Методический материал Колористика(Элективный курс)
Элективный курс
«Колористика»
10класс
Разработан:
Федоренко Наталья Степановна
Учитель ИЗО
Комсомольск-на-Амуре 2011год
Оглавление
Пояснительная записка
Цели и задачи курса
Программа элективного курса « Колористика»
Учебный план
Учебно – тематическое планирование
Методические рекомендации
Список используемой литературы
Пояснительная записка
Элективный курс « Колористика» предполагает поддержание интереса учащихся к профессии дизайнера, оформителя интерьера, художника. Развивать, обогащать и совершенствовать профессиональные навыки – задача данного курса.
Данный курс сводит воедино положения о цветовых характеристиках современной действительности, создает целостное представление о художественном подходе к формированию творческих решений с помощью цвета.
Содержание курса делится на три темы.
Первая посвящена разъяснению теоретических положений об участии цвета в формировании окружающей нас среды, цвета как компонента дизайна, цветовых гармониях и содержит научные представления об особенностях взаимодействия цветовых характеристик элементов в разных ситуациях.
Вторая раскрывает и закрепляет принципы и приемы цветового моделирования разных компонентов.
Третья объясняет и иллюстрирует конкретные варианты проектной работы с цветом.
Цели и задачи элективного курса
« Колористика»
В результате изучения курса учащиеся должны иметь представление:
о категориях « цветовая культура», «цветовая символика», «семантика цвета»;
о колористике как науке и системе проектирования;
об основах цветовой гармонизации, методах и средствах построения гармонических цветовых сочетаний;
знать:
положения о цветовом круге, треугольнике, гармонических цветовых рядах;
основные принципы цветовой комбинаторики и цветового моделирования;
уметь:
пользоваться элементарными приемами цветового анализа и цветового моделирования при проектировании;
составлять несложные цветовые комбинации на плоскости.
Методические рекомендации
Программа межпредметного ориентационного элективного курса «Колористика» составлена для учащихся 10 классов общеобразовательных школ, проявляющих особый интерес к профессии дизайнера, оформителя интерьера и окружающей среды, художника с целью развития у школьников художественного вкуса, ознакомления и применения законов и правил цветоведения на практике.
Программа рассчитана на 36 часов. В процессе обучения учащиеся получают и закрепляют знания в области цветоведения, знакомятся и применяют на практике теории о цвете различных художников, используют полученные знания в творческих работах. Познают основы цветовой гармонизации; как среда и освещение влияют на решение цветовых задач; а также рассматривают функции цвета в природе и в объектах окружения человека и психологическое состояние цвета.
На изучение разделов тем отводится 12 часов, на выполнение практических заданий – 24 часа. Итоговое занятие может проходить в форме конкурса, выставки, коллективного обсуждения, защиты проектов.
Учебный план элективного курса «Колористика»
10 класс
№
Тем
Темы
Количество часов
Всего
Практические занятия
1.
Введение
1
2.
Основы колористики
12
8
3.
Цвет, как компонент дизайна
7
4
4.
Колористическая композиция
16
12
Итого
36
24
Учебно – тематическое планирование
элективного курса « Колористика»
Названия тем
Содержание занятий
Кол. Час.
Введение
Предмет «Колористика», его связь с другими предметами специализации и роль в подготовке специалиста
1
Основы колористики
Исторический обзор. Понятия о цветовой культуре, семантике цвета; цветовая символика, идеальные цветовые предпочтения. Колористика как наука и система проектирования.
Цветовая гармония и комбинаторика.
Теория цветовой гармонизации, контраст, нюанс. Цветовой круг, треугольник, гармонические цветовые ряды на плоскости. Цветовая комбинаторика, методы и средства построения гармоничных сочетаний.
12
Цвет, как компонент дизайна
Воздействие цвета на человека с различных позиций.
Магия цвета: психологическая характеристика восьми цветов.
7
Колористическая композиция
Функции цвета. Роль цвета в интерьере, цветовая гармонизация объектов в интерьере. Колористическая композиция на плоскости.
16
Перечень практических заданий
№ п./п.
Наименование и краткое содержание практических заданий
Кол.
час.
1.
Гармонические цветовые сочетания и цветовые комбинации.
Из произвольных образцов составляется цветовой круг Б. В. Освальда, В. Козлова, Гете, подбор гармоничных сочетаний отдельных цветов и цветовых групп по теории А. Менселла, В. М. Шугаева, В, Козлова.
8
2.
Колористический анализ произведения. На конкретном примере средствами графического анализа рассматриваются: цветовая палитра, семантика использованной гаммы и ее связь с окружающим цветовым контекстом, цветовая динамика объекта.
Плоскостная композиция: с помощью психологической характеристики одного из восьми цветов / тест Люшара/ создание произвольной композиции.
4
3.
Колористическое решение интерьера. Выполняется интерьер комнаты в цветовой структуре с элементами оборудования, деталями отделки, декора, освещения.
6
4.
Создание творческой композиции в любом жанре, в том числе декоративной или абстрактной: отработать умение применять знания по цветовой грамоте в практической работе.
6
Список используемой литературы
Нестеренко О. И. «Краткая энциклопедия дизайна» М, « Молодая гвардия» 1994.
Логвиненко Г. М. «Декоративная композиция» М, «Владос» 2005.
Миронова Л. Н. «Цветоведение» Минск, 1984
Волкотруб И. Т. «Основы комбинаторики» Киев « Высшая школа» 1985.
М. Люшар « Магия цвета» Харьков, АО «СФЕРА», 1996.
ЩђЗаголовок 115