Социально – познавательный проект «Зачем человеку каша?»

познавательный проект «Зачем человеку каша?»
Выполнила воспитатель: Герасимова Эльвира Рашидовна.
Идея проекта: через серию тематических мероприятий в процессе игровой деятельности сформировать у детей понимание о пользе каши для здоровья человека.
Задачи проекта: закреплять знания детей о злаках, крупах и различных видах каш, их полезных свойствах; активизировать словарный запас детей; развивать познавательный интерес, внимание.
Проблемная ситуация: однажды за завтраком Вика отказалась есть кашу, сказав, что она не вкусная. Некоторые дети последовали её примеру. Важно было направить ситуацию в правильное русло. Так зародилась идея проекта о каше.
Актуальность проекта: необходимость формирования ценностей здорового образа жизни продиктовано экологической и социальной ситуацией, ухудшением состояния здоровья детей. Исследования показали, что неправильное питание /употребление пищи с большим содержанием жира, рафинированного сахара, высококалорийной/ может увеличить вероятность развития у детей таких болезней как рак и сердечно-сосудистые заболевания, высокое кровяное давление и избыточный вес. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, выработать определенные навыки правильного потребления пищи с раннего возраста и сформировать предпосылки оптимального здорового питания в течение всей жизни.

Алгоритм разработки проекта
Подготовительный этап
1. Выбор темы проекта
2. Определение целей и задач, составление плана работы.
3. Подбор материала, уточнение имеющейся информации.
Практический этап /формирование специфических знаний, умений, навыков/.
1. Образовательная область «Познание»:
- беседы; решение проблемных ситуаций; дидактические игры и упражнения
2. Образовательная область «Коммуникация»
- составление рассказов
- дидактические игры
- драматизация сказок
3. Чтение художественной литературы
- загадки, пословицы, поговорки
- стихи, рассказы, сказки.
4. Образовательная область «Социализация»
- дидактические и сюжетно-ролевые игры
- правила этикета
5. Образовательная область «Физическая культура»
- пальчиковая гимнастика
- общеразвивающие упражнения
6. Образовательная область «Здоровье»
- беседы
- воспитание культуры еды
7. Образовательная область «Безопасность»
- беседы
- дидактические игры
8. Образовательная область «Художественное творчество»
- рисование, лепка, аппликация «Поделки из круп», «Полезные и вредные продукты», «Каша на столе», панно «Каша на столе – друзья в доме»

I. Здоровье
Формировать представления о необходимости употребления в пищу каши.
Закреплять культурно-гигиенические навыки во время приема пищи.
Приобщать детей к здоровому образу жизни.
II. Безопасность
Совершенствовать приобретенные умения (есть не торопясь, маленькими порциями, хорошо пережевывая пищу, правильно пользоваться столовыми приборами и т.д.).
III. Социализация
Обогащать представление детей о чистоте, аккуратности и красоте; вызвать положительный настрой к еде. Приучать детей к приему пищи.
Формировать первичные художественно – эстетические представления о культуре питания.
IV. Труд
Прививать навыки дежурства по столовой.
Продолжать обучать детей сервировке стола.
Приобщать детей к посильным для них действиям (убирать за собой тарелку, ложку, чашку, салфетку).
Воспитывать трудолюбие желание помочь взрослым
V. Познание
Формировать у детей знание о полезном злаке – пшенице, из которой делают и варят каши (например, манную, пшеничную).
Расширить представления детей о пользе каши, молока, хлеба.
VI. Коммуникации
Формировать правила взаимоотношения детей, детей со взрослыми, вступать в беседу, поддерживать разговор.
VII. Художественная литература.
Использовать в воспитании и соблюдении основных правил культуры поведения за столом стихи, загадки. (Елена Николаева «Про кашу»)

Заключительный этап.
Дидактическая игра: «Логическая цепочка» (воспитатель показывает крупу, а детям предлагает назвать, как называется крупа и каша из этой крупы).
Ещё один вариант данной игры – найти соответствующую карточку.
Игра «Угадай кашу на вкус» (данную игру можно проводить каждый день за завтраком. Детям предлагается съесть кашу и угадать её название. Затем найти и показать картинку с соответствующей крупой.
Игра «Из какой сказки строчка?» (воспитатель предлагает детям угадать, из какой сказки строки: «Раз, два, три, горшочек вари!», «Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке».
Беседы: «Почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел?», «Из каких круп готовят каши», «Как каша попадает к нам на стол?», «Как готовят кашу?»
Игра для развития мелкой моторики «Разберём крупу».
Словесная игра «Из какой крупы какая каша?»
Конструирование «Построим столовую»
Мини-эссе «Почему я люблю кашу?» (детям предлагается ответить на вопрос «Почему я люблю кашу?». Воспитатель записывает высказывание детей на маленьких листочках, оформленных в форме тарелочки, зёрнышка.)
Домашние задание «Придумай сказку про кашку» (воспитатель предлагает родителям совместно с детьми составить мини – рассказ и зарисовать опорную схему для самостоятельного рассказа ребёнка своей истории в группе).
Примерные темы для мини-рассказов:
«От зёрнышка до каши»
«Приключения пшеничного зёрнышка»
«Рецепт любимой каши»
Загадки:
Мама из крупы сварила,
Посолила, подсластила.
Эй, ну где же ложка наша?!
Так нужна на завтрак...(каша)
Мы на хлеб его намажем
И добавим к разным кашам.
Кашу не испортят точно
Бело-желтые кусочки.(масло)
Жидкое, а не вода,
Белое, а не снег. (молоко)
Стихи и потешки о каше:
Каша из гречки,
Где варилась? - В печке.
Сварилась, упрела,
Чтоб Оленька ела,
Кашу хвалила,
На всех разделила...
Досталось по ложке
Гусям на дорожке,
Цыплятам в лукошке,
Синицами в окошке.
Хватило по ложке
Собаке и кошке,
И Оле доела
Последние крошки!
***
Это – ложка,
Это – чашка.
В чашке – гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала –
Кашки гречневой не стало!
***
Сорока – белобока,
Кашку варила,
Деток кормила,
(Загибают пальчики, начиная с мизинца):
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
(Показывая на большой палец):
А этому не дала:
(Поглаживая его, говорят):
Он дров не рубил,
Воду не носил,
Печку не топил,
Кашку не варил.
Ничего не получил!
***
Вот это -
Хорошая девочка.
Зовут её Маша!
А это -
её тарелочка.
А в этой тарелочке...
Нет, не каша,
Нет, не каша,
И не угадали!
Села Маша,
Съела кашу -
Всю,
Сколько дали!
Э. Мошковская «Маша и каша»

Продуктивная деятельность: «Сварим кашу» (наклеивание крупы на бумажный тарелки), рисование «Украсим тарелки», лепка «Слепим тарелочки», «Поделки из круп»
Сюжетно-ролевые игры: «В столовой», «Магазин продуктов», «Идём в гости»