Конспект урока по биологии 6 класс Корень как орган растения. Виды корней и типы корневых систем
Сведения об авторе: Кызыма Елена Александровна – учитель биологии первой категории МБОУ «Шильнебашская СОШ с углубленным изучением английского языка», РТ, Тукаевский район, с.Шильнебаш.
Предмет: Биология, 6 класс
Урок №
Тема урока: Корень как орган растения. Виды корней и типы корневых систем. Значение и разнообразие корней.
Тип урока Урок «открытия» нового знания
Цель урока: сформировать понятие о корне как о вегетативном органе.
Предметные результаты:
– формировать умение определять основные органы растений (корень);
– формировать умение объяснять особенности строения (внешнее и внутреннее) и многообразие (виды) корней и их роль в жизнедеятельности растений;
– формировать умение понимать смысл биологических терминов: корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, стержневая корневая система, мочковатая корневая система.
Метапредметные и личностные результаты:
(познавательные УУД) - умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - (коммуникативные УУД) -умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли; (личностные УУД) - развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; (регулятивные УУД) - развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию;
Образовательные задачи: Создать условия для усвоения знаний о
Видах корней – уметь распознавать главные, придаточные и боковые корни;
Типах корневых систем – сравнивать корневые системы однодольных и двудольных растений;
Значении корней
Воспитательные задачи: создать условия для формирования
Коммуникативных, кооперативных и информационных учебных умений;
Развивающие задачи: создать условия для формирования и развития умений
Сравнивать биологические объекты;
Классифицировать, обобщать
Выделять главное;
Устанавливать причинно-следственные связи;
Применять на практике полученные теоретические знания, делать выводы и обобщения.
Форма организации учебной деятельности. Работа в малых группах. Работа с текстами учебника, словаря, художественной литературы; гербариями, рисунками. Оформление схем в тетради. Практическая работа «Типы корневых систем»
Методы и методические приемы обучения: частично поисковый, проблемный, наблюдение.
Оборудование: комнатные растения; гербарии растений с различными типами корневых систем, рисунки и фотографии корней; проростки фасоли, гороха, кукурузы, пшеницы;
Ключевые слова и понятия: корень, внешнее строение корней: виды корней (главный, боковые, придаточные), типы корневых систем (стержневая, мочковатая); значение корня; видоизменения корней: корнеплоды, корневые клубни, бактериальные клубеньки, воздушные корни, дыхательные корни, столбовидные корни, корни-прицепки, досковидные корни.
План урока
Организационный момент (2 минуты)
Актуализация знаний об изученных органах цветкового растения (10 минут)
Изучение новой темы (20 минут)
Закрепление знаний (10 минут)
Подведение итогов и домашнее задание (3 минуты)
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие. Класс (12 человек) разделен на 3 группы учащихся, сидящих за отдельными «круглыми столами», каждая группа выбирает координатора, который руководит работой и оцениванием включенности в работу каждого члена группы.
I этап. Актуализация знаний об изученных органах (семени) цветкового растения
Технология работы: самостоятельная работа учащихся в течение 3-4 минут и последующее коллективное обсуждение
Слайд 4 1 группа
Составьте систему понятий из предложенных терминов.
Генеративные органы; стебель, цветы, побег, корень, вегетативные органы, органы, плоды, листья, семена, почки.
Задания способствует формированию умений: анализировать предложенные объекты и устанавливать их пространственные отношения, составляя систему понятий, разворачивать и сворачивать информацию
2 группа
Сравните строение семян фасоли и кукурузы. Укажите черты сходства и различия.
Задания способствует формированию умений анализировать и сравнивать (определять аспект сравнения и проводить неполное однолинейное сравнение), доказывать точку зрения.
Слайд 5 3 группа
Установите последовательность этапов прорастания семени фасоли. Укажите условия необходимые для прорастания.
А) лопается кожура;
Б) семядоли выносятся на поверхность;
В) семя набухает;
Г) зародышевый стебелек и почечка выходят за пределы семени;
Д) семядоли отмирают
Е) запасные питательные вещества начинают переходить в растворимую форму.
Задание способствует формированию умений анализировать предоставленную информацию, устанавливать последовательность биологический событий.
II этап. Изучение новой темы
Слайд 6. Черный ящик.
