Педагогические чтения – 2015 «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества и конкурентоспособности образовательных услуг в условиях новой школы». Секция «Создание условий по доступной среде для детей с ОВЗ, нахо
МБОУ школа-интернат основного общего образования
г. Татарска Новосибирской области
Педагогические чтения – 2015 «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества и конкурентоспособности образовательных услуг в условиях новой школы».
Секция «Создание условий по доступной среде для детей с ОВЗ, находящихся в трудной жизненной ситуации».
Доклад по теме «Создание условий по доступной среде для детей с ОВЗ, находящихся в трудной жизненной ситуации в процессе занятий по трудовому обучению».
Подготовила: учитель технологии
и трудового обучения II кв. к.
Алейникова Марина Геннадьевна
2014 – 2015учебный год
Вводная часть
(Слайд 1-2) По статистике каждая десятая семья на протяжении жизни сталкивается с проблемой инвалидности близкого человека. Особенно тяжело переживаются в семье случаи тяжёлого заболевания детей. Не случайно интерес к детям с ограниченными возможностями, к их социальным проблемам, а также к трудностям, с которыми сталкивается семья, воспитывающая такого ребенка, постоянно растет, что подтверждается увеличением числа исследований, монографий, книг, статей, посвященных этим актуальным проблемам во всем мире.
(Слайд 3) 21 января 2010 года правительство России утвердило программу "Наша новая школа", направленную на постепенный переход на новые образовательные стандарты, изменение инфраструктуры школьной сети, сохранение и укрепление здоровья школьников, на создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов и детей с ОВЗ, находящихся в трудной жизненной ситуации. Также организационные проблемы и особенности детей с ОВЗ нашли частичное отражение в работах М.Н. Никитиной, Р.К. Игнатьевой, Э.И. Танюхиной и А.Л. Свинцова, А.А. Баранова, Г.В. Тарасовой, А. Ахмедова и других ученых.
Основная часть
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. Для ребёнка с ограниченными возможностями школа - интернат является одним из важных факторов социализации, а также важным символом здоровья и полноценной жизни.
(Слайд 4) В нашей школе всего 158 обучающихся. Из них 85 детей с ОВЗ. (Слайд 5) Так как же организовать учебную деятельность учащихся данной категории, чтобы они овладели базовыми знаниями, умениями и навыками? Как на занятиях работать со всем классом и одновременно с каждым ребенком? Каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение учащимися в ходе учебных занятий социального опыта? Как помочь школьникам с ОВЗ поверить в свои возможности, как воспитать в них организованность, самостоятельность? Как обеспечить успешность в обучении каждого из них? Задача не из лёгких. Это заставило меня задуматься о необходимости создания условий и применения новых подходов, технологий при взаимодействии с учениками данной категории. (Слайд 6) Уроки трудового обучения имеют реальную возможность помочь ребенку реализовать себя, получить навыки самостоятельной жизни в социуме, знакомят детей с современными технологиями, помогают ориентироваться в мире профессий, проявлять свою фантазию и индивидуальность, подготавливают их к самостоятельной трудовой деятельности. Данный предмет создаёт атмосферу здорового соперничества и учит сотрудничеству.
(Слайд 7) Швейная мастерская, в которой работают дети, оборудована в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному кабинету.
Согласно требованиям:
оборудование установлено с наличием свободных проходов;
помещение хорошо проветривается, температурный режим соответствует требованиям;
освещение как естественное, так и искусственное соответствует нормам;
в кабинете швейного дела имеются современные швейные машины с электрическим и ножным приводом, 2 машины 52 «А» класса, 2 обмёточные машины, для утюжильных работ имеются утюги, гладильные доски и другое. (Слайд 8-9)
в кабинете кулинария имеется соответствующая бытовая техника, столовые приборы, посуда, мебель. (Слайд 10)
(Слайд 11) В начале учебного года все ребята знакомятся с техникой безопасности в кабинетах швейного дела и кулинарии. Каждая ученица имеет рабочую тетрадь по данному предмету, папку для хранения чертежей, выкроек, работ по моделированию, ткань, инструменты и приспособления для пошива одежды.
