Конспект урока в 3 классе Корень слова. Однокоренные слова — Школа России 
Государственное  бюджетное  образовательное  учреждение  города  Севастополя  «Средняя  общеобразовательная  школа  №  11  имени  С.  С.  Виноградова»
Конспект  открытого  урока по русскому языку
в 3 классе по теме « Корень слова. Однокоренные слова».
        Учитель  Околита  З.  Е.
Тема:  Корень  слова.  Однокоренные  слова.
Цели:   организовать  деятельность  для  актуализации  и  уточнения  знаний   детей
             об  однокоренных  словах,  учить  подбирать  родственные  слова  и   
             выделять  в  них  корень,  отрабатывать  навыки  каллиграфического  
             письма;
             развивать  умение  находить  однокоренные  слова  и  выделять  в  них  
             корень,  развивать  познавательный  интерес  к  языку,  мыслительные  
             процессы,  орфографическую  зоркость;
             воспитывать  коммуникативные  качества,  интерес  к  изучению  родного             языка.
Оборудование:  презентационное  сопровождение  урока,
                            компьютер,  экран,
                            кроссворд,
                            дополнительное  задание  для  отличников,
                            индивидуальные  карточки.
Тип  урока:   урок отработки  знаний                                       Ход  урока.
 Организация  класса.  Эмоциональный  настрой.
-Сегодня  на  уроке  у  нас  гости,  и  мы  как  гостеприимные  хозяева,  окажем  внимание.
Мы  рады  приветствовать  Вас  в  нашем  классе.
Возможно,  есть  классы  и  лучше,  и  краше.
Но  пусть  в  нашем  классе  Вам  будет  светло.
Пусть  будет  уютно  и  очень  легко.
-Итак,  у  нас  урок  русского  языка.  Надеюсь,  что  у  всех  хорошее  настроение.  Есть  ли  у  вас  пожелания  друг  для  друга?
Слайд  1.
Слайд  2.
-Объясните  смысл  пословицы.
-Что  необычного  заметили  в  словах  этой  пословицы?
Слайд  3.
-Какое  лексическое  значение  имеют  эти  слова?  Обратимся  к  нашему  помощнику  -  толковому  словарю.
Слайд  4.
 Сообщение  темы  урока.
-Сегодня  у  нас  необычный  урок – урок  -  исследование.
Вы  все  станете  исследователями.  Кто  из  вас  знает,  кто  такой  исследователь?  А  где  можно  найти  точный  ответ?  Давайте  обратимся  к  словарю  Ожегова.
Слайд  5.
«Исследователь  тот,  кто  занимается  научными  исследованиями.  Исследовать-  подвергать  научному  изучению».
-Весь  ход  исследования  будем  записывать  в  журнал  наблюдений  (тетрадь)
Слайд  6.
Я  тетрадь  свою  открою
И,  как  надо,  положу.
Я,  друзья,  от  вас  не  скрою
Ручку  правильно  держу.
Сяду  прямо,  не  согнусь,
За  работу  я  возьмусь
 Минутка  чистописания.
-Внимательно  исследуйте  буквенное  поле.  (Работа  парами)  Определите,  какую  букву  мы  будем  сегодня  писать.  Она  встречается  в  каждой  строчке  данного  поля.
к н о ры ч м и ю
й ц в к а прд б
г щ у ы ч т к э я
з х ф ъ о д ж к с
-Верно,  мы  будем  писать  букву  к.
К  к  К  кКа  ку  ко  кл  км  кт  кв   кс  кр  
Кто  стучится  в  дверь  ко  мне?   ( С.  Я.  Маршак )-Охарактеризовать  букву  и  предложение.
Оценивание  своей  работы.
 Словарная  работа.  Отгадывание  кроссворда.
-А  сейчас давайте  узнаем,  что  мы  будем  исследовать.
Приятный  внешним  видом.
Хозяйственные  предметы,  предназначенные  для  хранения  продуктов,  а  также  для  еды,  питья.
Произведение  живописи,  выполненное  красками  на  бумаге.
Специалист,  который  преподаёт  какой-либо  учебный  предмет  в  школе.
Тонкая  палочка  графита,  вставленная  в  деревянную  оболочку.
Последний  осенний  месяц.
-Какое  слово  получилось  в  выделенном  столбце?
-Как  вы  думаете,  что  же  станет  темой  нашего  сегодняшнего  исследования?
к ра с и в ы й
по с у д а к а рт и н а у
ч и т е л ь к
а ра н д а ш
н
о я б рь 16344900корень
00корень
                               
