Урок по швейному делу для 10 класса Выполнение вышивки с использованием различных видов швов

Урок по швейному делу для 10 класса «Выполнение вышивки с использованием различных видов швов». Учитель Балюк Ирина Егоровна

Тема: Выполнение вышивки с использованием различных видов швов.
Цель урока: познакомить учащихся с историей возникновения вышивки, с композиционным построением узоров; научить технике выполнения счетных швов; воспитывать любовь к одному из самых древних видов искусства – вышивке, развивать творческое мышление, внимательность и аккуратность в работе.

Инструменты, материалы, приспособления: игла с увеличенным ушком, ножницы, пяльцы, нитки, мулине, канва.

Наглядные пособия: картины, выполненные учащимися, журналы, одежда, украшения вышивкой, предметы быта.

Дидактическое обеспечение: образцы вышитых изделий.

Ход урока
Урок № 1
Организационный момент.

Повторение. Актуализация опорных знаний.

-На прошлом занятиях мы познакомились с техникой выполнения гладьевых швов. Чтобы вспомнить ключевые слова из этих уроков, мы составим кроссворд за основу возьмем слово «вышивка». На столе у вас лежат вопросы, вы читаете вопрос и даете ответ.


в
п
р
и
к
р
е
п



в
е
р
х
о
ш
в
ы

















ш
о
в















и
г
л
а













ц
в
е
т
н
а
я




н
а
п
е
р
с
т
о
к















г
л
а
д
ь








1 Разновидность вышивки «гладь», при выполнении которой сначала делают длинный стежок, а затем маленькими стежками прикрепляют к ткани (ВПРИКРЕП)
2.Гладьевая вышивка мастериц Владимирской области (ВЕРХОШВЫ)
3.Стебельчатый, тамбурный, «козлик», «строчка», «косичка». Какое слово их объединяет ? (ШОВ)
4.Острый металлический стержень с ушком (ИГЛА)
5.Вышивка «гладь», характерная для Верхнего Поволжья (ЦВЕТНАЯ)
6.Колпачок, предохраняющий от укола иглы (НАПЕРСТОК)
7.Вышивка, объединяющая слова «односторонняя», «белая», «теневая», «александровская» (ГЛАДЬ)
В результате составления кроссворда мы вспомнили названия некоторых вышивальных швов, инструменты и приспособления, необходимые для вышивки.

Сообщение познавательных сведений.

-История возникновения вышивки.

Вышивание является одним из самых распространенных видов народного искусства, рукоделия. Его возникновение связано с появлением первого стежка, сделанного первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта.
Вышивка - это украшение различных материалов или уже готовых изделий орнаментами или сюжетными рисунками при помощи нитей (шелковых лент, бисера и других материалов) и иглы (вышивальной машины). В разные времена, в зависимости от уровня цивилизации, использовались разные инструменты для вышивки. Это были: каменное шило, костяные, бронзовые, стальные и позолоченные иглы. С усовершенствованием инструментов, развивалось и само искусство вышивки, появились новые приемы, расширились возможности исполнения различных рисунков и орнаментов.
. Физ. пауза
-Гимнастика для глаз
-Упражнения для шейного отдела позвонка
-Упражнения для грудного отдела позвонка
4. Практическая работа : « Выполнение вышивки с использованием различных видов швов.»

-Инструменты и материал
Мулине
Игла для вышивки
Канва
Схема
Карандаши
Ножницы

- Текущий инструктаж
Повторение правил безопасной работы с иглой, ножницами, утюгом.
Во время вышивания следует помнить о правилах техники безопасности при работе с ножницами, иглами, утюгом и четко их соблюдать.
5.Самостоятельная работа учащихся.
Текущий инструктаж учителя ( проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы ).
Целевые обходы.
6.Выставка готовых работ.
7.Подведение итогов урока учителем:
Сообщение учителя о достижении целей урока.
Выставление отметок.

Урок №2 ( продолжение работы)

1. Знакомство с новым
- Смысловые значения

Например, фигурами в виде ромба, квадрата или круга обозначали источники света – солнце и луны. Горизонтальной волнистой линией – воду, вертикальной – дождь. Горы представляли треугольниками.

2. - Виды вышивок
(Домашнее задание)
«Гладь» вышивка прямыми и косыми стежками, плотно уложенными один к другому.