Учитель. Итак, мы повторили, что семя это генеративный орган, зачаток будущего растения. Мы продолжаем изучать органы цветковых растений. Предмет нашего изучения находится в черном ящике. Вам предлагается определить, что это, для этого я буду последовательно проговаривать утверждения, а вы объяснять, достаточно ли этих сведений для точного определения объекта (прием работы с недостаточностью информации).
В ящике располагается орган растения.
Это вегетативный орган.
Этот орган первым появляется при прорастании из семени.
Слайд 6. Тема урока «Корень».
Давайте сформулируем задачи урока, внимательно рассмотрев предложенную наглядную информацию (таблица «Виды корней», гербарии растений с различными типами корневых систем, изображения на проекторе растений с видоизмененными корнями).
Учащиеся с помощью учителя формулируют задачи урока, учитель записывает их на доске или транслирует на проекторе, причем учащиеся могут называть и другие формулировки, касающиеся внутреннего строения, роста и развития корней, учитель все их записывает, а затем, с помощью учащихся выделяет только те задачи, которые будут решены на первом уроке темы:
Слайд 7
Знать значение корня
Называть и показывать виды корней
Распознавать типы корневых систем
Учитель: Что мы уже знаем об этом органе? Не забываем, что растение, в отличие от большинства животных, ведет прикрепленный образ жизни и не может передвигаться в поисках пищи. Может ли корень, как-то решить данную проблему? (работа в группах в течении 3-4 мин)
Слайд 9
Задание для 1 и 2 групп:
Составить синквейн понятия «корень» и постараться вложить в него уже имеющиеся знания об этом вегетативном органе.
(правила составления синквейна записаны на доске)
В синквейне 5 строк:
1 – понятие (слово);
2 – прилагательные (два слова);
3 – глаголы (три слова);
4 – предложение (из четырех слов);
5 – существительное (одно слово).
Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятия, а предложение - иметь смысловой характер.
Заслушивание синквейнов и их обсуждение. Это задание способствует формированию умений выделять главное, обобщать и устанавливать аналогии.
Задание для 3 группы
Часто мы употребляем слово «корень» в разговоре (предложить учащимся вспомнить выражения). Объясните значение выражений:
Пустить корни
В корне неправильно
В корень смотреть
Корень зла
Подрубить под корень
Учащиеся 3 группы работают, используя собственные знания, а учащиеся 4 группы с толковым словарем Ожегова. При ответах они дополняют друг друга, если необходимо поправляют.
Заслушивание ответов и их обсуждение. Задание развивает ассоциативное мышление
Слайд 10 Учитель. Какой вывод напрашивается сам собой?
Верно! Корень – это важный орган. Запишем в тетрадь его основные функции (работа с тетрадью и текстом учебника)
Слайд 11
Корни растения растут всю жизнь, их у него очень много. Все вместе они формируют корневую систему. Рассмотрим и зарисуем в тетради виды корней и отметим особенности их развития (работа с текстом и иллюстрацией учебника).
Давайте рассмотрим строение корневых систем разных растений (учащимся демонстрируются гербарии растений и рисунки корневых систем) и сравним их. Можно ли выделить признак, по которому мы смогли бы их классифицировать? Учащиеся распределяют растения в группы, называют признак, которым они руководствовались, находят в учебнике как называются разные типы корневых систем.
Слайд 12
Кроме основных функций – укрепления в почве и почвенного питания. Корни растений могут выполнять и другие функции.
Слайд 13-14
Задания для групп.
1 и 2 группы
Задание: прочитайте рассказ «Записки очевидца» о путешествии в тропическом лесу. Выделите видоизменения корней и укажите их функции, подберите к описанию фотографии этих видоизменений (фотографии прилагаются к тексту, но не подписываются). Какие проблемы решают растения с помощью данных видоизменений корней? Приложение 1.
Задание способствует умению работать с различными источниками информации, в том числе и с художественными текстами. Дети учатся выделять главное, соотносить описание с иллюстрациями. Слайд 15-16
3 группа
Набор карточек изображающих корнеплоды и корневые клубни (морковь, редис, свекла, георгин). Слайд 17
Задание: рассмотрите предложенные корневые системы, сделайте предположение о значении корней, какое растение на ваш взгляд лишнее, объясните. Проверьте себя по тексту учебника.
Задание способствует формированию умений сравнивать объекты, анализировать, обобщать, исключать лишнее.
Заслушиваются выступления групп.
