План-конспект по русскому языку во 2 классе на тему Корень слова.Однокоренные слова.


Тема: «Корень слова. Однокоренные слова».
Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.Задачи:1. Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.2. Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.3. Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.Оборудование: А3-проблемные вопросы, А4- девиз урока, А4-самооценка-таблица, алгоритм, памятка «Работа в паре», мультимедийный проектор, презентация, учебник, смайлики «Рефлексия».
Ход урока
1.Организационный момент
Приветствие, настрой на урок.
У: Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться , а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
- Ребята, мы продолжаем изучать тайны родного языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.
Девиз нашего урока: Ум да разум надоумят сразу .Слайд 2
II.Актуализация опорных знаний
1.Чистописание.
Подготовка руки к письму. Самомассаж рук:
*большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной руки, потом другой;
*при помощи карандаша трем ладони с внутренней стороны, затем – с тыльной;
*заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук;
*дотрагиваемся руками до щёк, ощущаем тепло своих рук.
3 . Создание проблемной ситуации. Понятие о родственных словах и корне..(слайд №3)
- Грибная пора наступила. Смотри:
Из леса грибочку несут грибники.
А где-то еще притаился грибок…
Заглядывать нужно под каждый листок!
- Прочитайте запись. О чем четверостишие? Когда наступает грибная пора? О чем нужно помнить, собирая грибы? (съедобные, несъедобные). Какую пользу мы получаем, собирая грибы? (свежий воздух, ходьба, наклоны). Физкультминутка «По грибы» ( Глубокий вдох-выдох, ходьба на месте, наклоны, глубокий вдох-выдох).
- Найдите в тексте и выпишите родственные слова. Обсудите в парах, какие слова будете выписывать.
(Дети предлагают свои варианты)
- Почему мы испытываем затруднение? (Не знаем какие слова называются (родственными) однокоренными.
- Значит, что сегодня на уроке мы должны узнать? (что такое родственные слова)
- Что нам в этом поможет? (личный опыт, учитель, учебник)
4. Формулируем цель и задачи урока:
1) Что такое корень? (Слайд 6 )
2) Роль корня в слове.
3) Как выделить в слове корень?
4) Однокоренные слова .
5) Признаки однокоренных слов .
- Какие части растения вы знаете? (Слайд 7)
Учитель загадывает загадку: (Слайд 8)
Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту
Я не вверх, а вниз расту. (Корень)
- О каких значениях корня говорится в тексте загадки? (Слайд 9,10)
5. Послушайте сказку:
Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные слова соорудили корню домик, уютный и округлый.
Делаем вывод: Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными).
Стр.116-117 учебника, читаем правило.
6. Итак, какие же признаки есть у родственных слов?
Родственные слова – это:
1) слова близкие по смыслу.
Назовите из стихотворения близкие по смыслу слова (грибная, грибочки, грибники, грибок). Докажите.
2) в словах должна быть общая часть
Как называется общая часть? (корень)
Выделите в словах общую часть.(гриб-)
Как еще можно назвать родственные слова? (однокоренные)
Слайд №2 «признаки родственных слов»
V. Физкультминутка.
VI. Упражнения на закрепление.
Слайд №3. «Как растут слова».
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово-корень -
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот сада вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
Ну а вот и садовод.
И садовник с ним идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном!
- Найдите однокоренные слова. Выпишите. Выделите общую часть – корень.
2. Игра «Засели домик».
Одновременно в три домика приехали «родственники». Правильно ли родственники заселились в домики?
Дети по очереди выходят к доске и рядом со словом ставят «+» - если верно, «-» - если неверно, «?» - если затрудняется.
На доске: лис- мор- вод-
Лиса морской вода
Лист моряк водичка
Лисонька мороз водный
Лисий морячок водитель
3.Слайд №4 «Какое слово лишнее?»
Списать однокоренные слова, выделить корень.
Лес, лесной, лестница, лесник.
Гора, гореть, горный, пригорок.
Тепло, теплица, теплый, жаркий.
4.Слайд №5
Выписать однокоренные слова, выделить корень.
Тот, кто с гусятами близко знаком,
Знает: гусята гуляют гуськом;
Тот же, кто близко знаком с гусаком,
К ним не рискнет подойти босиком.
- Родня ли Гусеница Гусю? Почему?
5. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
Найти и выписать семью родственных слов. Выделить корень.
Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо…
Жили-были серый ёж и его ежиха.
Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребенок был у них –
Очень тихий ёжик.
Ребята обмениваются тетрадями в парах. Проводят проверку работы. Ставят оценку друг другу.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1.подведем итог урока. Я задаю вам вопросы, вы – отвечаете. Если ответ правильный – хлопаете в ладоши, если нет – топаете ногами.
Что мы называем корнем?
Какие слова называются однокоренными?
Какую мы цель ставили в начале урока?
2.Оцените свою работу. Обведите ту цифру, на какую, вы считаете, работали сегодня. (у детей оценочный лист с цифрами от 1 до 10). Кто поставил себе 10? 9? И т.д.
3.Д/з: упр.318 стр.118 (выписать однокоренные слова).Задание на выбор (дифференцированный подход).