«Контурная гладь» наиболее простой вариант вышивки. Переводят узор на ткань
и по краю рисунка укладывают стежки разной величины, чередуя длинные с короткими.
«Теневая (художественная) гладь». Переведенный на ткань узор обшивают по контуру швом «вперед иголку» и, начиная от краев, вышивают стежками разной длины, меняя цвет нити каждого очередного ряда. Если узор крупный, то заранее намечают границы рядов.
Незаметное вливание одного цвета в другой получается в том случае, если стежки каждого последующего ряда заполняют просветы между стежками предыдущего и имеют такое же направление.
«Узелки».
Чаще всего их используют, вышивая цветочные тычинки. «Узелки» можно сделать совсем крохотными или чуть больше все зависит от толщины нити и количества витков, накрученных на иглу. Удобнее их вышивать на пяльцах: закрепляют нить, выводят ее с изнанки на лицевую сторону, зажимают между указательным и большим пальцами левой руки и натягивают.
«Рококо» или шов «навивка», «кучерявый», «витой», как называли его в старину, это те же «узелки», только с большим количеством витков, в результате чего получаются выпуклые спирали, которые легко уложить в форме хризантем, розочек, листиков, мелких цветков. Вышивают «рококо» в пяльцах длинной тонкой иглой (лучше, если она ровная по всей длине).
«Силк риббон» - так называется тип вышивки, которую выполняют, используя вместо обычной пряжи ленточку из шелка или органзы и получая особенный объемный эффект.
«Крест» или, как его любовно называют рукодельницы, крестик один из самых популярных видов вышивки. Нередко искусные мастерицы иглой и цветными нитями «перерисовывают» полотна знаменитых художников, удивляя точной копией картин, написанных кистью. Приемы вышивки просты, ведь крестик это два стежка, пересекающихся посередине. Вышивают крестиком в пяльцах по счету нитей на ткани полотняного переплетения, но удобнее всего работать на канве.

Физ. пауза
-Упражнения для поясничного отдела позвонка
-Упражнения для грудного отдела позвонка
-Дыхательная гимнастика

3.Продолжение практической работы. (см. план Урок №1)

Урок№ 3 (продолжение работы)
1. -Основные понятия

При выборе рисунка для вышивки возникает целый ряд вопросов:

а) какие цвета будут использованы в работе;
б) назначение изделия;
в) расположение узоров на изделии;
г) выбор цвета для его выполнения.

Все это – слагаемые понятия “композиция”.
Вышивка-это техника украшения изделий различными стежками из ниток.
Композиция – это объединение элементов изображенных одно художественное целое, имеющее единую, форму и содержание.
В композиции всегда есть главное и второстепенное. Главное может быть выделено при помощи цвета, размера, особого расположения, причем не обязательно в центре композиции.
Орнамент – последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров. Он оформляет и украшает изделие, подчеркивая нужные элементы. Орнамент зависит от формы, назначения и материала, из которого выполняются изделия. Для выполнения орнамента чаще всего используются счетные швы: роспись, набор, счетная гладь, косая стежка, крест, гобелен и др. Выбор орнамента во многих случаях зависит от характера и расположения композиции. Для украшения середины или края изделия применяется ленточный орнамент. Ритмично заполнить всю поверхность узором помогает сетчатый орнамент.
Хорошим украшением центральной части изделия может служить центрический или розеточный орнамент, в котором отдельные элементы вписываются в какую-либо геометрическую фигуру.
Ритмически повторяющийся элемент или несколько элементов, из которых складывается орнамент, называется раппортом.
Построение цветовой композиции основано на ритме – чередовании цветовых пятен: главных и второстепенных, ярких и ослабленных. Построение полосы являются простейшим способом показа ритма орнамента.
Физ. пауза
-Упражнения для кистей рук
-Упражнения для грудного отдела позвонка
-Дыхательная гимнастика
2. Проверь себя
Запомним: композиция, ритм, орнамент, раппорт, мотив орнамента, сетчатый орнамент, центрический орнамент, ленточный орнамент, шов “крест”, гобеленовый шов.
Повторим:
1. Что такое композиция?
Как можно выделить основную часть композиции?
Что такое ритм?
Что называют орнаментом, раппортом?
Всегда ли мотивы в орнаментальном узоре повторяются?
От чего зависят форма и расположение композиции?
.Продолжение практической работы. (см. план Урок №1)

Урок №4 (продолжение работы)

1. Вопросы для закрепления:
- С какой вышивкой вы познакомились? (крест)
- Как давно зародилась вышивка крестом? (В старину)
- Какие орнаменты используют в вышивке крестом? (Ленточный, сетчатый, розеточный, раппорт)
- Что можно украсить вышивкой крестом? (Одежду, белье, предметы быта)
2. -Организация рабочего места
Перед тем как приступить к выполнению вышивки, необходимо правильно организовать рабочее место, подобрать ткань, нитки, инструменты и приспособления, выбрать схему рисунка. Физ-пауза
3.Практическая работа

-Продолжение работы по вышиванию
-Окончательная отделка готовых работ (подготовка к оформлению в рамку, использование клеевого материала)
Анализ и оценка работ.
На данном уроке учащиеся познакомились с историей возникновения вышивки крестом.
Посмотрели творческие работы выполненные ранее. Овладели приемами и способами работы по технологии вышивки крестом. Самостоятельно используя основу полученных знаний на уроке и знакомства с различными видами швов вышивки крестом, приступили к выполнению творческой работы.
Проверить: аккуратность и ровность стежков; чистоту стежков с лицевой и изнаночной сторон.
Оценить работу учащихся, учитывая следующие критерии:

- декоративность - решение цвета.
- содержательность - полнота реализации в учебно-творческом задании полученных знаний.