Конспект урока по русскому языку на тему Корень слова. Однокоренные слова. (2 класс) по системе Занкова


Конспект урока русского языка во 2-м классе по теме:
«Корень слова. Однокоренные слова» Обучение осуществляется по системе Л.В. Занкова по учебнику Н.В. Нечаева «Русский язык», 2 класс (1 часть).
Цель:
Познакомить с понятием «однокоренные слова».
Находить корень в родственных и однокоренных словах.
Развивать мышление, внимание, память, речь учащихся.
Задачи:
Научиться находить корень слова в группе однокоренных слов;
Видеть и подбирать самостоятельно однокоренные слова.
Планируемые результаты:
Предметные:
Учиться различать существенные признаки родственных (однокоренных) слов;
Учиться выделять корень слова, различать родственные слова и формы слова;
Анализировать лингвистический текст (правило);
Объяснять значение слова через контекст;
Доказывать утверждение;
Понимать смысл многозначных слов.
Личностные УУД:
Формирование интереса к процессу познания русского языка;
Интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях.
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
Получат возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научаться воспринимать другое мнение и позицию;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
Получит возможность научиться задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения;
Учитывать другое мнение и позицию;
Договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: Изучение нового
I. Организационная часть.
Ещё земли печален вид, А воздух уж весною дышит,И мёртвый в поле стебль колышет,И елей ветка шевелит.Ещё природа не проснулась,Но сквозь редеющего снаВесну послышала онаИ ей невольно улыбнулась... (Ф. Тютчев)- Ребята, давайте и мы улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
II. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: На слайде написаны слова: Корова, корешок, ромашка, дежурный, земляника, медведь.
Что еще вы заметили на слайде? Как вы думаете, почему некоторые буквы в словах подчеркнуты?
Дети: Если их соединить, то получится слово «корень».
Учитель: что можете сказать о слове «корень»? Какое значение имеет это слово? (многозначное)
Учитель: постарайтесь определить тему и цели урока.
Дети: Мы изучаем тему «Корень слова, однокоренные слова», будем
учиться находить корень слова в группе однокоренных словах,
видеть и подбирать самостоятельно однокоренные слова.
III. Актуализация опорных знаний.
ВОДИЧКА, БОЛЬНОЙ, ГОРИСТЫЙ, ГЛАЗНОЙ, ГРИБНОЙ, ЗВЕРЁК, КОЗЛЯТА, ЛЕСНИК, МЕДОК, МОРСКОЙ, СТОЛИЦА (работа в паре)- Поставьте ударение
- Подчеркните безударную гласную
- Во всех ли словах можно её проверить
- Можно ли к слову СТОЛИЦА подобрать проверочное слово?
Много лет назад в Древней Руси столицами называли СТОЛЬНЫЕ города, где были княжеские или царские столы – ПРЕСТОЛЫ (ТРОНЫ). На престолах восседали князья, а позднее - цари. СТОЛ (ПРЕСТОЛ) находился в столице княжества. Одним из значений слова СТОЛ в древнерусском языке было «ПРЕСТОЛ» (ТРОН, КНЯЖЕНИЕ). В современном русском языке слово СТОЛ не будет проверочным для слова СТОЛИЦА. Это слово стало словарным, его нужно запомнить.
IV. Изучение нового материала
Учитель: Ребята, а вы знаете, какие слова называются однокоренными? (дети рассказывают правило на стр. 44)
Учитель: Однажды сказочник пригласил к себе на работу  слова:  соль,  гору  и пятно. Слова должны были прийти не одни, а  с  родственниками.  И  вот  кого привели с собой слова:
Соль                   Гора                    Пятно                
солист                горняк                  пятнистый           
солонка               горе                     пять                
Сказочник увидел некоторых родственников и отправил их домой.
 - Кого отправил Сказочник и почему? (работа в парах)
Дети: Сказочник отправил домой слова солист,  горе, пять, т.к. эти слова не являются родственными, они не близки по смыслу.
Учитель: Запишите только родственные  слова, выделите корень. Проверка работ учащихся вместе с учителем.
2) Работа по учебнику (упр.84, стр.43)
    Открываем стр.43, прочитаем вместе задание. Кому задание непонятно? (объясняю еще раз). Выполняем все вместе устно.
Учитель: зачем выполняли данное упражнение?
Дети: учились видеть родственные слова, выделять корень слова.
3) Работа с учебником (упр.88 стр.45)
Учитель: Прочитайте задания в учебнике. Сделайте его в своей тетради.
Дети: выполняют.
Учитель: Давайте теперь прочитаем сведение о языке на стр. 45. Запомните это.
V. Закрепление изученного материала
Учитель: Перед вами лежат карточки. Рассмотрите все задания на них. И приступайте к работе.
      Карточка №1
Прочитайте слова:
Лес, лесной, перелесок, лесок, лесник.Море, моряк, морской.Слово, словарный, словарик.
Найдите в словах общую часть.Выделите общую часть (корень).
        Карточка №2
Прочитайте слова:
Рука – ручонка, ручонка – ручей.Нож - ножонка, ножонка – нога.
Какие из записанных  пар слов являются однокоренными, а какие – нет.
Выписать только однокоренные слова.
                    Карточка №3
Докажи, что эти слова однокоренные. Выдели корень:   Сахар – сахарница, соль – солонка, хлеб – хлебница. 
Напиши к следующим словам однокоренные: домик, стол, ручка, дуб, глазик, река.VI. Оценивание работы учащихся
Проверим ваше задание. ( правильные ответы).
-Кто согласен? (Веселый смайлик)
-Не согласен? (грустный смайлик)
-1 ряд, с чем вы не согласны? Докажите
- 2 ряд тоже с чем-то не согласен. Докажите.
- 3 ряд согласен.Дети оценивают свою работу по каллиграфии, по безошибочному написанию слов.
VII. Подведение итога
 Какие цели ставили в начале урока?
Удалось ли нам их достичь? (дети ставят на полях тетради ! знак)
Остались ли затруднения? (дети ставят на полях тетради ? знак)
Какую задачу  для себя поставите?
 Постарайтесь дать ответы:
- Я узнал…
            - Я могу…
            - Я хочу…