Конспект урока по русскому языку на тему:Корень слова.Однокоренные слова ( 2 класс )
Урок русского языка во 2 классе
по УМК «Планета знаний»,
по теме: «Слово и его значимые части».
Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: познакомить со сведениями о родственных словах, о наличии в них общей смысловой части, терминами «корень», «однокоренные слова»; учить выделять однокоренные слова по двум признакам: общая часть (внешняя) и общность смысла, отличать однокоренные слова от омонимичных ( «водица» и «водиться» )
Планируемые результаты: личностные: желание осваивать новые действия метапредметные: регулятивные – научиться самостоятельно организовывать своё рабочее место; получать возможность научиться в коллективном диалоге; познавательные – научиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; коммуникативные – научиться слышать; получить возможность соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; предметные: научиться выделять однокоренные слова по двум признакам: общая часть (внешняя) и общность смысла, отличать однокоренные слова от омонимичных.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Орг. момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Создание мотивационной ситуации
Вопрос: Есть ли среди слов «родственники»?
Дедушка, отец, сын, внук.
Дедушка, дед, дедов (наказ), дедушкин (шар).
Регулятивные УУД
Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
III. Постановка проблемного вопроса урока.
Работа с учебником
стр. 80 (вывод).
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.
Познавательные УУД
1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности
IV. Открытие нового знания.
Введение понятия «корень слова»:
А)Знакомство с лингвистической сказкой о корне(дереве);
Б) Выявление о общей части (внешней) и общности лексического значения слова;
В) Введение понятия-«однокоренные слова».
Регулятивные УУД
Искать пути решения проблемы.
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую .
V. Первичное закрепление .
Цель: Упражнения по овладению способами группировки однокоренных слов.
Группировка слов по их родственному признаку, выявление общей смысловой части слов – учебник, стр. 81, упр. 4.
Для слабых учащихся- выполнение заданий на выбор.
Образование однокоренных слов с данными приставками
Для слабых учащихся- выполнение заданий с наличием образца
Образование однокоренных слов с данными суффиксами
Выделение корня, подчеркивание гласных.
Взаимопроверка с целью помощи слабым учащимся.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Познавательные УУД
Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
Коммуникативные УУД
1. Строить связное монологическое высказывание.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
VI. Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения
Упражнения в нахождения корня в одиночных словах.
1.Выявление корня в одиночных словах с устным подбором однокоренных слов – учебник, стр. 81, упр. 5
2. Сопоставление слов с омонимичными корнями- стр. 81, упр.6.
Дети делают вывод - какие же все-таки слова можно считать родственными.
Регулятивные УУД
1.Составление плана и последовательности действий.
2.Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
Личностные УУД
Осознание того, что уже усвоено, и что нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные УУД
Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других
VI. Итог урока.
Рефлексия.
– Чему учились на уроке?
– Были ли трудности?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).
– По каким критериям будете оценивать себя?
- Нужно ли продолжить работу над этой темой?
- Этому будут посвящены наши следующие уроки.
Коммуникативные УУД
Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью
Личностные УУД
Самооценка, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности
VII. Инструктаж по домашнему заданию.
Выучить правило стр.80, рабочая тетрадь упр.2 стр.27
15