Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК Школа России Корень и однокоренные слова
Урок русского языка
во 2 классе
Программа: «Школа России»
Тема Корень слова. Однокоренные слова
Педагогическая цель Способствовать отработке умения находить корень в однокоренных словах; создать условия для ознакомления с правописанием словарных слов
Тип урока Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные) Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета
Личностные результаты Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных гать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: учитывают правило в планировании и контроле способа решения.
Познавательные:
общеучебные - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;
логические - осуществляют анализ, сравнение, обобщение.
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих
Основное содержание темы, понятия и термины Корень слова. Однокоренные слова
Образовательные ресурсы Таблица «Однокоренные слова»
Сценарий урока
Этапы урока
Формы, методы, методические приемы Деятельность учителя
Деятельность учащихся Приемы контроля
осуществляемые
действия формируемые
умения 1 2 3 4 5 6
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) Фронтальный. Словесный. Слово учителя Приветствие учащихся.
- Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Хорошо запоминать.
- Проверим готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя II. Проверка домашнего задания.
Фронтальная. Словесный.
Комментированное чтение Организует проверку домашнего задания, просматривает письменные работы Зачитывают слова со вставленными буквами, объясняют их правописание Осуществляют самопроверку, устанавливают правильность выполнения задания Чтение, письменные работы
III. Чистописание Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо Выполняют письмо по образцу Вырабатывают каллиграфический почерк Правильное написание
IV. Актуализация знаний
Орфографическая минутка
Фронтальная, индивидуальная. Практический. Словесный
Письмо (На доске записаны слова.)
Щуплый, чугунный, внучата, кувшин, прощальный, пружина, выращу, душистый.
- Разделите слова на три группы.
- На какие группы разделите слова? (По орфограммам ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.)
-Разделите лист тетради на три столбика. (Учитель читает слова. Дети читают слова, записанные на доске и делят их на группы
Три ученика работают на обратной стороне доски. Дети на местах записывают слова в нужный столбик.
Высказывают свое мнение, Выслушивают ответы одноклассников, при необходимости вносят корректировку. Вспоминают изученные орфограммы Беседа по вопросам. Письмо.
- Проверьте, все ли правильно записали ребята у доски.
- Составьте устно предложение, включив в него как можнобольше записанных слов.
V. Самоопределение
к деятельности
Фронтальная
Словесный
Беседа (На доске записаны слова.)
Часовщик, часто, часы, часики, часовой, часть.
— Выпишите только однокоренные слова. (Часовщик, часы, часики, часовой.)
Выделите общую часть родственных слов. (Час-.)
- Кто знает, как называется общая часть родственных слов?(Корень.)
- Это тема нашего урока сегодня. Выбор однокоренных слов, выделение корня
Подбирают к словам однокоренные. Объясняют написание букв. Записывают однокоренные слова, обозначают корень Делают вывод о единообразном написании корня в однокоренных словах. Думают, размышляют, высказывают свое мнение Беседа по вопросам, письмо
V I. Постановка учебной задачи
Упр. 84 (с. 61).
Фронтальная. Словесный.
Сообщение учителя, беседа, чтение - Сегодня будем учиться находить однокоренные слова, обозначать в них корень
- Откройте учебник, прочитайте тему урока. (Что такое корень слова ? Что такое однокоренные слова ?) - Почему слова так написаны? (Дом-, слон- — это одинаковаячасть в словах.)
- Докажите, что в первой группе слова родственные.? - Докажите, что во второй группе слова родственные. (Ответыдетей.)
- Спишите родственные слова. - Обозначьте общую часть. Прочитайте правило самостоятельно и скажите, как называется общая часть родственных слов? (Корень.)
Почему корень — главная часть родственных слов.)Слушают учителя
- Что такое главные члены предложения?
(Есть общая часть дом-, все слова близки по значению: домик — маленький дом, домище — большой дом, домишко — небольшой, плохой дом.)В ней заключен общий смысл родственных слов Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем (Учитель читает стихотворение.)
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым
— Был он только словом.
Разрастаться стал он вскоре
Это слово, слово — корень,
И плоды нам принесло
— Стало много новых слов.
- Сейчас мы с вами познакомимся с необыкновенным деревом из этого сада.
Слова на карточках:
лесок, лесник, лесовичок, лесть, лесок, лесная, перелесок, лестница. (На доске плакат с изображением дерева. В корне дерева написано слово лес. Дети читают слова, записанные на карточках, и прикрепляют к кроне дерева те слова, которые являются однокоренными. VI I. Усвоение новых знаний и способов действий.
1 . Однокоренные слова (упр. 87, 88) Парная, индивидуальная.
Словесный, практический.
Чтение, беседа, письмо - Прочитайте стихотворение.
- Найдите в нем однокоренные слова.
- Объясните, как вы их узнали. Спишите 1-е предложение, обозначьте корень - Еж - ежиха,
чиж - чижиха - чижонок, стриж -стрижиха - стрижонок.
Списывают, обозначают корень в словах Распознают однокоренные слова, выделяют корень в однокоренных словах Беседа по вопросам, письмо
2. Нахождение однокоренных слов
(упр. 90) Групповая, индивидуальная.
Словесный, проблемный, практический.
Беседа, письмо Объясняет задание в учебнике, контролирует выполнение Находят однокоренные слова, записывают группами, обозначают корень Распознают однокоренные слова, группируют, выделяют общую часть - корень в однокоренных словах Упражнение
3. Дидактическая игра «Вставь корень».
Работа в рабочей тетради (№ 48) Парная.
Словесный, практический.
Беседа, письмо - Впишите в слова пропущенный корень. - Составьте предложение с одним из слов. Запишите Вписывают корень -лес-или бобр-. Составляют предложение Осуществляют подбор корня к частям слов Письмо
Физкультминутка Коллективная. Практический А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело Выполняют движения по тексту под руководством учителя Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня Правильное выполнение движений
VIII. Закрепление знаний и способов действий.
Работа в рабочей тетради (№ 49) Фронтальная
Индивидуальная.
Практический.
Письмо
Поясняет задание и контролирует его выполнение Находят однокоренные слова, обозначают корень, списывают предложения Распознают однокоренные слова, выделяют корень, списывают предложения, осуществляют самопроверку Упражнение
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Фронтальная.
Словесный.
Беседа (Учитель читает текст, дети выписывают только однокоренные слова и выделяют в них корень.)
Ель растет на влажных местах. В густой тени елового леса не растут кустарники. В молодом ельнике ютятся птицы. Особенно хороши елочки зимой. Сквозь зеленую чащобу елок трудно пробраться человеку.
- Что такое корень?
- Назовите синоним слову родственные. (Однокоренные.)
- Какая задача стояла перед нами? - Удалось ли ее решить? - Кто справился с задачей? Кто испытывал затруднения? Почему?
- Кто может сказать, что уже понял, что такое корень слова?
- Кому еще нужно время, чтобы разобраться в этой теме?
Отвечают на вопросы учителя
Проверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью «светофора»
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
Беседа по вопросам.
СаморегуляцияVIII. Домашнее задание.
Работа в рабочей тетради (№ 50) Фронтальная.
Словесный
Объяснение учителя Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи
Программный уровень. Продолжить текст, написав 2—3 предложения.
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития