выступление на методическом объединении учителей начальных классов


Использование проблемно-деятельностного метода обучения
в практике учителя начальных классов.
(Выступление на методическом объединении учителей начальных классов в МОУ «СОШ с УИОП № 30»)
Подготовила: учитель начальных классов
Булычева Наталья Александровна
Проблемно-деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания  и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.
Данный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.
Деятельностный подход в обучении позволяет учителю использовать в своей практике различные способы организации учебного процесса. Эффективным является использование метода проектов в начальной школе.Начиная работу в данном направлении, главное - заинтересовать обучающихся и их родителей предстоящей работой. Проект может быть групповым и индивидуальным.
Важно правильно выбрать тему, подобрать материала, выделить из него самое главное. На этих этапах очень необходимо держать под контролем деятельность учащихся.
Позже учитель рассказывает своим ученикам, в какой форме можно представить свои наработки, т.е. знакомит с формами презентации проектов. Кроме этого говорит о том, что нужно уметь грамотно защитить продукт своей деятельности так, чтобы убедить одноклассников в том, что твоя точка зрения единственно правильная. Здесь может помочь план выступления:
1. Название проекта.
2. Проблемный вопрос (конечная цель).
3. Актуальность темы (почему выбрал эту тему).
4. Как ты добивался поставленной цели? (проводил опыты, эксперименты, собирал информацию, проводил опрос, анкетирование и т. д.)
5. К какому результату ты пришёл? Какие выводы сделал?
6. Как оформил презентацию своего проекта? (газета, книжка-раскладушка, альбом и т. д.)
После выступления каждой группы необходимо слушатели дают оценку проделанной работе и аргументировать её. В этом ребятам может помочь план:
Понравился ли тебе доклад? Чем?
Насколько понятным, убедительным и последовательным был ответ?
Достигнута ли цель проекта?
Как оформлена работа: аккуратно, интересно, красочно…?
Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая форма работы на уроке.
Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.
Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, предложите ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Укажите на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешите учащимся в случае разногласий задать вопрос Вам или учащимся с соседней парты. Выделите на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут.
В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.
Это небольшое упражнение очень действенно. А проводить его можно, как и сразу после объяснения учителя и рассмотрения нескольких примеров из учебника, так и на следующий день, после выполнения учащимися домашнего задания. Очевидно, что такое упражнение можно проводить при изучении самых разных тем.
В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу «учителя». Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.
Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за учителем.
Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.
При деятельностном способе обучения создается проблема, которая обеспечивает внутреннее принятие цели для получения предполагаемого результата. Выбор разрешения проблемы совместный с учащимися. Используется вариативность разрешения проблемы и индивидуальный выбор.
Примерные проблемные ситуации на уроке, помогающие сформулировать учащимися тему урока.
Урок обучения грамоте в 1 классе.
Тема: «Согласный звук и буква В, в, [в],[в'].
Учитель Ученики
- Назвать буквы, выставленные на магнитной доске. Дать характеристику звуков.
Все буквы знакомы?
- Определите тему урока Дети называют и характеризуют звуки, обозначающие буквы.
- Одна буква не знакома.
- Узнаем новую букву. Будем учиться читать слова с этой буквой.
Урок русского языка во 2 классе по теме «Глагол»
Учитель Ученики
- Запишите под диктовку слова.
- Какой частью речи являются слова?
- Поставим вопросы кто? что?
- Какая будет тема урока? Учащиеся пишут слова: кот, стол, слоны, лиса, заяц, стоит.
- Все они имена существительные.
- К слову стоит вопросы не подходят, значит это другая часть речи.
- Узнаем новую часть речи.
Урок математики во 2 классе по теме: «Выражения с переменной»
Учитель Ученики
На доске запись:
9+6, 30-26,2+9, 5+7, х+3.
- Что записано на доске?
- Давайте найдем значения выражений.
- Выполнили задание?
- Почему?
- Какова тема урока? - Выражения.
- Самостоятельно учащиеся находят значения выражений.
- Не все.
- Не смогли решить последнее.
