выступление на методическом объединении учителей начальных классов
Выступление на городском МО учителей начальных классов
Описание педагогического опыта работы по проблемной теме:
Отработка техники чтения, как залог успешной
учёбы
Отработка техники чтения у младших школьников является главным этапом в учебном процессе. Ведь, ни для кого не секрет, что плохо читающие дети не успевают по многим предметам. Как сделать, чтобы в классе успевающими были все ученики? Этот вопрос волнует и будет волновать многих педагогов.
Чтение в начальном обучении играет исключительно большую роль в образовании, воспитании и развитии младших школьников. От того, как читает ученик, в большой зависимости находится вся его школьная успеваемость. Чем лучше ребёнок читает, тем он лучше усваивает изучаемый материал. У него развивается речь, память, пополняется словарный запас, возрастает потенциал. Пройдя курсы скорочтения, я решила серьёзно заняться этой проблемой. Разработала карточки, соответственно данной методики и стала активно использовать в своей работе с учениками данного класса и учениками прошлого выпуска, начиная с самого первого класса. Сейчас эти дети в восьмом классе и нынешние ученики четвёртого класса. Методика скорочтения даёт положительные результаты не только для уроков чтения и литературы уже в старших классах, но и при изучении таких предметов как русский язык, природоведения, истории, географии, математики.
Хочу немного рассказать о данной методике. Учитель может составлять различные задания для развития поля чтения, осмысления прочитанного текста, беглого чтения на основе того, что ребёнок знает и видит данное слово мгновенно, а не читая его по слогам. Он бегло следит глазами по строчке вперёд и ниже, видит ближайшие слова предложения, а не слово, которое в данный момент у него перед глазами. Например, в карточке № 6 нужно глядя на зелёную точку прочитать как можно больше слов в пределах очерченной границы и вне её. Развивая угол зрения, ученик может прочитать целые предложения, а не слова.
Для повышения уровня мышления составляются задания как в карточке № 18. Например, работа с деформированными словами. Ребёнок по нескольким буквам может узнать безошибочно слово: Л.Б.ДЬ, К.Р.ВА, М.Д.Е.Ь. Для отработки техники чтения хорошо использовать методику работы со словами-перевёртышами. Например, слово лесной записано таким образом: селной. Задание усложняется, если нужно исключить, при этом, лишнее слово.
Например, ГИРТ
ЕЛВ
СОЛН
ФИЛТУ
В данном задании лишнее слово последнее, означающее туфли. Среди названных животных, обувь была лишней. Большое внимание необходимо уделять работе с предложениями. Так, например, даётся детям задание сравнить порядок слов в предложении. Белка убежала далеко в лес. Далеко в лес убежала белка. Убежала белка далеко в лес. Здесь важно интонировать правильно каждое предложение, анализировать его, делать вывод. А также предлагается ученикам определить какое предложение длиннее. Например, карточка № 20. Дети пошли в лес. Дети пошли в лес за ягодами и грибами. Дети пошли в лес за цветами.
Весь этот материал распределяется по возрастным особенностям. Для учеников первого класса при развитии навыков беглого чтения целесообразно использовать такой вид работы, как узнавание слогов. Бегло читать слоги в разных направлениях и в разных вариациях. Например, даётся ряд слогов НА ТО РИ БО РО ТЕ ЗА ДЫ ГРИ ЛИК МО КО ДЕ ЛО. Читают дети слева направо простым темпом, потом быстрым, потом через слог, затем в обратном порядке, затем через два слога в том же порядке. Задание усложняется, если предложить составить как можно больше слов из данных слогов. Используются такие формы работы с текстом как закрывание пол строки непрозрачной линейкой, сначала верхней части, затем нижней, а также создание преграды. При этом обязательно дети должны читать вслух, то есть используется хоровое чтение.
Мастерская масок позволяет отрабатывать выразительность. Здесь работа осуществляется над скороговорками. Выполняя данное задание дети сами того не замечая, чётко придерживаются интонации и выражения голоса, соответствующие определённой образу маски, которую учитель показывает детям. Используются и отрабатываются на каждом уроке разные скороговорки. Скороговорка в мастерской масок проговаривается радостно, печально и с удивлением. Детям очень нравятся эти задания и с удовольствием работают над выразительностью.
Уроки чтения должны рассматриваться как важнейший этап в совершенствовании навыка чтения, его осознанности, правильности, выразительности, беглости и основных видов речевой деятельности, особенно говорения и слушания.
Достижение положительных результатов здесь возможно при соблюдении многих условий: своевременного пробуждения и поддержания познавательного интереса детей, мобилизации их жизненных наблюдений; компактного, содержательного и яркого по форме слова учителя; отработки чтения трудных по слоговой и графической структуре слов; продуманного
первичного чтения; постановки цели, которая сделает каждый шаг в разборе прочитанного осмысленным и интересным;
привлечения творческих приёмов чтения; продуманное чередование различных видов чтения.