3158490190526250901543056438901905
454914059056023679155905505715590550                                                                                                                                   
                                                                                                                                  
Оценивание  своей  работы.
Физминутка .    –Найдите  слова  с  одинаковым  словом.
Наши  пальчики  трудились,
Хорошо  писали.
Они  так  старались,
А  теперь  устали.
Мы  немного  отдохнём,
С  силой  кулачки  сожмём.
Пальцы  разжимаем
И  опять  сжимаем.
Раз,  два,  три,  четыре,  пять  -
Можно  ими  помахать.
В  чистый  ручеёк  руки  опускаем
И  усталость  с  пальчиков
Мы  водой  снимаем.
Спасибо,  водица,
За  новые  силы,
Теперь  мы  напишем
Все  буквы  красиво.
 Работа  по  теме  урока.
-Как  вы  думаете,  важная  ли  это  тема  в  изучении  русского  языка?  Почему?  А  может,  вы  вспомните,  какие  орфограммы  связаны  с  этой  темой?
Слайд  9.
-Что  такое  корень?   У  каких  предметов  есть  корни?  Для  чего  он  нужен? Сколько  значений  у  слова?
-Какое  из  его  значений  относится  к  науке  о  языке?
-Что такое  корень?  (Часть  слова).
44824651097915002806065450215246316555499010153654502151676401040765Часть слова  сслослова0Часть слова  сслослова234886510407660189166588265корень
0корень
     
-А  сейчас  я  расскажу  вам  одну  историю.  Много-много  лет назад  встретилось  людям  маленькое,  грустное,  но  очень  юркое  слово.  Пожалели  его  люди,  взяли  себе  и  думают:  «Что  с  ним  делать?»  А  слово  это  и  говорит:  «Посадите  меня  и  я  разрастусь  в  большое  красивое  дерево».  Посадили  его  люди,  и  стало  оно  расти.  Сначала  один  росток  пустило,  потом  другой,  третий.     Много  ростков  появилось  от  этого  слова.  Все  они  на  него  похожи,  но  и  своё  в  каждом  есть.    Вот  какое  дерево  выросло,  посмотрите.
Слайд  10.
Как – то  много  лет  назад  посадили  странный  сад.
Не  был  сад  фруктовым  -  был  он  просто  словом.
              Это  слово  -  слово  корень  разрастаться  стало  вскоре,
             И  плоды  нам  принесло  -  стало  много  новых  слов.
Вот  из  сада  вам  рассада,  вот  ещё  посадки  рядом.
А  вот  садовод.  С  ним  садовник  идёт.
Очень  интересно  гулять  в  саду  словесном.
-Что  общего  во  всех  словах?
-Попробуйте  прочитать  только  корень.
-Вы  поняли,  что  обозначает  это  слово?
-А  попробуйте    закрыть  корень  и  прочитать  оставшиеся  части.
-Ясен  ли  смысл?
-Правильно,  корень  -  это  главная  часть.  В  корне  заключён  смысл  слова.  От  него  «растут»  другие  слова.
-Дополним  схему.  Корень – это…
28346394749802472690589280101536554165523012401027430Значимая
часть
часть
0Значимая
часть
часть
43300651036955001676401027430Часть слова
0Часть слова
1948815198755корень
0корень
 
-При  помощи  какого  значка  выделяется  корень  слова?
-Как  одним  словом  можно  назвать  эти  слова?  (однокоренные )-Дополним  схему.
4615815123825Общая часть однокорен.слов0Общая часть однокорен.слов                                                                                         
 Работа  по  учебнику.
*Сравнение  своего  вывода  с  учебником  -  стр.  61
*Упражнение  в  выделении  корня  в  однокоренных  словах.
-Упражнение  107
*Работа  парами.  Записать  однокоренные  слова  с  корнями  труд,  цвет.
Слайд  11.
Слайд  12.
-Упражнение  108 .  Выборочное  выписывание  однокоренных  слов  и  выделение  корня.
Оценивание  своей  работы.
Продолжение  исследования.
-Проблемный  вопрос.  Всегда  ли  слова  с  одинаковым  корнем  будут  однокоренными?
-Работа  парами.  Исследуйте  пары  слов.  
Рис  -  рисунок
Горе  -  гора
Делить  -  дело
Соль   -  солист
-Какой  вывод  можно  сделать?
При  подборе  однокоренных  слов  нужно  обращать  внимание  на  значение  слов,  так  как  иногда  корень  в  словах  может  совпадать,  а  значение  нет,  и  тогда  такие  слова  не  будут  однокоренными.
Физкультминутка.  Игра  «Ловушка».
-Если  вы  услышали  пару  однокоренных  слов,  то  хлопаете  в  ладоши.  Если  пару  слов,  которые  не  являются  однокоренными,  то  приседаете.
Лес – лесник,  река – ручей,  стена – потолок,  кот – котик,  сад – садовый,  дом – домашний,  дом – дым,  желток – жёлтый,  вода – водичка,  хлеб – батон,  ветер – ветка. Закрепление  изученного.
-Работа  по  учебнику  -  упражнение  111.   Игра  «Лишнее  слово»
Выписать  из  каждой  группы  только  однокоренные  слова.  Выделить  корень
  -Устная  игра  «Найди  лишнее».
Слайды  14-15-16.  Игра  «Третий  лишний».
 Итог  урока.  
Слайд  17.
 10.  Рефлексия. 
-О  каких  понятиях  мы  сегодня  говорили?  Ответьте,  используя  вопросы.
                  О  чём?
                  Что?
                   Какая?
                   Как?
Игра  «Выбор».
Урок  полезен,  всё  понятно.
Лишь  кое-что  чуть-чуть  неясно.
Ещё  придётся  потрудиться.
Да,  трудно  всё-таки  учиться!
11.  Домашнее  задание:  упражнение     109 – 110  на  выбор.