Статья на тему Использование сетевых дистанционных образовательных технологий (ДОТ) во внеурочной деятельности в начальной школе.
Использование сетевых дистанционных образовательных технологий (ДОТ) во внеурочной деятельности в начальной школе.
Жизнь в эпоху научно – технического прогресса становится все разнообразней и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации, способности творчески мыслить. Время не стоит на месте. С развитием новых технологий развивается мир. Прогресс приходит во все сферы нашей жизни, в том числе и в образование.
Основная цель обучения в начальной школе научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Главное не само знание, а познание, поэтому детей надо учить самостоятельному поиску информации, а также ее обработке с использованием новейших технологий, рациональному использованию своего времени, эффективному сотрудничеству с одноклассниками, учителями, родителями и ещё очень-очень многому. В связи с такими задачами возникает вопрос: как построить образовательный процесс, чтобы добиться поставленных целей, эффективно используя учебное время и современные технические средства.
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и сетевых дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Использование ДОТ в начальной школе позволяет сделать процесс обучения более продуктивным.
С моей точки зрения, дистанционное образование – форма работы очень удобная и полезная. К плюсам дистанционного образования можно отнести:
Обучение в индивидуальном темпе скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.
Свобода и гибкость учащийся может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.
Мобильность эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.
Технологичность использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
Творчество комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.
Многие современные учёные, методисты обращаются к проблеме использования ДОТ в образовательном процессе. Например, как пишет Хуторской А., что в основе дистанционного обучения заложены педагогические технологии разнотемпового обучения, самостоятельность в самообразовании школьников по различным образовательным областям, сочетание различных форм и методов взаимодействия учителя и ученика.
Когда в нашей школе в 2012 году открылась региональная инновационная площадка «Разработка и внедрение модели дистанционного обучения как условие развития современной школы», мы с учителями начальных классов решили разработать очно-заочный курс «Знаток» с применением дистанционных образовательных технологий. Он разработан с целью реализации индивидуального подхода к развитию личности интеллектуально одарённых учеников. Работа с одарёнными детьми – одно из направлений модернизации образования.
В первом классе школьный психолог провела анкетирование учащихся, 50 % детей было с высоким уровнем развития. Поэтому у меня возникло желание создать дистанционный курс «Знаток», который служит для сопровождения двух кружков по внеурочной деятельности «Эрудит» и «Академии маленького умника».
Основная цель данного курса – развитие личности ребёнка через формирование умения рассуждать, классифицировать объекты, строить умозаключения в условиях дистанционного обучения.
Задачи:
Создание условий для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
Обеспечение становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
Обучение приемам поисковой и творческой деятельности.
Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
Рабочая программа по дистанционному курсу «Знаток» для учащихся начальных классов предусматривает обучение в объёме:
1 час в две недели; 17 часов в учебном году
Форма обучения: очно-заочная (с применением ДОТ). Основную часть курса составляют дистанционные занятия посредством электронной почты и других электронных ресурсов.
Форма организации занятий: самостоятельное выполнение заданий в дистанционном режиме, чередующееся с дистанционным общением с учителем.
Время проведения занятий:
самостоятельное выполнение заданий - по выбору учащегося;
общение с учителем посредством электронной почты – по мере необходимости;
очные занятия – сентябрь, май (1 раз в две недели по 40 минут).
Содержание курса
Раздел 1. Введение.
Раздел 2. Математика. Информатика.
Раздел 3. Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир.
Раздел 4. Итог.
Период начального образования заключает в себе большие возможности для развития творческих задатков детей и на сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности.
Необходимо создание благоприятных условий для обеспечения возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности, организации системы исследовательской работы учащихся, организации участия учащихся в школьных, районных, областных, всероссийских олимпиадах, интеллектуальных играх, дистанционных проектах.
Исходя из этого, возникла идея создания кружка «Эрудит», который тесно связан с курсом «Знаток».
Основная цель кружка «Эрудит» – подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам
Данная цель достигается через решение следующих задач:
- развитие у детей мышления и логики;
- раскрытие творческих способностей ребенка;
- создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.
