и желание «расти». Нет предела совершенству! А имидж - это целостное, гармоничное явление, его невозможно разложить по частям. В нем важно все: и внешний, и внутренний образ, включающий в себя личностные, профессиональные и нравственные качества, способствующие совершенствованию личности.
Г.М.Валиуллина-преподаватель фармации высшей квалификационной категории Казанского медицинского колледжа