(Слайд 12) Занятия проводятся согласно тематическому планированию, утвержденному администрацией школы. Идет постоянный сбор и систематизация материала по разделам: устройство и эксплуатация швейных машин, швейные материалы, конструирование и моделирование одежды, отделка и вышивка, декоративно – прикладное искусство. Учебный процесс в основном зависит от конкретного содержания занятия. Основной организационной формой обучения в швейной мастерской является трудовое практическое занятие, на котором обучающиеся отрабатывают полученные знания по всем разделам программы. (Слайд 13) Наряду с общими методами обучения: словесными, наглядными и практическими - при конструировании, моделировании и изготовлении изделий из ткани, используются специфические для трудового обучения инструктажи: вводный, текущий, заключительный, а так же письменный инструктаж в виде инструкционных карт.
(Слайд 14) Содержание раздела программы «Работа с тканью» позволяет ознакомить учащихся с отраслями легкой промышленности – текстильной и швейной, бытовым обслуживанием населения, торговлей текстильными товарами и одеждой. Для более четкого представления работы отраслей легкой промышленности, а так же с целью профориетнационной работы провожу экскурсии на швейную фабрику и ателье. Одним из наиболее сложных элементов учебного процесса является организация систематического контроля и учета знаний и умений учащихся. (Слайд 15) Наиболее распространенными формами контроля теоретических знаний учащихся являются:
а) беседы, направленные на закрепление, систематизацию или применение знаний (в процессе беседы одни ученицы отвечают на несколько вопросов, логически связанных между собой, другие дополняют, уточняют и исправляют их ответы, такие беседы с целью проверки знаний способствуют развитию памяти и мышления у учащихся, вызывают у них желание применять полученные знания на практических занятиях); б) фронтальный беглый опрос, проводимый при определении качества знаний, необходимых для выполнения предстоящей практической работы;
в)заполнение инструкционных карт с целью выявления знаний учащихся технологической последовательности выполнения типовых обработок швейных изделий. (Слайд 16-17) Контроль практических умений осуществляется в процессе наблюдений за трудовой деятельностью учащихся при систематической пооперационной проверке изготавливаемых изделий, при просмотре изделия в целом, отборе готовых изделий на выставку (демонстрацию изделий). (Слайд 18-19) Наиболее эффективными для проверки знаний является использование:
а) перфокарт;
б) перфоконвертов;
в) буквенных и цифровых заданий;
г) сигнальных кругов. (Слайд 20) Эти приёмы обеспечивают состояние успеха для каждого ученика, вселяют в него уверенность, устраняют страх, формируют правильную самооценку и развивают мыслительную деятельность, корригируют недостатки психофизического развития умственно отсталых школьников.
(Слайд 21-22) На уроках кулинарии учащиеся учатся готовить первые и вторые блюда, изделия из теста, самостоятельно оформляют их, сервируют стол, изготавливают изделия для декора праздничного стола, составляют меню и рассчитывают затраты на продукты. Знакомятся с этикетом за столом, учатся правильно пользоваться столовыми приборами. Именно на уроках кулинарии обучающиеся отрабатывают навыки приготовления пищи, правила поведения за столом.
(Слайд 23-28) Независимо от возраста учащихся стараюсь применять как можно больше наглядных пособий, образцов пооперационной обработки деталей и узлов изделия, учебных таблиц по разным разделам программы, чертежей швейных изделий, инструкционных карт, тематических презентаций, видеофильмов и др. Особое место в образовательном процессе занимает демонстрация видеосюжетов и видеофильмов. Активное использование на уроках ИКТ и видеоматериалов повышает информационную и эстетическую насыщенность урока, мотивацию к предмету.
(Слайд 29) В условиях современной школы учебник, несмотря на появление такого конкурента, как компьютер, еще надолго останется средством реализации содержания образования. Оттого, насколько хорошо школьники умеют работать с учебной книгой, во многом зависит эффективность обучения по предмету и, в конечном итоге, качество знаний. При чтении дети допускают много ошибок, неправильно ставят ударение, не понимают смысл некоторых слов, некоторые читают медленно. Поэтому на уроке постоянно провожу словарную работу. Стремлюсь организовывать поисковую деятельность учащихся, активизировать их мысль на каждом этапе урока, учитывая психологические особенности учащихся. Для осуществления дифференцированного подхода к обучению учащихся использую разноуровневый раздаточный материал. В структуру урока активно внедряю «физминутки».
Чтобы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой и эстетически насыщенной, я использую на уроках музыку, поэзию, живопись, а также жанры устного народного творчества. Эффективность современного урока основывается на реализации связи с жизнью, на применении новых активных форм обучения. Моя деятельность сопряжена с творческим подходом. Стараюсь быть для детей другом и добрым наставником, прежде всего, чтобы пробудить в ребенке желание познавать, искать, творить и экспериментировать, сформировать познавательный интерес и научить учиться. Для развития способностей учащихся создаю атмосферу доброжелательности, обращаюсь к ученицам только по имени, подчеркнуто уважительно, независимо от их социального статуса в классном коллективе, учу выражать свои мысли. Вопросы «почему?», «для чего?» звучат на каждом уроке. Даю такие задания, при помощи которых дети, играя в учителя и ученика, учатся оценивать и обосновывать свою оценку. Если ребенок чувствует дружескую обстановку со стороны окружающих его людей, то его эмоции будут направлены только на совершаемую им деятельность. А значит, его работы будут аккуратными и более творческими.
Готовясь к каждому уроку, выбираю наиболее благоприятное сочетание принципов и технологий, которые были бы доступны для освоения и восприятия учащимся и способствовали развитию творческих способностей.
(Слайд 30) Свою методическую работу строю на изучении передовых развивающих технологий, использую принципы развивающего обучения, выделенные З.И.Калмыковой:
принцип проблемного обучения;
принцип оптимального развития разных видов мыслительной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип специального формирования алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности;
принцип специальной организации мнемонической деятельности.
Эти принципы, обеспечивают активность учащихся, сознательность учения, возможность самостоятельной работы. Использование принципов развивающего обучения стимулирует познавательный интерес учащихся, повышает качество усвоения материала. (Слайд 31-32) Для организации высокого качества учебного процесса эффективно использую современные образовательные (СОТ) и информационные (ИТ) технологии:
компетентно ориентированные технологии;
здоровьесберегающие;
информационно – коммуникационные;
метод дифференцированного подхода к деятельности учащихся;
игровые;
модульно – блочная.
Заключение
Многолетняя практика эффективного использования перечисленных технологий подтверждается хорошим качеством выполненных работ, результатами мониторингов, итоговых аттестаций, участием в конкурсах, соревнованиях и олимпиадах по трудовому обучению.
Качество обучения. (Слайд 33)
Класс Качественная успеваемость
2012-2013 уч. г. 2013-2014уч. г. 2014-2015 уч. г.
5 «Б» 100% 72% 100%
6 «Б» 100% 82% 100%
7 «Б» 100% 94% 100%
8 «Б» 100% 100% 100%
9 «Б» 75% 100% 100%
Участие в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах.
(Слайд 34-37)
Дата Виды участия во внеурочной деятельности Фамилия, имя ученика Уровень мероприятия Результат
23.03.
2010г Конкурс по профессионально – трудовому обучению для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Группа учащихся Областной 5место
2010 год Конкурс «Юная швея» проект «Новая жизнь старым вещам» Группа учащихся Районный Участие
21.03.
2011г Олимпиада по профессионально – трудовому обучению для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Группа учащихся Областной 4 место
26.08.
2011г Конкурс – выставка «Продукция ученических производственных бригад» Группа учащихся Районный Грамота
26.08.
2012г Конкурс – выставка «Продукция ученических производственных бригад» по номинациям «Мой чемпион», «Кунсткамера», «Чудо заморское» Группа учащихся Районный 2 место
10.04.
2012г Экологический форум «Зеленая планета – 2012г.» в номинации «Современность и традиция» Подвигина Кристина Районный 2 место
10.04.
2012г Экологический форум «Зеленая планета – 2012г.» в номинации «Многообразие вековых традиций» (возрастная группа 15 – 18 лет) Белоус Наталья Районный 1 место
10.04.
2012г Экологический форум «Зеленая планета – 2012г.» в номинации «Многообразие вековых традиций» (возрастная группа 11 – 14 лет) Луковская Екатерина Районный 1 место
Март 2013г Конкурс детского и юношеского творчества “Алые паруса – 2013″ Группа учащихся Международный Участие
(Слайд 38) Отслеживание траекторий профессионального развития учащихся с 2010 г. показывает, что 28-31% девушек поступили в ПУ города и области, получили профессии швея и повар, работают по специальности. При этом 100% учащихся указали, что они используют знания, умения и навыки, полученные на уроках трудового обучения. 65% респондентов указывают на прямую связь между приобретением профессиональных навыков в школе и успешным освоением специальности, по которой работают в настоящее время.
Замечу в заключении, что именно уроки трудового обучения помогают в подготовке учащихся к жизни и труду, найти свое место в жизни, правильно выбрать профессию, которая бы приносила не только материальный достаток, но и удовлетворение, давала возможность реализовывать себя, получать навыки самостоятельной жизни в социуме.