На занятиях с учениками разбираются олимпиадные задания, происходит знакомство с интеллектуальными играми, конкурсами. А потом учителем по электронной почте ребятам рассылаются краткое содержание занятия и задание по этой теме. Ребята присылают ответы учителю, а на занятиях кружка происходит анализ выполненных заданий. Если у ребят возникают трудности с выполнение заданий, они могут проконсультироваться с учителем по Skype .
Итогом данной кружковой работы является активное участие детей в дистанционных конкурсах, олимпиадах разного уровня.
Уровень
Название конкурса
Итог
Международный
Кенгуру" - математическая олимпиада
2010- 2011 г.,
2011- 2012 г
2010- 2011 г - 13 участников (1 и 3 место в школе)
2011- 2012 г – 15 участников
Международный
Олимпиада «Слон» – 2013
5 участников
Международный
Конкурс «G – чемпион»
3 участника
Всероссийский
Игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа» - 2013
Участников – 17 чел., 1 место – 7 чел.
Всероссийский
Открытый заочный конкурс «Интеллект-Экспресс»-2013, 2014
2013 г -5 участников – 3 чел. 1 место, 2 чел. 3 место;
2014 г. – 1 чел. – 2место, 2 чел. – 3 место
Всероссийский
Дистанционная мультиолимпиада-марафон «Муравейник» -2013, 2014
2013 г -- 8 участников:2 чел. - 1 место
2014 – 13 участников,
Всероссийский
Дистанционный проект«Вундеркинд» 2014
8 участников:1 чел. - 2 место – область, 1 чел. - 3 место в школе
Всероссийский
Конкурс «Видеоурок» - 2014
3 участника:1 место – 1уч., 2м – 2 чел
Всероссийский
Интернет-конкурс «Химби» -2014
Участники – 11 человек , 3 место – 5 человек
Конкурс-игра "КИТ«
участников1 место
Всероссийский
Конкурс «Русский медвежонок» - 2014
Участники -
А ещё хочется поделиться опытом работы кружка «Академия маленького умника».
Цель программы кружка «Академия маленького умника» – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Особое место во внеурочной деятельности занимает проектная деятельность. Она может быть включена в каждое из направлений, а может быть выделена как самостоятельная программа. Проектная деятельность очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у школьников и дальнейшего постижения основ научно – исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов. У детей развиваются речевые умения, формируется монологическая речь. Они не просто воспроизводят увиденное или прочитанное, но и учатся рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение.
На занятиях кружка «Академия маленького умника» мы учимся создавать индивидуальные , групповые и коллективные проекты. В работе над проектами, мы часто используем дистанционные технологии: электронную почту и Skype. Например, работая над коллективным проектом создаём начало презентации для каждой группы в документе общего доступа(Приложение Soogle диске), а потом они дома продолжают работу самостоятельно, консультируясь по Skype, по электронной почте друг с другом, учителем. Результатом данной работы является защита проектов на занятиях кружка и участие в конференциях. Так ученик нашего класса участвовал в городской конференции с проектом « День Матери – великолепный праздник» и занял 1 место.
Хочется привести примеры других проектов, над которыми ребята работали дистанционно. Например проекты «Богатства, отданные людям», «Красная книга Владимирской области», «Никто не забыт, ничто не забыто».
При реализации дистанционного курса «Знаток» сложностей не возникает. Возникла идея создать общую программу внеурочной деятельности, которая объединит все три курса в единое целое. Они будут отдельными модулями одной программы.
Правильно организованная система внеурочной деятельности и использование дистанционных образовательных технологий представляют собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. В связи с этим, одним из основным направлением своей педагогической деятельности я считаю развитие творческих способностей, критического мышления обучающихся посредством использования дистанционных форм обучения. Своеобразие применения информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности проявляется в: целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей посредством информационных технологий; свободе выбора направлений и содержания информационный деятельности; особенностях взаимоотношений ребенка и педагога, когда в роли помощника педагога может выступать компьютер (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку). Внеурочная деятельность обладает огромным воспитательным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствие со своей шкалой ценностей. Правильно организованная внеурочная деятельность обязательно принесёт свои положительные результаты и эффекты.
Источники:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рисунок 4Рисунок 7Рисунок 115