Существуют и другие видоизменения корней, подготовьте дома рассказ о корнях прицепках, втягивающих корнях, корнях симбионтах с грибами и клубеньковыми бактериями (домашнее задание записывается на доске, по мере его задавания)
III. Закрепление знаний
Практическая работа Слайд 18
Тема: Типы корневых систем.
Цель: рассмотреть развитие стержневой и мочковатой корневых систем. Классифицировать растения по типу корневых систем
Оборудование: проростки семян фасоли и зерновок кукурузы в возрасте 5-7 и 10-12 дней, гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами.
Ход работы
Рассмотрите проросшие семена фасоли 5-7 дневного возраста. Какой корень вы видите?
Рассмотрите проросшие семена фасоли 10-12 дневного возраста. Появились ли какие-нибудь изменения в корневой системе?
Рассмотрите корневую систему взрослого растения фасоли. Найдите главный и боковые корни. Как называется такой тип корневой системы?
Зарисуйте корневую систему проростка фасоли в возрасте 5-7 дней и 10-12 дней, а также корневую систему взрослого растения фасоли. Подпишите тип корневой системы и все виды корней.
Рассмотрите проросшие зерновки кукурузы 5-7 дневного возраста. Сколько корней появляется на первой стадии развития проростка кукурузы?
Рассмотрите проросшие зерновки кукурузы 10-12 дневного возраста. Как происходит формирование корневой системы кукурузы? Какие типы корней вы видите? В чем отличие развития корневой системы кукурузы от корневой системы фасоли?
Рассмотрите корневую систему взрослого растения кукурузы. Можете ли вы различить главный корень? Найдите придаточные и боковые корни. Как называется такой тип корневой системы?
Зарисуйте корневую систему проростка кукурузы в возрасте 5-7 дней и 10-12 дней, а также корневую систему взрослого растения пшеницы. Подпишите тип корневой системы и все виды корней.
Сделайте вывод о сходствах и различиях корневых систем фасоли и кукурузы [1].
Рассмотрите предложенные гербарии и произведите классификацию растений по типу корневых систем. Заполните таблицу.
Растения со стержневой корневой системой
Растения с мочковатой корневой системой
«Ошибка художника» - учащимся предлагаются рисунки двух растений земляники: у одного стержневая корневая система, а у другого - мочковая.
Задание: рассмотрите рисунки и подумайте, где художник допустил ошибку, а может быть он все изобразил правильно? С ответа на этот вопрос мы начнем следующий урок.
Данное задание учит анализировать, способствует формированию умения устанавливать причинно-следственные связи.
IV. Подведение итогов.
Достигли ли целей урока? Высказывания учащихся.
Координаторы, опираясь на мнение участников группы, оценивают работу учеников. Учитель с учетом их решения выставляет отметки.
V. Домашнее задание
Это задание со свободой выбора и свободой деятельности. Каждый ученик имеет право выбора из ряда предложенных заданий:
сделать рисунки видоизменения корней;
создать схему опорного конспекта;
написать шпаргалку к уроку;
составить кроссворд;
составить вопросы к тексту параграфа;
придумать фантастический рассказ, сочинение от имени корня в форме репортажа, интервью, монолога;
Такая работа позволит применять, преобразовывать, дополнять, находить новые связи, интегрировать знания
Приложение 1.
Записки очевидца.
Путешествие в тропическом лесу.
Часть 1.
Не торопясь, идем по тропинке, затейливо переплетенной корнями. Мы заброшены любопытством во влажный тропический лес национального парка Кхао Сок в Таиланде. Я люблю корни за их разнообразие, напористость и удивительные способности, которые особенно ярко проявляются в тропиках.
Что обычно знают о корне? То, что он удерживает растение в почве и снабжает его водой с растворенными в ней минеральными веществами. Но корень хитрый орган, способный на гораздо большее.
В чем же еще проявляются «таланты» корня? Мы не зря отправились в тропический дождевой лес и вскоре группа остолбенев, уставилась на одно дерево. Громада этого исполина не просто поражала воображение, она подавляла до страха. У основания ствола дерева на значительной высоте в сторону отходили огромные плоские крыловидные выступы; эти выступы расходились лучеобразно от главного ствола в виде тонких досок. У поверхности земли они разветвлялись, извивались и тянулись в разные стороны. Это так называемые досковидные корни, которые придают огромным деревьям устойчивость, помогают поддерживать в прямом положении высокий ствол с широкой тяжелой кроной, а также переносить бури, тропические циклоны.