- Будем учиться решать выражения, когда одно число заменено буквой.
Урок окружающего мира по теме: «Вода в природе» во 2 классе
Учитель Ученики
- Скажите, без какого вещества трудно представить нашу жизнь?
- «Мать-водица, всему – царица».
- О чем пословица?
- А зачем нам вода?
- Что такое вода?
- Назовите тему урока. Предложения детей
- О воде.
Ответы детей.
Дети затрудняются дать полный ответ.
- Вода.

Для решения учебной проблемы учитель использует побуждающий и подводящий к открытию знания диалог.
- Какие есть предположения, догадки?
В конце урока учащиеся приводят примеры, задают друг другу вопросы по теме урока.
Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.
Современный урок невозможно представить без внедрения инновационных технологий. Во всём многообразии технологий учитель выбирает ту, которая помогает реализовать задачи образования и воспитания в конкретном, определённом классе с  учётом возрастных и психологических особенностей. 
Представлю вашему вниманию ещё одну технологию. Арт-технология основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования. Она создаёт условия для творчества, развития, обретения уверенности в себе и раскрепощённости.
Действительно, вряд ли найдётся учитель, не испробовавший на уроке силу инсценированной сказки, художественного сочинительства, рисования, лепки, игры и музыки. Такие уроки, что самое главное, будят воображение, развивают образное мышление, создают прецедент проживания изучаемого материала, расширяют кругозор, формируют мобильность личности.
Арт-технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Дети учатся легко воспринимать все жанры искусства (театр, живопись, танец, музыку), не ставя цель стать в этой области профессионалами. Искусство помогает осваивать сложный учебный материал, являясь не целью, а только средством познания. Арт-урок часто идёт по алгоритму «что будет, если...». Учащиеся могут общаться, помогать друг другу, рассуждать, слушать свой внутренний голос и самовыражаться.
Искусство способно восстановить внутренние силы учащихся, поддержать и даже ускорить темпих общего и интеллектуального развития, обеспечить устойчивость их эмоционального состояния, соединить дух, душу и тело мыслящего человека.Примеры арт-уроков: театрализованный урок, урок имитационного моделирования, урок диалога культур, заочные путешествия ,уроки предметного рисования, учебные игры.
Основные техники арт-уроков:
техника «5 вопросов – 5 ответов»,
техника «Креативный рассказ»,
техника «Коллаж»
Как пример использования арт-технологии на уроке – это создание коллажа. В ходе занятия ученики создают индивидуальные коллажи, дополняя работы друг друга (каждый участник передает свой начатый коллаж соседу, сидящему слева от него, затем, после дополнения, снова передает его дальше по кругу). После того как коллажи проходят полный круг, участники получают свои работы, дополненные всеми членами группы. Затем проходит обсуждение того, что получилось. Каждый делится своими ассоциациями.
Уроки, проведенные с применением арт-технологии, приносят огромное моральное удовлетворение. Смена ролей, функций, стилей общения значительно активизирует резервные возможности наших учащихся. Учитель, применяющий арт-технологию на уроках, имеет возможность переходить в своей образовательной деятельности на уровень личностно ориентированного, коммуникативно ориентированного обучения, что повышает эффективность учебного процесса.
Данная технология является одной из технологий, повышающей качество образовательного и воспитательного процесса. Уроки с использованием арт-технологий имеют дидактическое достоинство: создаётся эффект присутствия «Я это видел», проявляется интерес, желание узнать и увидеть больше.
Заключение и вывод. Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.Уобучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.
Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся  его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений  о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность   младших школьников процессом познания.
Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ
1.Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.
2.Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
3.Не бойся высказывать своё мнение.
4.Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.
5.Думай сам, а не рассчитывай на других.
Отвечай у доски громко, чётко, кратко.
В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.
Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.
Соблюдение данных правил позволило сделать работу в группах более слаженной и эффективной. Работа над проектом продолжилась. На последующих занятиях ребята узнали о том, как правильно оформить найденную информацию, распределив её по разделам. А разделы были следующими: