Конспект урока по русскому языку на тему: Родственные слова. Корень. Однокоренные слова. (2 класс)


Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.
Задачи:
1.Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.
2.Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.
3.Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
4.Обогащать словарный запас учеников.
5.Совершенствовать навыки каллиграфии, санитарно-гигиенические навыки.
I. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно!
Приветствуем всех, кто время нашёл.
И сегодня на урок к нам пришёл!
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям, передайте частичку своего хорошего настроения другому.
1. Мотивация.
Ум да разум надоумят сразу.
- Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы?
( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)
-Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.
- Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока .II. Постановка цели.
1. Прочитайте задание из домашнего упражнения.
Детям предлагается дома выполнить такое упражнение:
* Прочитайте слова.
Глазок, зубастый, болеть, глазной, зубок, больница, глазунья, зубной глазище, больной, глазастый.
Запишите однокоренные слова группами. Выделите корень в однокоренных словах. Объясните, от какого корня образовано каждое слово.*– Сформулируйте тему нашего урока (Корень и однокоренные слова).
2. – Что мы называем корнем слова? Какие слова называем однокоренными?
– Сегодня продолжим учиться находить однокоренные слова и выделять корень слова.
Инструктаж. Предлагаю вам девизом этой работы взять слова из басни Крылова «Лебедь, щука и рак».
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт – и выйдет из него не дело только мука.
Чего мы должны придерживаться, работая в группах, парах?
Планировать работу, уметь договариваться.
III. Закрепление.
1. Язык – наш учитель. А каждое слово – урок. Особенно интересны уроки однокоренных слов. Вот тракторист. Он водит трактор. Трава подорожник растет у дороги. Опенок – это гриб. Ищи его около пней. Зимовьем называют место, где зимуют.
Однокоренные слова помогают понять, как образовалось слово, что оно обозначает.
2. – Возьмите карточку оранжевого цвета. Прочитайте слова.
1 группа: ВОДА
2 группа: ДЕРЕВО
3 группа: ЖИЗНЬ
4 группа: ЛЕС
В.да, в.дяной, в.дица, в.дный.Дер.во, дер.вцо, дер.вяшка, одер.венеть.Ж.знь, ж.зненный, пож.зненно. ж.знелюб.
Лес, лесной, лесник, лесничий.
– Что объединяет эти слова? (Они являются однокоренными).
Докажите, то есть вспомните, как пишется корень в однокоренных словах? (Дети отмечают, что корень в однокоренных словах пишется одинаково)
3. Послушайте сказку “Родственница”. Найдите два признака родственных слов.
– Вы кто такие?
– Я – гусь? Это – гусыня, это наши гусята. А ты кто?
– А я ваша родственница – гусеница.
– Права ли гусеница? Назовите два признака родственных слов. (Однокоренные слова имеют общий корень и общее основное значение)
4. Упражнения в распознавании однокоренных слов. (Карточка синего цвета.)
а) Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.
Игра называется «Засели домики».
- Одновременно в 4 домика приехали «родственники» (у нас - это родственные слова, как вы понимаете ) Проверьте, правильно ли они заселились .Работать будем в группах.
1 группа - - лис-
Лиса, лист, лисонька, лисий.
2 группа - - мор-
Морской, моряк, море, мороз.
3 группа - - вод –
Вода, водичка, водный, водитель.
4 группа- -
Гора, горняк, горный, горит.
- Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики , и запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень.(Работа учащихся)
- Проверяем, 1 группа, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.
-Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.
( проверяем работу 2 и 3, 4 группы )
-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием!
Физминутка6. Работа у доски.
Стр. 94, упр. 247.
7.Работа в парах (Карточка желтого цвета)
Пообщайтесь и попробуйте разделить слова на 2 группы (в 2 столбика). Какие слова непонятны?
горняк – работник горной промышленности; гористый – рельеф, местность с горами; горелка – прибор, в котором происходит горение.
Ученики выполняют задание в тетради:
гора горняк горный гористый горка горелка горениегорит
Какая пара готова? Как рассуждали? (Дети объясняют принцип распределения слов по группам.)
Какой корень у первой группы? (-гор-) А у второй?(-гор-)
Все ли слова, данные в этом упражнении, являются однокоренными?
Сделаем вывод: У слов может быть одинаковый корень, но если они различны по смыслу, то эти слова не являются однокоренными.
8. Проверочное задание-тест.
- У вас на столах осталась еще одна карточка с цифрами. Интересно, правда? Ведь у нас не урок математики.
Послушайте внимательно задание .Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему нашего урока.
Я буду читать вам группы родственных слов, а вы должны вычеркнуть номер того слова, которое будет лишним в этой группе.(1,2,3)
Так же как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам
И проверь-ка ты все сам:
Все ли слова родные – однокоренные?
Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисенок,
Горный, горка, городок,
Пес, песочный, песок,
Моряки, морской, моржи,
Корень, корневой, коржи.
Все проверили слова? Отвечайте тогда!
Проверка у соседа
-Давайте проверим , какие же слова оказались лишними.
1) 1, 2, 3.
2) 1, 2, 3.
3) 1, 2, 3.
4) 1, 2, 3.
5) 1, 2, 3.
6) 1, 2, 3.
7) 1, 2, 3 .
IV. Итог
-Ребята, наш урок подходит к концу
- Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?( Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)
А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?( в пословице есть родственные слова).
Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?
- Смогли вы ответить на вопрос поставленный в начале урока?
Научились находить корень в словах?
Добавили ещё себе капельку знаний?