Пошли дальше, опять петляя меж корней по узкой тропинке в джунглях. По пути разговаривали про корни-подпорки. Я спросила, что вы делаете на даче, когда яблони усыпаны плодами и от их тяжести ветки гнутся, трещат и ломаются? Оказалось, что все садоводы-любители нашей группы также как и я бегают по саду и подставляют под согнувшиеся ветви опоры из всего, что подворачивается под руку: шестов, жердей, досок. А в тропиках функцию подпорок успешно выполняют придаточные корни, например у фикуса баньяна. Представьте себе, на нижней стороне горизонтальных ветвей такого фикуса образуется большое количество придаточных корней, которые быстро устремляются вниз – к почве, чтобы закрепиться и улучшить снабжение дерева водой и минеральными элементами. Внедрившись в почву, корни активно ветвятся и разрастаются. Образование корней-подпор делает рост баньяна весьма своеобразным. Это дерево не стремится ввысь (высота его до 30-40 метров), а успешно разрастается вширь, «шагает» новыми стволами во все стороны от центрального ствола, и из одного дерева со временем образуется роща или лес. В течение своей многовековой жизни один баньян умудряется захватить территорию площадью до 2! гектаров. Гигантский баньян можно принять за рощу, поэтому этот фикус часто называют деревом-рощей.
В тропическом климате встречаются и такие корни, которые навеки расстались с родной землей, т.е. с почвой. Всю жизнь эти корни проводят вися в воздухе. Их так и называют – воздушные корни. Воздушные корни увидишь во влажном тропическом лесу у растений - эпифитов, т.е. растущих на ветвях деревьев, порой на головокружительной высоте. Например, орхидеи - их многочисленные корни свешиваются вниз пышной бородой или торчат во все стороны толстенькими пальчиками. Каждый корень сверху покрыт очень рыхлой тканью, которая по своему строению и свойствам напоминает губку и называется веламеном. Во время тропических дождей она способна поглощать и удерживать в себе большое количество воды, а при отсутствии дождя веламен всасывает влагу из сырого лесного воздуха. Интересно, что воздушные корни эпифитов не только сменили место обитания, но и расширили круг своих обязанностей. Они стали фотосинтезирующими органами, т.е. в клетках их тканей появились особые органеллы - хлоропласты, содержащие фотосинтезирующий пигмент хлорофилл.
Записки очевидца.
Путешествие в тропическом лесу.
Часть 2.
На следующий день мы отправились в мангровый лес ловить илистых прыгунов, мангровых крабов и изучать, помимо всего прочего, еще более необычные корни.
Деревья прибрежной зоны вынуждены существовать в экстремальных условиях: дважды в сутки ближайшие к морю деревья до крон заливаются соленой водой и дважды в сутки оказываются на воздухе.
Чтобы удержаться «на переднем крае» и принять удар прибойных волн эти деревья в ходе эволюции выработали уникальное приспособление – ходульные корни. В результате ветвления ходульных корней и их переплетения друг с другом вокруг ствола дерева образуется похожая на ажурную юбку конусовидная опора. Эта оригинальная конструкция прекрасно переносит удары штормовых волн, пропуская их сквозь себя благодаря упругости и эластичности корней, ее образующих.
И хотя мы посещали мангровый лес, естественно, во время отлива, нелегко было пробираться сквозь плотные переплетения ходульных корней, к тому же люди часто спотыкались о так называемые дыхательные корни. Поверхность почвы в буквальном смысле была испещрена торчащими из нее небольшими пеньками, на первый взгляд трудно поверить, что это корни, ведь обычно корни растут вглубь, а не вверх.
В заболоченных почвах, тем более в зоне прилива-отлива кислорода для дыхания катастрофически не хватает. Поэтому некоторые корни оказываются обладателями уникальных свойств. Подобно стеблям они обнаруживают ярко выраженный отрицательный геотропизм, т.е. вместо того, чтобы углубляться в землю, они растут прямо вверх и выходят из илистой почвы непосредственно в воздух.
На верхушке таких дыхательных корней (их еще называют пневматофорами) находятся многочисленные отверстия, сквозь которые воздух проникает в мощно развитые воздухоносные ткани (аэренхиму). [2]
Литература.
1. Калинина А.А. Растения, бактерии, грибы, лишайники: поурочные разработки по биологии – М.: ВАКО, 2005. – 351 с.
2. Коровкин О. А. Тайны растительного мира: От гигантов и карликов до эскулапов и отравителей М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. 320 с
13PAGE 15
13PAGE 14715