Чрезвычайно важно последовательно реализовать принцип продуктивного многочтения, который позволяет так организовать работу, чтобы учащиеся, перечитывая знакомый по первичному чтению текст, всегда находили в нём что-то новое, ранее не замеченное ими, интересное, рождающее новые мысли и чувства, возбуждающие неожиданные ассоциации, желание поделиться своими рассуждениями с товарищами и сделать новые наблюдения, вновь углубиться в содержание произведения, ещё и ещё раз перечитать отдельные эпизоды или описания.
На уроках чтения всегда с детьми необходимо обсуждение каждого текста. Дети учатся делать выводы, мотивируя их, прислушиваются к мнению других учеников, ведут дискуссии. Их выводы, замечания, предположения, иногда ошибочные, а иногда поражающие своими зрелыми высказываниями. Чтобы вести дискуссию, высказывать своё мнение не достаточно изучать один только учебник. Поэтому данная методика со своими различными и интересными заданиями привлекает детей к чтению научной литературы, дополнительно художественной, изучения журналов, газет. Дети с удовольствием читают, чтение становится не обязанностью, а интересный источник получения новых и интересных знаний. Таким образом, я решаю проблему улучшения техники чтения со всеми её составляющими.
В своей работе я использую материал, который содержит упражнения, развивающие технику чтения. Этот материал разработан в передовых методиках школы динамического чтения.
Для подбора материала индивидуальной работы с каждым учеником использовании исследования в этой области Зайцева В.Н., Федоренко И.П., упражнения Эддигея В.П.
Используемые в моей работе карточки подразделяются на три раздела в зависимости от возрастных особенностей школьника.
Развитие зрительного восприятия во время чтения, расширения поля чтения.
Мгновенное распознавание слова, соотношения слова и его значение.
Работа над предложением.
Карточки можно создавать и составлять в различных вариациях, заменяя слоги, слова и предложения по мере отработки предыдущих. Учитель сам подбирает текст, подходящие данному классу и индивидуально каждому ученику.
В процессе выполнения задания у детей развивается слуховое и зрительное восприятие текстов, увеличивается угол зрения, формируется
стойкое внимание, вырабатываются навыки быстрого осознанного чтения, развивается логическое мышление.
Разработанные карточки по чтению включают в себя самые разнообразные виды, формы и приёмы работы с текстом. В зависимости от возрастных особенностей задания усложняются. Их применение должно соответствовать усложнившимся содержанию форме читаемых произведений, возросшему уровню программных требований и возможностям учащихся, поднимающихся всё выше и выше по ступенькам школьного обучения.
Опыт работы показывает, что уроки с использованием методики скорочтения, проходят очень интересно, продуктивно, снимают закомплексованность у учеников с разным уровнем учебных достижений. Главное, что достигается развитее творческих способностей учеников, их познавательных интересов, значительно вырастает эффективность уроков чтения. Это один из способов создание той атмосферы на уроке, которая способствует доброжелательности, взаимопонимания, взаимопомощи между учениками и учителем. Это даёт реальную возможность использовать для интеллектуального развития каждого ученика.
Сам процесс чтения необходимо построить так, чтобы были задействованы интеллектуальные и эмоциональные силы маленького читателя, чтобы, читая, он интенсивно думал, размышлял над прочитанным, испытывал чувства радости, печали, сострадания, сопоставлял образы одного произведения с другими из ранее прочитанных, а также со своим опытом жизни и тем, что он наблюдал в окружающей действительности. Всё это достигается только при учёте особенности данного класса и уровня подготовленности и начитанности.
Уроки чтения развивают у детей любознательность и любопытство. А любознательность и любопытство – это извечные и неискоренимые свойства человека. Где нет любознательности нет развития. Интеллектуальное равнодушие, убогость интеллектуальных эмоций – всё это притупляет чуткость к мудрости, к новизне, к богатству и красоте мысли и ползнания. Если на уроке, после рассказа учителя, нет никаких вопросов – это первый признак того, что в классе нет интеллектуальных потребностей, а осталась скучная, тягостная обязанность изо дня в день учить уроки.
Мышление на уроке начинается там, где у ученика появляется потребность ответить и найти ответ на волнующие вопросы. Здесь необходимо привить желание обратиться к источникам информации. Прививать желание читать и любить читать – это значит вызвать потребность находить ответы на интересующие вопросы. Это значит поставить цель умственного труда. Это самое трудное дело и самый верный показатель мастерства педагога. Очень важно сохранить у ребёнка оттенок пытливости, любознательности, жажды знаний.
Работая над своей темой, стараюсь добиваться от учащихся максимального результата не только по чтению, но и по другим учебным предметам. Также прилагаются методические разработки по скорочтению, дающие хорошие результаты по которым работаю со своими учениками.
Закончить свой творческий отчёт хочу понравившимися словами Шалвы Александровича Амонашили, которые так хорошо характеризуют наш внутренний мир, нас, педагогов, преданных своей работе. « Я не просто учитель, не просто воспитатель, я доверенное и уполномоченное Лицо детей и государства. Мне поручено воспитывать новых людей, людей будущего, и помешать осуществить эту задачу я не дам никому. Защита детей, кование их неповторимых судеб – это моя высочайшая забота, мой профессиональный долг, а самое главное – это моё призвание.» (Амонашвили Ш.А. Как живёте, дети?- М., Просвещение, 1986-с.88)
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115